Отдали ноутбук на диагностику, а его отремонтировали

Лариса Денежная

Гаджеты так прочно вошли в нашу жизнь, что нам трудно обходиться без них даже короткое время

Без мобильного телефона, кажется, нарушается связь с миром. Без ноутбука или компьютера — а они выполняют роль и личного архива, инструмента для ведения бизнеса, домашнего кинотеатра и пр. - останавливаются многие планы, работа, отдых. Случись поломаться этой технике, приходится обращаться в сервисные центры, при этом надеясь на добросовестность их работников. А вот с этим дела обстоят не всегда благополучно.

Весьма распространенная практика в мастерских: у вас принимают технику для проведения диагностики и установления причины поломки. А потом по телефону сообщают: телефон или ноутбук отремонтирован, можно забирать. Если стоимость произведенных работ для вас приемлемая — проблем нет. Другое дело, когда она доходит чуть ли не до 80% от цены нового товара. Вы возмущаетесь: мол, так не договаривались, на такую сумму не рассчитывали. Ключевое слово в этом - «не договаривались». Такое случается, когда договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований законодательства. О подобной недобросовестной практике свидетельствуют обращения граждан, которые продолжают поступать в Роспотребнадзор. При этом потребители сообщают об угрозах работников сервисного центра о невозврате «отремонтированной» техники и даже реализации в счет образовавшегося долга.

Какими документами регулируются взаимоотношения заказчиков и исполнителей услуг? Как обезопасить себя от недобросовестных сервисных центров? Вот какие разъяснения дают специалисты Роспотребнадзора.

Помимо Закона РФ «О защите прав потребителей», действуют также Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514.

Пунктом 4 указанных правил предусмотрено: договор о выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать такие сведения: наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации (для предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; вид, цена работы; точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем всей работы либо о внесенном авансе; дата приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными актами или договором о выполнении работ; должность лица, принявшего заказ, его подпись, а также подпись заказчика.

Один экземпляр договора выдается потребителю. Но если работа выполняется в присутствии заказчика, то договор о выполнении работ (например, диагностика неисправной техники) может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.

Статья 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» оговаривает, что исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи.

Диагностика техники или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под правовое регулирование упомянутых правил. Следовательно, работники сервисного центра обязаны заключить договор в письменной форме. Если в этом документе не указаны точное наименование, описание и цена переданных потребителем телефона или компьютера, вид выполняемой работы и ее стоимость, исполнитель не вправе требовать с заказчика какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть ему технику, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания.

Роспотребнадзор советует при поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной техники придерживаться следующих правил.

• Изучите в Интернете отзывы о мастерской, в которую собираетесь обращаться. Если сервисные центры часто нарушают права потребителей, такую репутацию скрыть невозможно.

• Обратите внимание на вывеску предприятия. Мастерская, которая не хочет привлекать лишнее внимание, не будет указывать юридически значимую информацию о себе.

• В месте приемки товаров в ремонт должна быть размещена информация о перечне выполняемых работ и (или) условиях их предоставления, сроках выполнения; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы; образцы договоров (квитанций, иных документов); перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот и др.

Помните: потребитель обязан оплатить выполненную в полном объеме работу после ее принятия. И только с вашего согласия может быть внесена полная оплата или аванс при заключении договора. У сервисного центра остается ваша вещь, и, если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате.

• Обратите внимание, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Внесение аванса обязательно должно сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. Чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Оплата на банковскую карту мастера недопустима. Роспотребнадзор предупреждает: документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.

• Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки неисправной вещи.

• При изучении текста договора обратите внимание на выполнение пункта 4 упомянутых правил.

• Вас должны насторожить такие условия в договоре, как право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость, отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.

• При выдаче отремонтированной техники исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать в работе (пункт 17 Правил).

• При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть отражены в акте или ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 правил.

• Требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в договоре.

Источник иллюстрации: https://mobi-i116.ru/uslugi/remont-smartfonov/

диагностика техники, диагностика компьютера, ремонт компьютера, мобильный телефон, ноутбук, Роспотребнадзор разъясняет

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Ростелеком