Осторожные положительные тенденции потребления

Олег Чесноков

Эксперты почти в один голос отмечают позитивный фактор: потребительский спрос граждан России начал постепенно оживать в некоторых направлениях, а в сфере услуг уже наблюдается прямо-таки настоящий рост. Сегодня наши соотечественники снова берут кредиты и готовы тратить накопленные сбережения.

 

Рост быстрее ожидаемого

В текущем мае заметно увеличился спрос на туристические услуги и развлечения. Граждане активнее стали посещать концертные залы и кинотеатры, а также больше тратятся на одежду. В Центральном банке России отмечают, активность в отечественной экономике растет быстрее, чем это прогнозировалось. По данным регулятора, растут расходы граждан. Это в первую очередь касается сферы услуг, а также прибавляет темпы спрос на кредиты. Кроме того, потребление поддерживают такие важные факторы, как рост заработных плат и улучшение настроения потребителей.

В то же время многие аналитики подчёркивают, что как раз роста реальных потребительских расходов, если учитывать инфляцию, пока не наблюдается. В начале текущего года данный показатель лишь вернулся на уровень прошедшей осени и никак не добрался до цифр августа – октября позапрошлого года. Оживление спроса заметно лишь в некоторых сферах. Это касается услуг, где наблюдается полноценный рост, а также продуктов питания и автомобильных продаж. В частности, приводятся такие данные – потребительский спрос в течение первых трёх месяцев этого года увеличился за счёт платных услуг, оказываемых населению. В сравнении с аналогичным прошлогодним периодом он прибавил 10,7 %. Драйверами роста здесь выступают выросшие на 64 % курьерские и на 26% туристические услуги. Также по итогам первого квартала в годовом выражении почти на 4 % увеличился оборот общественного питания.

 

Хорошее настроение потребителей

Существует такой показатель – «индекс потребительских настроений». Он рассчитывается Центральным банком страны, и сегодня действительно растет. Более того, в настоящее время он находится на самом высоком уровне за последние несколько лет и даже близок к пятилетнему максимуму. Индекс определяется на основе данных социологических опросов, в ходе которых выборочным категориям россиян задают вопросы об их личном благосостоянии и просят высказать мнение о дальнейшем ходе экономического развития страны, о ситуации на потребительских рынках, а также о том, хорошее ли сейчас время для осуществления крупных покупок. Улучшение настроений потребителей, помимо данных Центробанка, подтверждают и независимые исследования.

Об улучшении ситуации говорит и индекс розничной торговли. Данный показатель отражает ситуацию с физическим оборотом товаров. В частности, в минувшем году после обвала весной он оказался почти на 10% ниже уровня позапрошлого года. Сегодня этот разрыв начинает понемногу сокращаться. Как отмечают отдельные специалисты, предпосылки к оживлению потребительской активности уже реально заметны. А происходит это за счёт роста реальных доходов граждан на фоне торможения уровня инфляции. Даже, несмотря на то, что рост этих доходов довольно символический – в первом квартале 2023-го они стали больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом только на одну десятую процента. Но всё-таки это рост.

Есть тенденция увеличения заработных плат в среднем, и, скорее всего, этот процесс продолжится, чему будет способствовать несколько факторов. Это и дефицит рабочей силы при рекордно низком уровне безработицы, и выплаты государства мобилизованным и добровольцам, принимающим участие в специальной военной операции.

В то же время федеральное Министерство экономического развития не так давно предупреждало о стагнации спроса как одной из ключевых проблем отечественной экономики. Ряд экономистов также отмечают, что темпы роста реальных доходов граждан в первом квартале нынешнего года хотя и были в символическом плюсе, но практически оставались на прежнем уровне. Приводятся и такие данные – в сравнении с уровнем, наблюдавшимся десять лет назад, то есть в первом квартале 2013-го, реальные доходы населения сегодня на восемь с лишним процентов ниже. Но всё-таки всем нам хочется верить в лучшее.

 

Готовность потратить накопления

По мнению аналитиков, здесь дело не только в среднем увеличении заработных плат в стране. В Центральном банке России думают, что граждане готовы тратить накопления. Дело в том, что объём наличных денег и средств на текущих счетах россиян растёт. В этой связи даже небольшое улучшение ситуации может привести к тратам накопленных средств потому, что будет работать в качестве фактора отложенного спроса.

Важно помнить, как подчёркивают некоторые финансовые аналитики, что в минувшем году потребительская модель в стране резко изменилась. Россияне перешли с трат на сбережения, которые и выступили в роли базы для будущего восстановления и даже роста объёма расходов на личное потребление. Важно, что этому росту накоплений оказывают содействие такие факторы, как ограничение туризма за рубежом, а также резкое снижение автомобильного рынка и уменьшение количества крупных покупок.

По прогнозу, которые даёт Центральный банк, увеличение потребления в нынешнем году будет находиться в пределах 1,3% – 1,5% по сравнению с 2022-м. Столь незначительный рост связан именно с тем, что норма сбережения в стране все ещё высока и в конце предыдущего – начале нынешнего года находилась на уровне 6% – 7%. Для сравнения за год до этого было 2% – 4%. Также важно, что наши соотечественники тратят немалую часть своих доходов 14% – 15 % – на обязательные платежи, что также сдерживает потребительский потенциал.

В то же время отложенный спрос является важным фактором. Стоит напомнить, что потребительский рынок находится в нестабильном состоянии четвертый год подряд. Так, сначала покупки, в первую очередь туристические поездки и развлечения, были отложены из-за пандемии коронавируса. После начались проблемы с чипами, резко повысившие цены на электронику и автомобили. Ну а в начале прошлого года, в связи с проведением специальной военной операции и введением санкций со стороны недружественных западных государств, произошла перестройка товарных потоков плюс обрушение автомобильного рынка. В то же время и бытовая техника, и домашняя обстановка, и одежда, и автомобили, находящиеся в собственности у граждан, требуют обновления.

Не надо забывать, что два-три года назад в России был пик строительства недвижимости. Сейчас новостройки постепенно сдают в эксплуатацию, и их надо ремонтировать и обустраивать. Кроме того, депозитные и кредитные ставки вернулись к уровню конца позапрошлого – начала прошлого года. В Центробанке отмечают, что вместе с увеличением расходов россиян и рядом других факторов это реально может дать в ближайшее время оживление и восстановление спроса и даже его рост.

 

Где-то хуже, где-то лучше

На самом низком уровне сейчас находятся расходы россиян на непродовольственные товары. Они хоть и начали расти в марте нынешнего года, но пока не достигли уровня начала прошлогодней весны. По данным Федеральной службы государственной статистики – Росстата, оборот розничной торговли в непродовольственной сфере в первом квартале текущего года оказался на 10,6 % ниже, чем за такой же прошлогодний период. Так, продажи телефонов снизились на 21 % по сравнению с первыми тремя месяцами 2022-го, телевизоров – на 27%, стиральных машин – на 26 %, холодильников – на 32 %. Ряд специалистов связывают спад спроса в непродовольственном секторе с продлением гражданами срока использования имеющейся у них бытовой техники. Есть и другое объяснение, которое заключается в физическом сокращении количества занятых россиян в возрасте от 25 до 34 лет, являющихся самой активной категорией потребителей.

Между тем по ряду непродовольственных товаров спрос все-таки присутствует. Ряд аналитиков отмечают оживление спроса покупателей в онлайн-торговле. Во втором квартале прошлого года число таких продаж резко снизилось, что объясняется уходом некоторых иностранных брендов и серьёзным скачком цен. Сегодня ситуация по сравнению с положением дел прошлого года изменилась, и даже наблюдается рост на 15 %. Среди наиболее востребованных категорий товаров в Интернете лидируют спортивная одежда, мебель и инструменты. Заметно вырос спрос на спортивное питание, туристические услуги, развлечения, в том числе концерты и кино, а также на одежду. В апреле зафиксировано увеличение сезонного спроса на транспортные средства для активного городского отдыха и на инвентарь для уличного спорта, на товары для сада и дачи и для туризма. Граждане начали планировать активный отдых в теплый сезон, о чём свидетельствует возросший спрос в онлайн-торговле на кемпинговую мебель, палатки и спальные мешки.

В то же время годовая динамика показывает, что спрос на все перечисленные выше категории товаров всё-таки снизился. В текущем году уменьшилась активность покупателей электроники и бытовой техники. Традиционный рост спроса на гаджеты можно ожидать до конца лета, что будет связано с покупками к деловому сезону и началу учебного года.

А вот автомобильный рынок все же начинает оживать, хоть и довольно медленно – до показателей самого начала прошлого года пока далеко. В марте в нашей стране было продано 60 тысяч автомобилей, что почти вдвое больше, чем год назад. Именно тогда случился массовый уход западных брендов из России и произошёл значительный скачок цен. Автосалоны также подтверждают, что их дела поправляются.

Отдельно стоит остановиться на рынке недвижимости, где бум двух- и трёхлетней давности закончился. По данным Росреестра, число сделок в последнем квартале 2022-го было на 15 % меньше, чем годом ранее. То есть рынок недвижимости в прошлом году практически откатился к показателям 2019 года, но дальше он не сокращается.

 

Услуги в качестве экономического драйвера

Реальные расходы граждан на продукты питания сейчас находятся на уровне лета минувшего года. Эксперты отмечают прошлогоднее сокращение оборота торговли в крупнейших торговых сетях на 5 %. Потребители перестали покупать дорогие деликатесы, отдавая предпочтение самым необходимым и более дешевым товарам. Постепенно спрос на продукты возвращается, хотя в приоритете до сих пор находятся те из них, что дешевле или реализуются магазинами низких цен – дискаунтерами.

Граждане в этом году стали тратить больше денег на посещение кафе и ресторанов. В первом квартале количество покупок в ресторанах и барах увеличилось на 9%, а их обороты выросли на 20 % по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Сектор услуг стал единственным, который вышел в плюс после прошлогоднего падения. В первом весеннем месяце потребители потратили на эти цели на 9 % больше по сравнению с январем и февралем, и сегодня эта статистика находится на четырехлетнем максимуме.

 

Кредиты возвращаются

О желании граждан увеличивать свои траты свидетельствует и рынок кредитования. Представители отечественной банковской сферы подчёркивают, что объём выданных потребительских кредитов, заёмных средств на покупки автомобилей, а также кредитных карт в начале текущего года увеличивается. Знаковым показателем в этом направлении служат хорошие темпы прироста кредитного портфеля у крупнейшего банка страны. Только в апреле сумма выдаваемых розничных кредитов выросла на 2 %, или на 600 миллиардов рублей, а с начала года увеличение составило 6,8 %.

Экономика страны оживает, о чём красноречиво свидетельствует статистика, а подогревают этот процесс позитивные ожидания россиян, которым всегда было свойственно верить в лучшее.

сфера услуг, потребительская корзина, экономика, рынок кредитования, заработная плата

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление