«Относитесь бережно к словам»

Ольга Метёлкина

Театру-студии «Слово» имени заслуженного артиста России Владимира Гурьева исполнилось 20 лет

Праздничный торт в честь Дня рождения, театр
Александр ГололобовПраздничный торт в честь Дня рождения

В свой традиционный день - понедельник - актёры разных поколений вышли на сцену Ставропольского Дворца детского творчества, чтобы вспомнить то лучшее, что объединило их, показать зрителям фрагменты из спектаклей разных лет и своим ярким творчеством заявить о том, что «Слову» не уже 20, а только 20.

Многим зрителям, пришедшим на юбилей, хорошо знакомы практически все спектакли «Слова», включая репертуар прошлых лет. В зале в тот вечер не было случайных людей. Все они, близкие и родственники, друзья, знакомые, единомышленники, испытывают к этому театральному коллективу более чем зрительскую привязанность.

Председатель Ставропольского отделения Союза театральных деятелей РФ заслуженный артист России Владимир Аллахвердов по случаю праздника пришел с подарками и стихотворным посвящением. Он всегда с большим интересом следит за творчеством студии. Было много теплых слов, подарков и поздравлений от актёров Ставропольского театра драмы, старших коллег из сферы культуры, образования, а также Думы Ставропольского края.

Незадолго до юбилейных событий мы пообщались с нынешними руководителями театра-студии «Слово» Евгением и Юлией Пересыпкиными.

Вытупление на свой День рождения, театр
Александр ГололобовВытупление на свой День рождения

- Напомните, с чего начиналось «Слово»?

Евгений: - Всё началось с того, что в 1993 году в Ставропольский Дворец детского творчества пришел заслуженный артист России Владимир Владимирович Гурьев с намерением набрать детей в театральный коллектив. Изначально в студию пришли школьники 10 - 15 лет. С ними Владимир Владимирович поставил несколько инсценировок. Примечательно то, что своих юных воспитанников он обучал системе Станиславского, учил не играть, лицедействовать, а постигать «жизнь человеческого духа», создавать сценические образы и характеры. В это же время к Гурьеву пришли два выпускника школы - Вячеслав Ходус и Андрей Андреев, которые готовились поступать в московский театральный вуз. С ними Владимир Владимирович подготовил первый маленький спектакль - средневековый французский фарс «Паштет и торт». А следом, в конце 1993-го, в студию пришли студенты Ставропольского государственного университета - Роман Ростовцев и Вячеслав Савин, занимавшиеся в другой студии у Анастаса Печалова, волею судеб уезжавшего из Ставрополя. С новыми студийцами Владимир Гурьев приступил к работе над пушкинской «маленькой трагедией». В мае 1994 года Роман Ростовцев пригласил в студию нас. Сам Гурьев, конечно же, считал, что «Слово» началось с «Каменного гостя». Он в интервью говорил, «эти наглецы смели предложить Пушкина, предложить «Маленькие трагедии».

Юлия: - А мы и вправду, ничего не боялись! От глупости, наверное. Но это была такая прививка вкуса, такое приучение к «высокой кухне», что после этого на «фаст-фуд» и смотреть не захочется. Мы благодарны, что Гурьев поддержал нас в этой нашей отчаянной дерзости.

- А что вообще вас привело в театральный коллектив?

Евгений: - У меня очень типичная история. Я пришел в театральную студию за компанию - Юля, которая уже до этого играла в народном театре, пошла показываться и прихватила меня.

Евгений и Юлия Пересыпкины в сцене из спектакля  «Зачем пойдёшь, то и найдёшь» (Женитьба Бальзаминова), театр
Александр ГололобовЕвгений и Юлия Пересыпкины в сцене из спектакля «Зачем пойдёшь, то и найдёшь» (Женитьба Бальзаминова)

Юлия: - Как же мне было обидно, когда мне (уже практически готовой актрисе!) в ответ на пламенное прочтение Цветаевой Владимир Владимирович снисходительно сказал: «Ну ничего, нормально... А что прочтет молодой человек?». Женя сбивчиво, дергая почему-то ногой, прочел отрывок из «Илиады» Гомера. И Гурьев вдруг оживился и сказал: «Хорошо, молодец!». У меня от возмущения даже дыхание перехватило! Знала бы я, что этот «парень за компанию» станет моим мужем и ведущим актером студии!

- Как появилось название студии?

Евгений: - Название студии «Слово» предложил Владимир Владимирович и объявил его совершенно неожиданно для нас всех. Как обычно, мы все были «заряжены» перед спектаклем за кулисами, готовились, волновались и вслушивались в его голос. Он вышел перед зрителями и сказал: «Мы рады вас приветствовать на спектакле студии «Слово». Помню, что сначала нам показалось название банальным, были возражения, но теперь я понимаю, что нет ничего более лаконичного, глубокого и в своей простоте мудрого. Если обращаться к библейской традиции, со слова создавался мир: «В начале было Слово…». Как филолог и как актер, я понимаю, что даже отдельное слово – это целый мир, постичь его дано не каждому, и Гурьев учил нас этому. Словом можно возродить человека, можно дать ему веру, а можно нанести смертельную рану. Учиться владеть словом – это великое мастерство. И теперь мы стараемся прививать любовь к слову нашей молодежи.

Юлия: - У нас это отмечено даже в «Клятве студийца», которую читают актеры на посвящении: думайте, что говорите, бережно относитесь к словам.

- Каким был Владимир Владимирович на репетициях? Что он считал главным в работе актёров? Чего он добивался от вас?

Евгений: - Жизни и правды. В работе для него главным была ответственность, в широком смысле, перед коллективом, перед автором, над произведением которого работали, перед партнером, перед текстом, перед собой. Поэтому на репетициях он был требовательным. Но в то же время это был фонтан идей, эмоций, фантазии и воображения. Как всё это можно было придумать! Он был и веселым, мог так показать сцену, что невольно разбирал смех.

Юлия: - Я, признаться, боялась его гнева. Поэтому старалась запомнить, записать все его слова, чтобы «не будить зверя». Он не скупился и на похвалы. А уж если обнял после спектакля, так, что позвонки хрустнули, - выше награды быть не могло! И это подтвердят все студийцы!

- Школа Гурьева была не только театральной. Чему вы учились у него? Что осталось в душе от общения с ним?

Юлия: - Удивительно, но за 17 лет в студии мы ни разу не услышали от Владимира Владимировича слов неправды. Он очень тонко был настроен на правду, чувствовал малейшую ложь, фальшь, равнодушие и резко на это реагировал. Мы стараемся передать это новому поколению студийцев. Ведь, не чувствуя своей внутренней правды, играть на сцене невозможно.

Евгений: - В работе я часто вспоминаю слова Гурьева: «Я никогда не говорю «нет», когда ребенок приходит первый раз в студию. Это не мне решать. Если пришел, значит, искра Божия горит в нем, и его привела. Мое дело помочь ему, дать веру в себя». Точные и простые слова, точная и простая инструкция талантливого педагога и воспитателя. Вера – это именно то, что он давал нам, своим воспитанникам. Он учил нас быть живыми и видеть жизнь во всем ее многообразии, быть внимательными к слову, к тексту. То, как он анализировал судьбы героев на репетициях – это прекрасная школа постижения людей и их сущности. Но, самое главное, за человеческими проявлениями Владимир Владимирович всегда видел божественную сущность человека.

- Театр-студия сегодня: какие вы? Что сохранили от гурьевского «Слова»?

Юлия: - По большому счету, мы такие же, как 20 лет назад! Мы сохранили «гурьевский замес», основу. Но у нас разница в возрасте поменьше, чем была с Владимиром Владимировичем, поэтому и отношения с учениками более простые, дружеские. Это похоже на артель. Мы в одной упряжке с молодыми, учимся друг у друга и не боимся делать ошибок, потому что в наследство от Мастера нам досталась, как самый ценный дар, атмосфера любви, понимания и поддержки.

- Сегодня в спектаклях «Слова» можно увидеть и совсем юные, незнакомые лица, и тех, кто начинал играть 20 лет назад. Расскажите о «стариках» и актёрах других поколений: как сложились их судьбы, наверняка для кого-то в «Слове» начался путь в театральную профессию...

Евгений: - Уход Владимира Владимировича способствовал объединению стариков, тех, с кого начиналось «Слово». Вернулся Вячеслав Савин, замечательный актер, прекрасный человек и профессиональный адвокат, сыгравший главную роль в спектакле «Хомутов, Иешуа, Пилат и другие». Игорь Кофанов работает инженером в одной из крупных «сотовых» компаний, он настолько органичен на сцене, что я говорю про него: «играет, как собака». Вы знаете, что животных и детей переиграть невозможно, их естественность запредельная. Конечно, нельзя не упомянуть Евгения Нетудыхата, который является одним из педагогов студии, а также ее ангелом-хранителем, на нем лежит ответственность за реквизит и декорации. В жизни он повар. Екатерина Астахова пришла в студию 10 лет назад на спектакль «Плаха» совсем маленькой девочкой с большими светящимися глазами. Теперь ей 25, и она стала прекрасной серьезной актрисой, а в свободное от студии время работает в смежной области - организует праздники и массовые мероприятия. Студия была бы другой, если бы не было двух наших Денисов: Цопаря и Белова.

Юное поколение «Слова» с портретом Учителя, театр
Александр ГололобовЮное поколение «Слова» с портретом Учителя

Юлия: - Больше двух тысяч студийцев прошли школу театра-студии «Слово». Это разные пласты, поколения, многие общаются между собой, дружат долгие годы. Но все состоялись как личности в разных профессиях, все, как раньше говорили: «вышли в люди. Наша гордость - доктор наук, профессор СКФУ Вячеслав Петрович Ходус, актеры и режиссеры театров: Юлия Киршина (Зацепилина), Григорий Лайко, Ян Баранов, Анна Шляхова, Лия Олещенко, Лиза Пономарева, Константин Юрченко. Многие стали настоящими профессионалами своего дела. Думаю, студия сыграла в этом не последнюю роль.

- Что из ушедшего репертуара хотелось бы восстановить? Какие спектакли, по вашему мнению, сегодняшние зрители смотрели бы с не меньшим интересом, чем 10 - 15 лет назад?

Евгений: - Для юбилейного вечера мы подготовили фрагмент из давней постановки «Женитьба Бальзаминова», после чего сами студийцы предложили её восстановить. Был у нас спектакль «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега - красивый, костюмированный. Вероятно, до конца этого года поставим снова эту озорную, веселую комедию. Очень хотелось бы восстановить «Мчатся бесы». В своё время это была очень мощная, глубокая работа. Но боюсь, не удастся «войти в эту реку дважды», потому что замену игравшим в том спектакле актёрам найти невозможно. Сегодня была бы интересна «Плаха». С каждым нашим спектаклем связаны теплые воспоминания.

20-летие можно расценивать как серьёзный возраст для студии. Это определённый этап. Недавно у коллектива наметились перспективы для дальнейшего развития и роста. Депутаты краевой Думы в комитете по культуре, молодёжной политике, физической культуре и СМИ обсудили возможность создания на базе театра-студии «Слово» театра юного зрителя. С этим предложением они обратились к губернатору Ставропольского края В. Владимирову. В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения, и есть реальная перспектива его положительного решения.

интервью, театр, юбилей

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление