Остановленные мгновения войны

Елена Павлова

В фойе СКФУ развернута выставка фотокора «Российской газеты» Владимира Аносова «Донбасс-2022».

Здесь живут люди
Александр ПлотниковЗдесь живут люди

Она будет работать до 16 декабря, так что увидеть ее смогут не только студенты факультета журналистики, которые были на открытии и мастер-классе, который провел для юных коллег человек, прошедший две войны (чеченские) как командир (он майор запаса), а последующие войны — как военкор.

 

Фотография — это документ и историческое свидетельство

Эти сорок работ на выставке — остановленные мгновения войны, которые можно и нужно рассматривать внимательно, и тогда они рассказывают о нынешней войне не меньше, чем телерепортажи и посты в телеграм-каналах. И мне очень понравилось, как внимательно всматривались в фотографии совсем юные парни и девчата, с каким вниманием они ловили каждое слово мэтра. Они неравнодушны, у них пытливый ум - судя по вопросам, которые задавали автору фотографий — значит, будут хорошими журналистами.

Заместитель председателя - руководитель аппарата правительства края Игорь Бабкин сказал на открытии выставки:

- Мы с нашим губернатором Владимиром Владимировым были там и знаем, что все, изображенное на фотографиях, — чистая правда. Она может быть шокирующей, пугающей, но такова реальность. Я понимаю, насколько сложно работать в таких условиях, видеть эти эмоции, но в каждом снимке есть надежда на то, что в скором времени это прекратится. Пулевые отверстия в стенах будут заделаны, будут построены новые дома, люди вернутся домой и жизнь наладится. Но нельзя забывать, какой ценой за этот мир придется заплатить.

Сам Владимир Аносов говорит, что фотография — это исторический документ, в том числе и юридического характера. Когда настанет время суда над нынешними фашистами и палачами, эти и другие фотографии, сделанные в разоренных городах, будут предъявлены стороной обвинения как доказательство военных преступлений. Так было на Нюрнбергском процессе, так будет и теперь.

Владимир Аносов со студентами СКФУ
Александр ПлотниковВладимир Аносов со студентами СКФУ

Владимир Аносов сказал также, что очень редко подвергает свои снимки компьютерной обработке. Это не гламур — это война. И фотошоп здесь только во вред. Военная фотография сильна своей непреукрашенной правдой - такой, как пробитое пулями лобовое стекло машины с надписью «Дети», как слова благодарности от мирных жителей освобожденных территорий, написанные на каске российского солдата, как ребенок, играющий возле своего полуразрушенного дома или старик на инвалидной коляске, чудом сохранивший под обстрелами двух козочек, которые теперь мирно пасутся на фоне остовов израненных многоэтажек... Да, на этих фотографиях сквозь боль, горечь и ужас войны и смерти словно лучик света пробивается жизнь, даже если эта жизнь продолжается в памяти — вот как на фото легендарной Корсы (командира ракетного дивизиона полковника Ольги Качура — Героя ДНР, Героя России, погибшей 4 августа этого года).

«Корса и две Звезды» Герой ДНР и Герой России Ольга Качура останется в памяти людей вот так — с улыбкой
Александр Плотников«Корса и две Звезды» Герой ДНР и Герой России Ольга Качура останется в памяти людей вот так — с улыбкой

Вот такой она останется в памяти людей — красивой смелой женщиной с немного уставшими глазами и с улыбкой...

 

Обе детские мечты сбылись

Таким представлен Донбасс 2022-го — переломного года в истории на фотографиях Владимира Аносова, которому можно только позавидовать, потому что не у каждого в жизни сбываются сразу две детские мечты, которые на момент выбора жизненного пути являются для юного человека дилеммой. Володя в школе такой дилеммой мучился — ему хотелось стать военным, но не меньше хотелось стать профессиональным фотографом. В результате парень выбрал все же военную стезю — учился, кстати, на Украине... Потом служил — в том числе и на Ставрополье, в авиачасти Буденновска, потом в Краснодарском крае. Понемногу, конечно, снимал на фотоаппарат (останавливал мгновения армейской службы, потом - чеченской войны). Делал это не для публикации снимков — большей частью для себя, на память. Первый опыт сотрудничества с газетой был не то, чтобы неудачным, а, скажем так, нервическим. Тогда он вместе со своей частью только вернулся из горячей командировки в Чечню... Бойцы и офицеры выполнили все поставленные задачи, а вот «боевых» им все никак не платили. В первую чеченскую это была чуть ли не типичная ситуация. Вот офицер Аносов о ней и написал в местную газету и фотографии предоставил... После публикации состоялся суровый разговор с начальством, где автору-правдоискателю было заявлено категорически — еще одно подобное выступление в прессе, и с армией Вы распроститесь.

Мирные картины освобожденного Мариуполя. «Повелитель коз»
Александр ПлотниковМирные картины освобожденного Мариуполя. «Повелитель коз»

Так что с журналистикой на время пути Владимира Аносова разошлись. Ну а много позже, уже после выхода в запас, «детская мечта о профессиональной фотографии» взяла над ним полную власть. Он даже учиться пошел этому делу. И когда полыхнула гражданская война на Украине, поехал на Донбасс. Сначала — как частное лицо. Жил там, узнавал людей — мирных и ополченцев, переживал с ними тяготы военного лихолетья, главным из которых были даже не обстрелы, а неопределенность, длительное «подвешенное состояние» между весьма условным миром и вполне реальной войной... И конечно майор запаса Аносов все это время работал, фиксировал на камеру, останавливал мгновения великого стояния Донбасса, о котором не только за границей, у нас в России и то далеко не все хотели знать, слышать и видеть. Но информационная политика многих изданий все-таки была честной, снимки Владимира Аносова стали появляться в печати.

 

Народ объединяется в священной войне со злом

И с начала спецоперации он работал на передовой и в освобожденных городах уже в качестве фотокора «Российской газеты». Конечно, это очень трудная работа — и физически, и морально. Она опасна. Поэтому требует соблюдения определенных правил, чтобы не сгинуть из-за собственной невнимательности или неоправданного риска. От шальных осколков или снайперской пули не застрахован никто, но есть правила выживания на войне — и о них забывать не стоит... Я видела, как горели глаза девчонок и парней — будущих журналистов, когда они задавали вопросы военкору. Заметно, что многие хотели бы тоже на фронт и прямо сейчас... Кто-то наверное и будет... Только вот о чем хотелось бы этих замечательных ребят предупредить — в работе военного корреспондента нет романтики... Совсем... Поймете вы это с первой же командировки. У этой работы другая мощнейшая сила притяжения — люди... Таких замечательных характеров в такой концентрации в мирной жизни мы не встречаем. И такой степени самоотверженности — тоже... И вот эти характеры, судьбы — кладезь для любого журналиста.

Вот некоторые ребята-студенты удивились, когда Владимир Аносов рассказывал, что старается знакомиться с людьми, разговаривать, узнавать героев своих фоторепортажей. Им еще только предстоит узнать, что степень воздействия твоего материала или фотографии на читателя напрямую зависит от степени твоей личной погруженности и сопереживания тому, о чем ты пишешь или снимаешь. Это осознание придет к вам в первой же фронтовой поездке. Если нет, то военкорство просто не ваша стезя. В мирной жизни тоже много важных значимых тем для журналиста. А вот те ребята, которые кроме адреналина почувствуют личную сопричастность к происходящему на фронте, никогда не смогут отказаться от этой темы... И даже возвращаясь из командировки, вы всегда будете чувствовать ностальгию и ждать командировки следующей.

Люди отдают семейные реликвии в дар пострадавшему храму Волновахи
Александр ПлотниковЛюди отдают семейные реликвии в дар пострадавшему храму Волновахи

…Напоследок — пример, как фотография или материал может по-настоящему будоражить души. Так в Волновахе Александр Аносов познакомился с настоятелем Свято-Преображенского храма города Волноваха отцом Александром. Город был освобожден нашими войсками весной, но сильно пострадал — в том числе потому, что отступающие «защитники Украины» действовали в оставляемых городах по принципу гитлеровцев — все взрывать, поджигать, оставлять после себя чистое поле. Храм тоже пострадал — иконостас да некоторые стены уцелели. И вот после выхода материалов с рассказом о разрушенном храме, многие люди из разных уголков России откликнулись, более 600 тысяч рублей на восстановление собрали — волонтеры туда по-ехали помогать восстанавливать церковь. А вот эта девушка на снимке — ставропольчанка Ася Адиханян прямо на открытии выставки передала в дар израненному храму старые иконы, которые хранились в ее семье. В том числе — и лик Казанской Божьей Матери — небесной покровительницы России.

– Пусть эти иконы поддерживают в жителях Волновахи веру, ведь вера в Бога помогает жить, оставаться добрым, честным и справедливым, - сказала Ася.

Протоиерей Владимир Сафронов напомнил гостям и организаторам выставки слова историка и философа Льва Гумилева: «Русь началась с Куликовской битвы. Сражаться на поле Куликовом представители отдельных княжеств, а закончили битву единым русским народом. Так и сейчас происходит — народ объединяется в священной войне со злом».

СВО, Донбасс, протоиерей Владимир Сафронов, священная война со злом, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, война, спецоперация, Нюрнбергский процесс

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление