Отголоски войны

Елена Павлова

После Победы минуло 65 лет, и 67 с лишним — после освобождения нашего города от оккупации. А слышно еще бывает эхо давней войны, ухает оно нам из временного далека гулким тревожным отголоском. Так вот «ухнуло» и в августе прошлого года, когда в Русском лесу некие люди, предположительно «черные копатели», наткнулись на металлический предмет... Бомба времен Второй мировой не взорвалась — ее вывезли и уничтожили саперы. Но это было еще не все. Под бомбой были обнаружены останки пятнадцати человек (число захороненных впоследствии было установлено экспертизой, равно как и то, что эти люди были расстреляны более 60 лет назад — вероятно, в период оккупации города). Сейчас все экспертные процедуры завершены, нужно решить, как и где захоронить останки. 

В городской администрации создана специальная комиссия для организации захоронения останков, а также решения вопроса о проведении историко-культурных экспертиз мест массовых расстрелов граждан в период Великой Отечественной войны. В составе комиссии — представители администрации города, военного комиссариата, ученые, руководители религиозных и общественных организаций города и края. В пятницу состоялось первое ее заседание.

Председатель комиссии заместитель главы администрации города Ольга Рецева и секретарь комиссии заведующий отделом по вопросам национально-этнических отношений, взаимодействию с общественными, религиозными организациями и казачеством Валерий Новиков ознакомили собравшихся с выводами экспертов и с целями создания комиссии.

В ходе экспертиз не удалось идентифицировать останки только одного человека. Прижизненный возраст остальных установлен достаточно точно. Среди погибших от пулевых ранений — две женщины 20-25 лет, шестеро пожилых людей — от 50 до 70, шестеро детей, которым было от 6 до 14 лет... Другими данными эксперты не располагают, однако считают, что найденные останки — это только часть захоронения. В связи с тем, что место их обнаружения находится в непосредственной близости к предполагаемому месту расстрела евреев, эксперты не исключают возможности, что захоронение тут производилось массовое.

Есть мнение, что останки, которые в данное время находятся в бюро судебно-медицинской экспертизы, можно захоронить на мемориальном комплексе «Холодный родник». Провести траурную церемонию предлагается накануне 22 июня — годовщины начала Великой Отечественной войны, в день, который в нашей стране является Днем памяти и скорби.

Собравшимся также было сообщено, что осенью прошлого года в нашем городе работал сопредседатель научно-просветительского центра «Холокост» Илья Альтман, который рассказал о международном мемориальном проекте «Вернуть достоинство» по поиску, обозначению и увековечению памяти жертв нацизма. Центр «Холокост» выразил готовность организационно и финансово участвовать совместно с местными органами власти в достойном увековечении памяти погибших во время войны в нашем городе — причем независимо от их национальности, хотя, конечно, жертвы холокоста — особое направление работы фонда.

На заседании были сформированы две рабочие группы. Первая занимается вопросами организации захоронения, которое состоится предположительно 22 июня. Второй предстоит организовать и выстроить работу по установлению мест массовых расстрелов граждан в период Великой Отечественной войны.

Конечно, вопросов много. До 22 июня времени осталось всего ничего, и, несмотря на присутствие в комиссиях руководящих лиц комитета городского хозяйства, правового управления, ученых-историков, всех предстоящих «формальностей» на первом заседании не предусмотреть. Так что, скорее всего, будет определена так называемая резервная дата.

Прозвучал вопрос — вот эти пятнадцать человек, как их будут хоронить в День памяти и скорби — как жертв холокоста или как жертв нацизма? Еще раз было уточнено, мы можем лишь только предполагать, никаких данных, кроме примерного возраста, эксперты установить не могут. И вряд ли можно установить личности этих людей. Они будут похоронены как жертвы нацизма. Не очень однозначны были мнения и о месте предполагаемого захоронения — предлагалось, например, выделить место под братскую могилу на одном из кладбищ города. Но большинство собравшихся — по крайней мере на этом заседании — склонялись к логике первоначального предложения — Холодный родник. Это мемориальное место — а там, в Русском лесу, женщины и дети были расстреляны. Они были невинными жертвами и заслуживают того, чтобы быть погребенными по-человечески, и чтобы цветы в дни памяти им на надгробие клали. К тому же эта, нечаянно найденная братская могила, скорее всего, не единственная в Русском лесу. Фашисты расстреливали сотнями, а то и тысячами и, как правило, не делили ведомых на казнь на мелкие группы. Посему предстоит огромная работа — поисковая, юридическая, исследовательская. Говорилось и о том, что, пока есть неизвестные братские могилы, точка в той далекой войне не поставлена.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление