от Томска до Баргузина

Виталий Задорожный

геральдическая история России

Начало городу Томску положил острог, выстроенный в 1604 году отрядом служилых людей. Для возведения острога было выбрано место на правом берегу реки Томи, давшей имя будущему городу. С трех сторон это место имело естественные укрепления, реку, болота и крутой обрыв. Четвертую, северную сторону укрепили при строительстве. Центральную часть острога обнесли деревянными стенами, со сторожевыми башнями и воротами. На башнях стояли пушки и пищали, там постоянно несли караул. Томский острог стал одной из опорных баз для отрядов казаков, двигавшихся дальше - на юг и восток - в поиске новых земель и удобных путей к берегам Охотского моря  и Тихого океана. Рядом с острогом быстро образовался посад, заселявшийся служилыми людьми и русскими переселенцами, которых власти направляли сюда из Вологды, Великих Лук, Устюга и других городов.

С 1629 года Томск уже имел статус города, центра сибирской области. Переселенцы получали участки пахотной земли и выгоны для скота, занимались пушным промыслом, рыбной ловлей, различными ремеслами и торговлей. С местными жителями, принявшими русское подданство, переселенцы жили в мире и согласии. Крепость защищала их от набегов кочевников, а русские крестьяне и ремесленники познакомили коренных сибиряков с неведомыми им ранее зерновыми и техническими культурами, с новыми ремеслами и методами строительства. Теперь на томских землях  начали сеять рожь, пшеницу, овес, на огородах появились капуста, морковь, огурцы, лук, редька и чеснок, а из технических культур - лен и конопля.

В большинстве русских городов Сибири с местного населения собирали ясак, налог в царскую казну, который платили пушниной. Каждая семья охотников сдавала  по десять соболей. Так было и в Томске, но к концу XVII века вместо ясака на местное население была возложена ямская повинность по перевозке грузов из Томска в Тобольск и обратно. Вместе с русскими казаками и стрельцами коренные сибиряки несли караульную службу, ходили в военные походы на степняков-кочевников, служили толмачами - переводчиками.

В XVIII веке русская граница отодвинулась к югу. Строительство пограничных укреплений было перенесено на Северный Алтай. Стратегическое значение Томска уменьшилось, часть гарнизона перевели в Бийскую и Усть-Каменогорскую крепости. Однако гораздо раньше Томск стал не только военным городом, но и приобрел значение торгово-ремесленного центра Сибири. Этому способствовало его положение на главном Сибирском тракте, по которому через город двигался огромный поток товаров. В Томске постоянно проживали бухарские купцы, привозившие товары из Средней Азии. Здесь они скупали пушнину и сбывали ее в среднеазиатских городах. Приезжали в город с товарами и русские купцы. В начале XVIII века около устья реки Ушайки сложился большой городской базар.

В 1719 году Томск был причислен к Енисейской, а в 1726-м к Тобольской провинции как уездный центр. В 1804 году за счет выделения из Тобольской губернии нескольких уездов была образована новая, Томская губерния. Теперь Томск получил статус губернского города, что сказалось и на его экономическом развитии, и на его внешнем облике. В городе появилось  больше каменных зданий, деревянные мостовые и тротуары. Правда, работа по благоустройству Томска полностью ложилась  на простых жителей города, которые должны были доставлять строительные материалы, делать настилы, рыть канавы для стока воды.

Быстрый рост Томска начался с конца 30-х годов XIX века, когда в Томской и Енисейской губерниях открыли золотые прииски. С 1822 года томский губернатор одновременно был и главным начальником алтайских горных заводов, а в самом Томске находилась Горная канцелярия. В городе появилось множество магазинов, гостиниц, роскошных особняков, начали работать небольшие промышленные предприятия. Возросли торговые обороты. Товары непрерывным потоком шли в Томск сухопутным и речным путями. Сюда везли кожевенные изделия из Москвы, Ярославля, Казани. Особенным спросом пользовался  сафьян, который хорошо продавался на рынках Средней Азии и Китая. Широкий сбыт находили в Томске сермяжное сукно, топоры, ножи, замки, ножницы, котлы, гвозди.

В конце XIX века Томск продолжал сохранять значение торгового центра Сибири. В течение года в губернии проходило более 60 ярмарок, на которых продавали товаров на сумму более 50 миллионов рублей. Рост торговли сказывался и на развитии транспорта. Извозный промысел стоял на первом месте. Быстро развивался речной транспорт. К концу столетия по рекам Западной Сибири ходило свыше 100 пароходов, большая часть которых принадлежала томским компаниям и купцам. Но развитие пароходства не могло удовлетворить запросов стремительно развивающейся торговли. В 1891 году российское правительство решает строить Сибирскую железную дорогу. Спустя пять лет в Томск протягивают железнодорожную ветку. В городе возникают железнодорожные мастерские, начинает развиваться крупная промышленность. В городе уже были электрическое освещение, телефонная сеть, ходили трамваи. Будучи торгово-промышленным центром, Томск опередил  все прочие города Сибири. Значение его как центрального склада крупных русских сибирских фирм росло с каждым годом.

Город приобрел известность научного и культурного центра. В 1888 году здесь открылся первый в Сибири университет, в 1900-м - Технологический институт, Высшие женские курсы, работали 59 гимназий, училищ, школ, публичные библиотеки, театр, отдел Русского музыкального общества, отделение Московского общества сельского хозяйства, городские общества садоводства, охоты, содействия физическому развитию детей.

В гербе Томска, Высочайше утвержденном  12 марта 1804 года, в щите, имеющем зеленое поле, изображена белая бегущая лошадь в знак того, что лошади сего округа почитаются лучшими, и вблизи находятся конские заводы.

В 180 километрах на юго-запад от Томска лежит город Колывань. Ведет он  свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году для обороны южных границ Российского государства в Западной Сибири. Строительство острога началось 29 июня 1713 года и было закончено 4 сентября того же года. В остроге размещались изба приказчика, судная изба, амбары. Первоначальное население острога составляли служивые люди отряда Дмитрия Лаврентьева. Вскоре рядом с острогом появилась слобода, население которой росло за счёт крестьян, пришедших с реки Ишим.

Острог  за всё время своего существования никогда не подвергался нападениям врагов, к тому же граница Российского государства вскоре значительно сместилась к югу, поэтому укрепления Чаусского острога не реконструировались. В связи с этим поселение утратило военные функции, но население в нём продолжало расти. Новый импульс развитию хозяйственной жизни поселения дал Сибирский тракт, который в конце XVIII века прошёл через острог. В поселении стала развиваться собственная торговля. Население, помимо традиционных сельскохозяйственных занятий, стало заниматься извозом, появились ремёсла, связанные с изготовлением предметов, необходимых для транспортных нужд.
Поступательное развитие города остановилось в самом начале XX века, что связано с сооружением железнодорожного моста через Обь примерно в 50 километрах южнее Колывани. Возле нового моста возник и начал стремительно развиваться Новониколаевск (ныне Новосибирск). Сибирский тракт потерял своё былое значение, а Колывань пришла в упадок.

Согласно легенде, когда в 1890-е годы выбирали маршрут Транссибирской магистрали и место для строительства железнодорожного моста через Обь, колыванские купцы предлагали Гарину-Михайловскому «мешок золота» за то, чтобы трасса прошла через их город. Подготовленный им вариант трассы спрямлял Транссибирскую магистраль примерно на 20 вёрст, но имел ряд существенных недостатков, которые признал и сам автор.
История Колывани началась в далеком 1713 году, когда томский дворянин Дмитрий Лаврентьев заложил на «устье реки Чаус» форпост – крепость для охраны земель, на которых появились первые русские поселенцы. Место, где выросли крепкие двойные стены острога и шесть его бревенчатых башенок, было настолько удачным и пригожим, что потянулись сюда  служилые люди и крестьяне из соседних селений. Слобода Чаусского острога разрасталась быстро.  Здесь под рукой были и пашня, и луга, и сосновые боры, и озера, и речка Чаус, а всего в шести верстах – река Обь. Но самое главное заключалось в том, что через острог проходил великий Сибирский тракт, который являлся на протяжении двух столетий главной дорогой Зауралья. Вот поэтому и не исчезло с карт это русское поселение, когда прекратились набеги кочевников и обветшали оставленные за ненадобностью некогда неприступные острожные укрепления. И не только не исчезло, но и заявило о себе к концу XVIII столетия вполне сложившимся городом.

В 1822 году ему Высочайше дарованы были статус города и герб. В верхней части щита – герб Томский. В нижней, пространной, в серебряном поле, соединенные вершинами два снопа на ржаной ниве, подле –серп. Бывший острог становился губернским центром, столицей огромнейшей территории – вот уж поистине неожиданное решение властей! Но, к сожалению, решение это не получило всеобъемлющей поддержки: колыванцы оказались недостаточно упорны, а томичи, напротив, слишком настойчивы – уже в 1823 году затея с переносом административного центра провалилась. Томск остался городом губернским, а Колывань стала уездной. В 1834 году было получено разрешение на переезд Колывани: на плане нового города, спроектированного томским архитектором Карлом Турским, собственною Его Императорского Величества рукою было начертано: «Быть по сему». Перевезли на «солнечный пригорок» все присутственные места, постепенно застроили кружевными деревянными домиками кварталы, нарезанные согласно «Высочайше утвержденному» плану. Правда, еще одна волна административных реформ тоже коснулась Колывани: в 1856 году перераспределили округа Томской губернии и, видимо, посчитали целесообразным Колыванский уезд упразднить.

Отпраздновали новоселье да и согласились  с новым своим административным статусом – заштатного города.  Город Колывань по-прежнему питает главная дорога Сибири – великий торговый и каторжный тракт, по которому в свое время прошли декабристы, проехал  А.П. Чехов, а еще прошли-проехали сотни и сотни тысяч простых русских людей. Жизнь здесь кипела. Ямщики всегда были при деле, развивалось ремесленничество, становилось на ноги колыванское купечество, а на Соборной (Базарной) площади ежегодно разворачивалась знаменитая Козьмо-Демьяновская ярмарка, на которую собирались продавцы и покупатели со всей Сибири. С 1876 года жители сами управляют своим городом, выбирая гласных в Колыванскую городскую думу. Строятся новые здания. Если в 1867 году город мог похвастаться только одним каменным строением – собором во имя Святой  Троицы, то к концу 80-х годов XIX века центральные улицы на глазах преображаются до неузнаваемости. Свои собственные особняки ставят самые богатые колыванцы. В 1887 году была возведена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Возникают школы, работают почтово-телеграфная контора, амбулатория и лазарет. Город приобретает свой, индивидуальный облик. К концу XIX столетия Колывань находилась на пике своего развития. Уже в двадцатые годы двадцатого века бывший колыванский врач и будущий известный русский писатель А. Югов с восторгом воскликнет: «Хорошо, просторно,  с запасом построена Колывань. Из русских городов я только в Одессе видел такие прямые и широкие улицы, разрезающие город на строго правильные кварталы без всяких тупиков и закоулков и обставленные невысокими домами. В таких городах небо близко».

Вблизи озера Байкал расположился поселок Баргузин, история которого    начинается с 1648 года, когда был основан Баргузинский острог казачьим атаманом Иваном Галкиным. После пожара, случившегося в 1734 году, от острога почти ничего не осталось, он полностью сгорел, но сохранилось поселение близ него.  

В 1783 году Баргузинск получил статус уездного города (центр Баргузинского уезда) Нерчинской области, подчинявшейся Иркутскому наместничеству. А в 1790 году город обрёл свой герб. В верхней части  щита – герб Иркутский – бегущий тигр с соболем во рту. В нижней части, в серебряном поле, сидящая белка с кедровой шишкой  в лапках, в знак того, что в округе оного города ловятся летучие белки.
После создания в 1798 году Иркутской губернии в её состав, среди прочих 17 уездов, вошёл Баргузинский уезд. В 1822 году Баргузин как уездный город был упразднён. В 1851-м город причислен к Забайкальской области.
С историей поселка Баргузин связывают историю жизни многих известных людей, отбывавших наказание в этой глубинке. Это - Михаил Кюхельбекер, Вильгельм Кюхельбекер, Н.С. Тютчев, С.П. Солощенко, участвовавший в восстании на крейсере «Очаков». В местном музее усилиями жителей собраны всевозможные экспонаты, рассказывающие об истории села, - это и старинные вещи обитателей поселка, и чучела животных, и предметы быта XVIII-XIX веков, старые фотографии и мебель. Здания в селе почти все одноэтажные, преимущественно из дерева.

Северный Алтай, XVIII век, Томс, Баргузин, Сибирский тракт

Другие статьи в рубрике «История»



Последние новости

Все новости

Объявление