Память о матери

Елена Павлова

Нина Павловна Буравцева.
Нина Павловна Буравцева.

В южном российском городе умер человек. Женщина. Светило науки. Нина Павловна Буравцева. Автор многих выдающихся монографий, научных трудов и различных журнальных публикаций. Всю свою необыкновенную жизнь она посвятила борьбе с различными бактериями, вирусами и болезнями. О них она знала если не все, то очень многое – самое главное, умела с ними бороться. Талантливый ученый, она досконально, казалось, изучила и коронавирусную инфекцию. И соблюдала все, о чем нам ежедневно, ежечасно и ежеминутно говорят. Но вот умерла. Ее ведь и убил этот ковид. Неожиданно для всех. И мы скорбим...

А еще она была необыкновенной женой и удивительной мамой. Вместе с мужем они растили двух сыновей, Андрея и Павла. Радовались, как и все любящие родители, каждому их движению, звуку. А когда они выросли, внимательно следили за их успехами и примечательными продвижениями по жизни.

Но потом в их квартиру в доме на проспекте Карла Маркса пришла беда. Младшего сына Пашу убили на войне. На той, афганской. В жестоком бою, где он уничтожил несколько бородатых и погиб, оказывая помощь раненым бойцам. Потому как был не просто пограничником, а еще и фельдшером.

Так Буравцевых в первый раз обманула страна, которая попросила у них сына служить на границе. И они поверили, отдали. А его убили в горном ущелье, «послав на смерть недрожавшей рукой». В чужом государстве. В никому не нужной бойне. Просто отняли жизнь, как и у других советских парней. А других покалечили, лишив их рук и ног. А еще многих одурманили наркотиками, которых в Афганистане, как пыли летом, камней в горах и снега зимой. А других, кто там был, просто морально уничтожили. И та война на всю оставшуюся жизнь осталась с ними. Они так и живут вместе с ней. Неразлучно!

Второй раз семью Буравцевых предали, не рассказав им подробности гибели их Паши. Просто внесли однажды ноябрьским промозглым утром в квартиру большой ящик. Открыли его, а в нем цинковый гроб. Так их младшенький вернулся домой. Через семь месяцев после его проводов на службу на границу. Советско-китайскую. А погиб он в Афганистане. Почему? Им тогда так и не сказали.

Похоронили родители Пашу, погоревали. Делать нечего, надо как-то жить дальше и нести эту тяжкую ношу – печаль о сыне в себе всю оставшуюся жизнь.

Ставрополь, 1985 год, ноябрь. Прощание с Павлом Буравцевым.
Ставрополь, 1985 год, ноябрь. Прощание с Павлом Буравцевым.

Однажды Буравцевых вызвали в одно из городских учреждений. Как оказалось, вручить награду Паши – орден Красной Звезды. Без почестей и особых церемоний. Просто сунули в руку коробочку с орденом и попросили на выход.

Муж Анатолий Андреевич после этого попросил у любимой девушки сына Галины письма к ней и все их дотошно переписал. Письма вернул и умер. Не выдержало сердце вечной разлуки с любимым сыном.

Старший сын Андрей обзавелся семьей и стал жить отдельно. А Нина Павловна осталась одна. Работала и старалась, как могла, беречь память о своем бойце границы – Пашке.

Со временем она заказала мемориальную доску и повесила ее на стену многоквартирного дома, в котором жила когда-то советская семья Буравцевых. В одной из комнат своей квартиры мама создала небольшой музей своего Паши. Она просто оставила там все, как было, когда ее Пашка был жив... Сюда мог прийти каждый, кто захочет.

Мемориальная доска установлена на улице Ставрополя, носящей имя Павла Буравцева.
Мемориальная доска установлена на улице Ставрополя, носящей имя Павла Буравцева.

Затем появились экспозиции, связанные с жизнью ее сына в школе, где он учился, и медицинском училище, которое Паша оканчивал. Вскоре ставропольской школе № 64 присвоили имя пограничника Павла Буравцева. Понятно, как радовалась тогда мама. А еще в Ставрополе люди стали замечать на улицах троллейбус с именем ее сына. И Нина Павловна, увидев его однажды, даже улыбнулась. Это случилось впервые после похорон младшенького.

Перечитав Пашины письма с войны к своей любимой, мама отправила их в журнал «Книжное обозрение». Их прочитала вся страна. Однажды ей пришло письмо с предложением издать Пашины письма в московском издательстве «Профиздат». Она это сделала. Правда, весь многотысячный тираж разошелся довольно быстро, а вновь выпустить книгу ей не довелось. Развалился Советский Союз, а вскоре исчезло, как и многие другие, само издательство.

Нина Павловна так верила в это государство, а ее обманули в очередной раз. Страны с прежним названием не стало, но появилась Россия. И новым чиновникам стало абсолютно все равно, чем советские парни занимались в Афганистане. «Мы вас туда не посылали!». Эту фразу все чаще и чаще стали слышать афганские ветераны от оборзевших чинодралов.

Вскоре и в школе почему-то решили, что не стоит ее называть именем Павла Буравцева. Пашкин троллейбус сломался, и его списали в утиль. А вот новый так называть уже не стали. Впрочем, и не было тогда в троллейбусном парке новых троллейбусов. Загрустила мама.

Афганские  матери.
Афганские матери.

Однажды из почтового ящика Нина Павловна достала «Литературную Россию». Вроде она ее и не выписывала, а вот кто-то принес. Перелистнула первую страницу, и сразу же бросилась в глаза на весь разворот большая статья. «Не вернулись из боя» – прочла она вслух заголовок. И глазами скользнула в окончание материала, там полужирным шрифтом был напечатан список 19 погибших пограничников 22 ноября 1985 года в бою у кишлака Афридж. А среди других бойцов имя и фамилия ее сына. Так Нина Павловна узнала всю правду, как погиб Паша.

А через несколько лет появился в паутине Интернета сайт www. 22.11.85.milportal.ru. Нина Павловна первая написала письмо создателям портала и отправила по их просьбе все материалы о жизни и службе Паши и его боевых друзей. Так в ее жизни появилась что-то новое, необычное, светлое.

Маму все чаще стали навещать ставропольские ветераны-пограничники. Это они все сделали для того, чтобы в школе появилась не только мемориальная доска, но и один из классов стал называться именем Павла Буравцева, а лучшие из лучших учащихся учатся отныне за партой героя-пограничника. И не только в столице края, но и в других школах тоже.

Как-то Нину Павловну вместе со старшим сыном Андреем пригласили на станцию скорой медицинской помощи, где перед службой на границе успел немного поработать Паша. Он же мечтал, как и мама, быть большим медицинским светилом. И обязательно бы стал. Но его убили на той, афганской войне, где, как написал чувашский поэт Петр Алексеевич Ялгир, «песню смерти пел свинец».

На торжественном собрании мама и сын узнали, что фельдшер Тимофей Золотухин стал первым лауреатом премии имени Павла Буравцева. Вот это была новость. И как же радовалась этому мама.

Нина Павловна  с ветеранами погранслужбы.
Нина Павловна с ветеранами погранслужбы.

А еще она каждый год с нетерпением ждала наступления мая. Ведь 28 мая – День пограничника. Это и ее по праву материнский праздник. В этот день ее всегда приглашали ветераны границы на свои торжественные мероприятия. А в 2021 году генерал Павел Васильевич Соловьев вручил ей постановление администрации города Ставрополя Ставропольского края №975 от 13.05.2021 о наименовании одной из улиц южной столицы края в честь ее сына Павла Буравцева. В тот же день она поспешила прийти на эту магистраль. Она была вся такая новая, и дома там еще только строятся. Нина Павловна стояла и думала о том, что будет часто приходить сюда, потому как ей показалось, что где-то вдали увидела фигуру парня, которая до боли напоминала ей очертания той не стертой временем – Павла.

Но вот она ушла от нас. Там, на небесах, Нина Павловна непременно встретит своего любимого мужа Анатолия Андреевича и сына Пашу. Они часто будут спускаться на землю и гулять по улице, названной в честь героя-пограничника.

Считаю, что будет совсем правильно, если когда-то в Ставрополе поставят памятник этой великой женщине и матери. Она это вполне заслужила. А мы все будем помнить о Нине Павловне Буравцевой. Всегда!

Валентин МАЛЮТИН, военный журналист.

Москва.

 

Вместо постскриптума. И будет продолжаться жизнь

Этот материал передал в редакцию «Вечернего Ставрополя» полковник Анатолий Лесных (Союз ветеранов пограничной службы). И я, даже еще не читая, решила, что именно его нужно опубликовать в «Вечерке».

Я, конечно, могла бы написать свой материал об этой великой женщине, Матери— с Ниной Павловной я общалась почти 20 лет и всегда поражалась ее удивительной стойкости. Для нее смыслом жизни было сохранение памяти о сыне – солдате Пашке (он так подписывал свои письма из Афганистана). «Может, я так долго живу, потому что хочу, чтобы Пашу помнили», – сказала как-то Нина Павловна...

Вот для того, чтобы сохранялась память о Павле Буравцеве, всех девятнадцати бойцов Панфиловской заставы, 22 ноября 1985 года принявших неравный бой в Закревском ущелье Афганистана, больше всех сделали ветераны-пограничники и лично автор материала, который вы только что прочитали, – полковник в отставке Валентин Малютин.

Именно Валентин Федорович – руководитель проекта 22.11.85.milportal.ru, на котором аккумулируется вся информация о каждом событии, связанном с именами этих ребят-пограничников с Панфиловской заставы (живых и павших, награжденных и ненагражденных) – участников боя, отголоски которого до сих пор звучат в душах их родных и близких людей, которые очень хотят, чтобы об их сыновьях и мужьях помнили. Многие, как Нина Павловна Буравцева, живут этой памятью – в разных уголках России, Беларуси, Казахстана, откуда призывались мальчишки, нарвавшиеся на засаду моджахедов в Закревском ущелье... И сражавшиеся как герои...

Вот полковник Малютин об этом знает не понаслышке. Он был на месте этого боя уже на следующий день – в составе следственной группы. Тогда, конечно, в газете написать он ничего не мог... Да и до сих пор, наверное, не все еще можно рассказать... Но вот душевная боль, которую испытал тогда, осталась на всю жизнь. Поэтому и проект, в основе которого такое чувство сопричастности, как вольтова дуга памяти, соединяет родные города героев, находящиеся в тысячах километров друг от друга. Когда память жива, над ней не властны ни расстояния, ни границы. И вот сейчас в тысячах километров от Ставрополя, куда долетит весть о кончине Нины Павловны, кто-то подумает о ней, зажжет поминальную свечу...

Нина Павловна при жизни много раз говорила, как она благодарна проекту 22.11.85 и как благодарна Ставропольскому региональному отделению Союза ветеранов пограничной службы. Они, правда, ей помогали в том, что было для Нины Павловны главным. На фото вы видите установление мемориальной доски на доме. И это только один пример. А еще ветераны границы писали во все инстанции, добивались увековечения имени Павла...

Сейчас, несмотря на чувство горечи от ее ухода, я рада, что Нина Павловна при жизни увидела улицу, носящую имя своего сына, и его родную школу, куда возвращена память о Павле Буравцеве. Слава Богу, в 64-й школе уже нет людей, которые в 2003 году почему-то решили избавиться от памяти о своем погибшем ученике и его имени... Ну да ладно, не будем их тут вспоминать, все было рассказано еще тогда – в материале «Извинитесь перед солдатом!». А в последние годы Нина Павловна и сама о них говорить не хотела. Но она была счастлива, когда много лет спустя вновь смогла переступить порог родной школы сына, рассказать о своем солдате Пашке мальчишкам и девчонкам. Хорошо, что мать погибшего солдата дожила до торжества справедливости.

А улица Павла Буравцева в Ставрополе будет развиваться, строиться. И в ней будет продолжаться память и о солдате Пашке, и о его маме. А значит, будет продолжаться их жизнь.

Союз ветеранов пограничной службы, девятнадцать бойцов Панфиловской заставы, Нина Павловна Буравцева, война в Афганистане, ветераны-пограничники, история, Павел Буравцев, память, афганские матери

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление