Оставляйте хоть что-нибудь хорошее после себя

Ольга Метёлкина

 

Оставляйте хоть что-нибудь хорошее после себя

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась юбилейная выставка Евгения Биценко

Если вы хотите поставить собеседника в тупик, задайте ему вопрос: в чем смысл жизни? У меня не было такой задачи, когда я шла на встречу с известным мастером, замечательным художником, недавно отметившим свой 80-летний юбилей, Евгением Биценко, но обойти тему: ради чего всё-таки стоит жить на этой земле, не удалось. К тому же мне было по-настоящему важно услышать ответ из уст этого человека...
Юбилейная выставка заслуженного художника России Евгения Федоровича Биценко под названием «Новая встреча» открылась на прошлой неделе в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Получилась действительно замечательная встреча с мастером и его работами, созданными на протяжении полувека. За это время менялись правители страны и идейные направления в искусстве, уходили в историю целые государства, а Евгений Биценко как настоящий художник и тогда, и сейчас ни дня не сидел без работы.
В голодные послевоенные годы его увлечения живописью не понимали даже родители. А он, студент Рязанского художественного училища, а затем Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, — постигал тайны высокого искусства и секреты простого ремесла. Его учителем был ученик самого Репина – Иван Петрович Степашкин. Не случайно же репинская школа просматривается в академической манере рисунка Евгения Биценко.
– Кем бы Вы работали, Евгений Федорович, - спрашиваю мастера, - если бы, не дай Бог, не стали художником?
Он смеется и без раздумий отвечает:
- Пастухом в деревне, и нормально бы жил.
В есенинских местах, откуда родом Евгений Биценко, кажется, что вдохновение можно черпать из самого воздуха, поэтому, видимо, художественная тропка была ему предопределена свыше. Не случайно сегодня Евгений Федорович говорит: «Я благодарен судьбе за то, что занимаюсь любимым делом. Что может быть прекраснее, когда ты любишь свою работу?!». У Биценко это даже не любовь, а настоящая страсть. Вот и работы свои он называет «любовницами», а их у художника около двух тысяч! У каждой свой характер, своя история.
У самого входа на выставку глаз выхватывает полотно «Ленин в Разливе». Неужели? И тема вроде бы нынче неактуальная, и персона пережила свою эпоху идеологического преклонения. Но если вглядеться получше... Лежит вождь на пузе, сверкая босыми пятками. Рядом его башмаки стоят, поодаль — блестит топор, прислоненный к пню. И всё это написано в 1964 году. Тогда выставком ощетинился против автора за столь фривольное обращение с идеологическим идолом. Чуть из Союза художников не выгнали. «Почему это у тебя Ленин босой? Непорядок!». Про топор, который после Разлива обрушился на матушку-Россию, тогда никто не сказал. Это сегодня, глядя на полотно, сразу обращаешь внимание на холодное лезвие...
Тогда в «оттепельные 60-е» и представить было невозможно, что когда-нибудь не станет Советского Союза, братские республики отгородятся от своих соседей границами, а 90-е годы, когда, по партийным прогнозам, в СССР будет торжествовать коммунизм, останутся в народной памяти с эпитетом «лихие». Переломное время не могло бесследно пройти для художника. Он вместе со страной переживал тяжелые времена, невозможность мириться с происходящим. И вот тогда появилась серия работ «Сновидения». Они и сегодня вызывают неоднозначную оценку у коллег и ценителей искусства. Вот - советская власть в образе буренки, которую со всех сторон обступили жадные до дармовщинки потребители. Или плеяда советских руководителей разных времен, тянущих руки к императорской короне. Или отец народов Иосиф Виссарионович на том свете между ангелами света и тьмы. Всё это сложно для восприятия, но художнику было важно выразить своё отношение к происходящему именно в такой гротесковой манере.
Гораздо ближе и созвучнее моему восприятию библейская тема в творчестве Евгения Биценко. Вдруг ощущаешь ком в горле возле полотна «Снятие с креста». Сколько великих мастеров разных времен и стран использовали эту тему, но ни разу не приходилось видеть божественные образы столь очеловеченными. Сколько любви и сострадания в облике Девы Марии, прильнувшей к бездыханному телу Иисуса!.. Мама Евгения Федоровича была верующей, и в память о ней художник поклялся создать серию работ по библейским сюжетам. И сдержал слово.
Образ матери занимает центральное место в галерее портретов «Люди земли рязанской», созданных Евгением Биценко на его малой родине. Вот она, скромная сельская труженица, подарившая нам замечательного художника, наделившая его редким талантом — любить людей. «Зачем ты меня такую некрасивую нарисовал?» - говорила она сыну.
Глядя на портреты земляков, однокашников, друзей Е. Биценко, понимаешь, как тонко он чувствует человека, проникает в самую душу, находя в ней лучшее. Моделями для его работ были и становятся люди самой разной социальной принадлежности и профессий. И если в 60-80-е он охотно создавал портреты рабочих, колхозников, строителей БАМа, это вовсе не значит, что руководствовался конъюнктурными соображениями. Достаточно посмотреть в глаза тем людям. Десять лет назад Е. Биценко неожиданно для многих отправился в «горячую точку». Сотни рисунков, сделанных в Аргунском ущелье, вошли в его «Чеченский альбом». Гражданский поступок художника Федеральная пограничная служба России отметила званием лауреата премии «Золотой венец границы».
На сегодня 55 работ Евгения Федоровича Биценко находятся в фондах краевого музея изобразительных искусств. В собрании Ставропольского государственного музея-заповедника заняли достойное место парадные портреты основателей,
Г. Прозрителева и Г. Праве, работы художника. А сколько еще полотен и рисунков разошлись по другим музейным и частным коллекциям, и сосчитать невозможно...
На юбилейную выставку Евгения Биценко пришло столько гостей, что большой зал музея изобразительных искусств с трудом их вместил: коллеги по творческому цеху, ученики (Евгений Федорович в свое время стал одним из первых преподавателей Ставропольского художественного училища), интеллигенция, участники знаменитых творческих встреч в музее изоискусств и мастерской художника. Такого внимания заслуживает далеко не каждый мастер. «Так всё-таки, ради чего стоит жить?» - повторяю свой вопрос. Евгений Федорович недоумевает: неужели непонятно?
- Вот прошел я сегодня по солнечному Ставрополю, вижу — деревья, дома, женщины красивые, и я в восторге, что живу. Человек видит красоту, и разве не это заставляет его жить, двигаться, что-то делать. Что может быть прекраснее жизни? Конечно, еще интереснее, когда не просто потребительски существуешь, а что-то оставляешь людям. Все мудрецы говорили: оставляйте хоть что-нибудь хорошее после себя.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление