От Костромы до Кологрива

Виталий Задорожный

Геральдическая история России

Заволжье, богатое природными ресурсами, с обилием лесов, ценного пушного зверя, рыбы, соляных месторождений, привлекало славян, выходцев из Юго-Западной Руси, которые переселялись сюда в конце ХI века и основали небольшое поселение. Этот край дремучих лесов и болот дольше других мест сохранял обычаи глухой старины. Позднее, около 1152 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя северную границу своих владений, заложил при слиянии рек Костромы и Волги пограничный город-крепость, получивший имя Кострома.

Летопись рассказывает, что ростовский князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо, в 1213 году сжег принадлежавшую его брату, владимирскому князю Юрию, город Кострому и отвел пленных жителей в удельный Ростов. В 1238 году вновь отстроенная Кострома была снова сожжена, но уже войсками Батыя, разорившими все волжские города. Жители города еще не раз с оружием в руках восставали против ордынцев. Сохранились сведения о победах костромичей над монголо-татарами в битве у озера Святого.

Кострома управлялась назначенными Москвой воеводами. Великие князья считали этот город надежным местом в ненадежное время. Здесь в 1382 году Дмитрий Донской укрывался от хана Тохтамыша. В начале ХУ века Кострома вместе с Галичем становится центром борьбы между московским князем Василием 11 и сыновьями Юрия Звенигородского, Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое московское княжение. Город страдал от набегов отрядов конницы казанских татар, не раз внезапно нападавших на Кострому, грабивших и сжигавших ее посады.

С ХVII века началось новое время в развитии Костромы, связанное с процветанием соседнего Ярославля, перекрестного пункта многих торговых путей. Кострома была первым городом вниз по Волге после Ярославля, и здесь начали селиться не только русские, но и иностранные купцы. К началу ХVIII века Кострома по числу населения была пятым городом в России. Плотники, каменщики, штукатуры и столяры Костромского края обстраивали Москву, Петербург и другие города России.

В 1708 году Кострома с уездом вошла в состав Московской губернии, а в 1719 году стала центром провинции. На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом.

Кострома быстро развивалась и после окончания войны, чему способствовало ее расположение на торговом пути. К середине ХIХ века сложился и архитектурный облик города. Кострома была поделена на две части: старый город с кремлем и новый с посадом. Центр Костромы представлял собой ансамбль, созданный на основе регулярного плана застройки и сделавшийся одним из лучших образцов русского классицизма в стране.

Имена многих деятелей русской культуры связаны с Костромой. Это родина основателя первого в России театра Федора Волкова и талантливого мастера-портретиста первой половины ХIХ века Александра Полякова, приглашенного для создания портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце в Петербурге. В Костроме отбывали ссылку будущие герои войны 1812 года атаман Матвей Иванович Платов и генерал Алексей Петрович Ермолов, бюст которого установлен в Ставрополе. Родился и жил в Костроме Николай Мартьянович Сипягин, основатель общества любителей военных наук, военный губернатор Грузии, адъютант князя Багратиона. С костромской землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева.

В гербе Костромы, Высочайше утвержденном 24 октября 1767 года, в голубом поле галера под Императорским штандартом, плывущая по реке, с тремя фонарями и с опущенными лестницами.

В январе 1536 года великому князю и его матери из волостей Корега, Ликурга, Залесье Костромского уезда били челом, чтобы государь велел поставить новый город. И князь великий и мать его великая княгиня велели поставить на Кореге Буй-город, о чём свидетельствует Никоновская летопись. Историки считают, что построение крепости было вызвано необходимостью защитить восточные рубежи Русского государства от набегов казанских татар, мордвы и черемисов. Распространённая версия происхождения названия: открытое высокое место, площадь около церкви с домами. Существуют и иные предположения. Однако уже через двадцать лет после своей постройки город потерял всякое военное значение — Казань была взята, набеги прекратились. Какой-то важной потребности, кроме почтовой, иметь ещё один город в 40 верстах от древнего Галича не было. В 1587 году в Буй был сослан князь Андрей Иванович Шуйский. В 1778 году Буй стал уездным городом; только при Павле I, в период 1796—1802 годов, город был заштатным.

Во время екатерининской административной реформы был составлен план города, предусматривавший устройство девяти улиц, отходивших от центра; образованы были три — Успенская (ныне  улица Октябрьской революции), Мещанская (ныне улица Ленина) и Костромская (ныне  улица Карла Маркса). Их пересекали две улицы, шедшие от набережной Вёксы до набережной Костромы — Круглая (ныне  улица 1 Мая) и Окологородная (ныне  улица Социализма). В 1850 году в городе был только один жилой каменный дом и 257 деревянных.

К 1850-м годам число его жителей едва перевалило за две тысячи человек. Большинство жителей составляли мещане — крестьяне, занимавшиеся каким-либо ремесленным промыслом. Ремесло было самым разнообразным: гончарное, скобяное, кожевенное, валяное, шерстяное, столярное, малярное, кузнечное, маслобойное. Кроме того, мещане занимались сплавом леса по реке Костроме, хлебопашеством и огородничеством. Общим признаком был его кустарный характер и низкое качество. Поэтому рынок сбыта был исключительно местным. Даже вывоз продукции в соседние районы считался коммерческой удачей.

Почти всё население уезда проживало тогда в деревнях — раз в 30 больше, чем в городе. Начиная с середины XIX века в уезде, как и в целом по стране, начался быстрый рост численности населения.

В конце XIX века в Буе появились первые промышленные предприятия, одним из первых — винокуренный завод Александра Федотовича Кудрявцева: силами всего 40 работников производилось ежегодно 600 тысяч литров водки, зарплату они получали натурой — вёдрами водки. Благодаря мягкой болотной воде продукция завода была очень высокого качества и находила сбыт даже в столицах. Другое предприятие — завод «Хвоя», принадлежавший А. Э. Жадовскому и А. В. Перелешину. В уезде основной отраслью промышленности была лесная; главными владельцами местных лесодобывающих предприятий были Сипягины, В. П. Пухов, Н. С. Яковлев.

В верхней части герба города Буя – часть герба Костромского. В нижней: в голубом поле – железный якорь с привязанным на золотой веревке буем, означающим имя сего города.

К Костромской губернии относился и город Ветлуга. Ныне он находится в Нижегородской области России. Это административный центр Ветлужского муниципального района. Расположен город на правом возвышенном берегу реки Ветлуги, при впадении в неё реки Красницы, в 47 км к северу от железнодорожной станции Урень. Населенный пункт – будущий город - был основан в 1636 году. По другим данным — в XIII веке. Статус города получил в 1778 году. Город был административным центром крупнейшего в Поветлужье уезда. Ветлуга является одним из древних поселений. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского княжества, которое располагалось на западе Марийского края, был основан город Юр. Точное время основания и местоположение города неизвестно. Большинство историков считает, что он находился в левобережной низкой заболоченной части Поветлужья на берегу реки Юрьевка - притоке реки Ветлуги - близ местоположения современного города Ветлуги. По другой версии, город Юр находился на правом, высоком берегу Ветлуги в точности на месте расположения современного города.

Известно, что в 1280-х годах кугуз Бай укрепил уже существовавшее к тому моменту селение Юр. В то время город был одним из основных укреплённых пунктов княжества. Через Поветлужье проходил с севера на юг очень важный сухопутно-водный путь из реки Северная Двина на бассейн Волги. Через город также проходила с запада на восток большая сухопутная дорога из костромских земель в марийские.

В XIV веке ветлужский кугуз Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил войско князя Андрея Фёдоровича.

В январе 1468 года рать галицких князей под начальством князя Семёна Романовича Ярославского, действовавшего по приказу Великого князя московского Ивана III Васильевича, завоевала город. Юр был разрушен и сожжён полностью. Прилегающая местность была опустошена, оставалась малонаселённой несколько десятилетий. Постепенно она заселялась русскими переселенцами, основавшими вблизи этого места несколько деревень.

В первой половине XVII столетия правобережье Ветлуги уже было заселено русскими, где между прочими деревнями существовала деревня Шулепникова Ветлужской волости Костромского наместничества. В 1606 году дозорщики Иван Сытин и Михаил Тюхин засвидетельствовали на этом месте Воскресенский погост и деревню Щупликову - в позднейших документах — Щуплино, Щулепниково. В 1637 году деревня была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем княжне Мстиславской. С постройкой в первой половине XVIII века церкви село получает новое имя: Верхнее Воскресение.

В 1778 году село было куплено действительным тайным советником Костромским генерал-губернатором Алексеем Петровичем Мельгуновым за 8600 рублей вместе со всем имуществом и населением, состоящим из 82 душ мужчин. Счет велся только мужского населения. По Указу Екатерины II от 5 (18) сентября 1778 года село было преобразовано в уездный город Ветлугу Костромского наместничества, Унженской провинции. Сам Мельгунов и испросил для бывшего своего села статус города.

Но в народе есть другая легенда о том, как Верхнее Воскресенское стало городом Ветлугой. Якобы жители села, затеяв превратить его в город, послали делегацию бить о том челом матушке-императрице. Принял их Потемкин, обещал удовлетворить просьбу с условием, что они в своих деревенских костюмах и лаптях спляшут «русского» перед Екатериной. Ветлужане проплясали на дворцовом паркете, царица, вдоволь посмеявшись, подписала указ об основании города Ветлуги. С тех пор пошло выражение «ветлужские лапотники выплясали Ветлугу».

Щит герба города Ветлуги разделен надвое. В верхней части – герб Костромской, а в нижней, в серебряном поле – куст дерева ветлы, означающий имя сего города.

И завершаем мы наше путешествие по Костромской губернии в городе с красивым названием – Кологрив. История его состоит из двух этапов. Первый — это история Старого Кологрива, что стоял выше на тридцать три километра по реке Унже. В XVI веке здесь была Шишкилевская волость, центром которой считался погост с церковью Михаила Архангела. Волость была плотно заселена, селения в основном занимали правый берег Унжи, поперек изрезанный оврагами с лесными гривами на возвышенностях. Эта волость упоминается в летописях с 1536 года, когда на нее напали казанские татары, совершавшие набег на галичский край.

Шишкилево упоминается и в 1563 году, когда по приказу царя Ивана Грозного собирали ратников на Ливонскую войну. Но ни в 1536-х, ни в 1563-х годах Шишкилево не именовалось Кологривом. Видимо, Кологрив был основан как крепость на высоком берегу Унжи рядом с погостом Архангельским. В межевой книге Галичского уезда 1647 года есть запись, которая проливает свет на историю Старого Кологрива. Когда на правом берегу Унжи построили деревянную крепость, ее назвали Окологривье, то есть находящийся у высокого гребня, между оврагами. Позже буква «О» была отброшена и крепость называлась Кологривом. Стоявшая рядом на погосте церковь Михаила Архангела была перенесена в город с соблюдением всех традиций: при переносе церкви на новое место название сохранялось, а на старом месте ставилась часовня. Место было свято и застройке не подлежало. Рядом с крепостью для прихожан волости построили Макарьевскую церковь.

В 1700 году род касимовских царей угас, и деревни Кичинской волости перешли в Дворцовый приказ, их стали раздавать в поместья служивым людям в качестве жалования за службу. Когда крепость Кологрива потеряла военное значение в середине XVI века, после падения Казанского ханства, за нею уже не следили. Стены крепости состояли из городней — продольных деревянных срубов, поставленных в ряд и для устойчивости засыпанных внутри землей.

Со временем все больше и больше хирел Старый Кологрив. И только церкви еще здесь в это время стояли. Когда администрация совсем покинула это место и перебралась на погост Кичино, Старый Кологрив стал называться, по имени главной его церкви, селом Архангельским, и оно стало центром Архангельской волости. Название же Шишкилево было забыто и в документах не упоминалось.

Новое место для Кологрива избрал и утвердил ярославско-костромской наместник А.П.Мельгунов; официально датой основания принято считать 1778 год. Но еще задолго до этого все учреждения Кологрива были переведены в Кичино. Вот что писал в 1767 году посланный из Галичской провинциальной канцелярии майор Панфилов: «Кологривская канцелярия на погосте Кичино построена первым воеводой Иваном Рогозиным в 1728 году, для жительства построены там дома, а в Галичской канцелярии о всем этом не значится. Да на погосте Кичино построено строение для казенного кошту, питейный дом для продажи вина да подвал, где хранится поставочное вино, да для продажи соли амбар, а строил в Кичине воевода все самоуправством».

Панфилов признает преимущества Кичина: «А в селе Кичино, где ныне находится воеводская канцелярия, тюремная изба, питейный дом, соляной амбар, казенный винный завод, церквей деревянных две, дворов поповых три, обывательских домов четыре, штатной команды солдат шестнадцать человек, и деревни к оному селу разные вблизи. Положение оного села и место против города Кологрива доброе лучше. Вода берется поблизости из рек Унжи и Кичинки. Для всякого строения лесов поблизости получать способнее, и к тому же большая проезжая дорога расчищена к тому же селу Кичину, мне признается удобно все иметь в селе Кичине, нежели оное все строение перевозить в Кологрив, и для перевозки всего будет убыток казне».

Итак, переводом Старого Кологрива в село Кичино город обязан не наместнику А.П.Мельгунову, а воеводе Ивану Ивановичу Рогозину. Это сын дьяка Ивана Рогозина, служившего в конце XVII века в приказе в Москве. Ему царем Алексеем Михайловичей было пожаловано поместье в Чухломской осаде. Память о воеводе И.И.Рогозине как основателе современного Кологрива в 1728 году должна быть сохранена.

В 1628 году Кичино с деревнями принадлежало воеводе П.Г.Хомутову. Он выдал свою дочь Евдокию замуж за Ф.П.Нарышкина, брат которого известный Кирилл Полуэктович Нарышкин был тестем царя Алексея Михайловича и отцом царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. Кичино как приданое перешло к Нарышкину. Мать Петра I Н.К.Нарышкина приходилась владельцу Кичина племянницей, а сам Петр III был его внучатым племянником.

В роду Нарышкиных кичинская вотчина была до 1697 года. Брат царицы Мартемьян Кириллович Нарышкин, был женат на дочери касимовского царевича Василия Арсановича, отец которого был внуком сибирского царя Кучума, и в 1697 году, после смерти М.К.Нарышкина кичинская вотчина перешла в Казанский дворец — учреждение, ведавшее в России делами Казани и Сибири.

Красив герб города Кологрива. В 1-й части – герб Костромской, а во 2-й, в золотом поле – лошадиная голова с крутою гривою, означающая имя сего города.

 

геральдика, история

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление