ПЕЛ НА СЦЕНЕ СОРОК ЛЕТ

Виталий Задорожный

19 июля солисту Ставропольской государственной филармонии Владимиру Крадину исполнилось бы 83 года. А 2 января нынешнего года он ушел из жизни. Унес ее коварный коронавирус.

Юго-Запад – наш с Крадиным микрорайон. Мы нередко встречались – то в магазине, то в аптеке, то в поликлинике. И нам было о чем поговорить и вспомнить наши встречи в литературно-музыкальной редакции краевого радио, где я в свое время работал. В эти годы он был уже на заслуженном отдыхе, но его красивый лирический тенор, его музыкальные и сценические данные хорошо сохранились.

Сколько Крадин себя помнил, он всегда любил серьезную музыку, ту, которая несет в себе глубокую мысль, искренние чувства. А началась эта любовь еще в детстве с русских народных песен, которые, повзрослев, он пел в самодеятельности Дома культуры. И уже тогда ему хотелось передать эту любовь другим людям. Вот эта тяга к музыке, пожалуй, и определила выбор его будущей профессии. Он получил прекрасное образование – окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Владимир учился вместе с Иосифом Кобзоном, тогда начинавшим свою вокальную карьеру, с Евгением Беляевым, который уже был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, с дочерьми солиста Большого театра П. Г. Лисициана – Кариной и Рузанной, в свое время это был хорошо известный в Союзе вокальный дуэт. А сам Павел Лисициан поставил свою подпись в дипломе Крадина как председатель экзаменационной комиссии.

В дипломе Крадина значилось – концертно-оперный певец и педагог. И первым местом его работы стал оперный театр в Душанбе. Затем – Краснодарская краевая филармония. Здесь, в музыкальном училище, он параллельно с концертной деятельностью преподавал и мог гордиться, что среди его учеников есть ведущие солисты в оперных театрах страны, в крупных хоровых коллективах.

Переехав в Ставрополь, Крадин пришел в культурно-просветительное училище (ныне это краевой колледж искусств), и все те знания, что получил в вузе, крупицы своего небольшого сценического опыта передавал ученикам.

А в 1979 году он становится солистом музыкального лектория краевой филармонии, создание которого было вызвано большой жизненной необходимостью. Владимир Крадин как солист видел свою задачу в том, чтобы знакомить слушателей с русской народной песней. Вот оно, воспитание у людей любви к народному искусству. Вот когда зарождается в их сердцах эта любовь. В составе лектория Крадин объехал весь край.

 

Биография певца – это его репертуар, с которым он выходит на сцену. У Крадина в основе его, конечно же, классика, то, что народ в течение столетий отбирал и считал образцом, вершиной творчества, то, что было проверено временем.

Любимый композитор у Владимира Крадина – Глинка. Как известно, он никогда не цитировал русскую народную песню в прямом смысле. Но в его произведениях наиболее полно отразился национальный характер русского человека, русская душа. Яркий пример тому – романс «Ах ты, душечка», написанный композитором в стиле русской народной песни и мастерски исполняемый певцом.

Привлекали Крадина также испанские мотивы в творчестве Глинки. Сюжет – рыцарские поединки на турнирах перед взором сидящих на балконах красавиц. Как сразу изменился в музыке ритм, а мелодия сама по себе очень красивая, в ней разнообразие чувств. Так мастерски передает Глинка национальный испанский колорит, и, точно следуя музыке композитора, вел вокальную партию романса Владимир Крадин.

А какой русский человек не преклоняется перед именем Чайковского?! Кто из певцов не мечтает исполнять его песни, арии, романсы?! С музыкой этого великого русского композитора Крадин познакомился еще в молодости и полюбил раз и навсегда. В годы учебы в институте произведения композитора были для студента любимым учебным материалом. Они, скажем прямо, трудны для исполнения и требуют от певца полной самоотдачи. Крадин пел романсы много лет. И с годами его отношение к ним менялось. Он каждый раз открывал в них новые грани, новое содержание. Известнейший популярный романс Чайковского на стихи
А. Толстого «Средь шумного бала» у всех на слуху в исполнении наших корифеев Лемешева и Козловского. Свое понимание этого романса Крадин осмысливал уже в зрелые годы. Вот что он говорил в нашей давнишней беседе, которая вылилась потом в очерк о творчестве певца:

– В темповом смысле одни исполнители поют этот романс медленнее, другие – быстрее. Этим они хотят подчеркнуть, от лица кого идет речь. Если темп медленный, значит, этот человек уже в возрасте, проживший жизнь. Он вспоминал эту встречу на балу как самое волнительное событие в своей жизни. И, наоборот, быстрое исполнение этого романса – это рассказ человека молодого, горячего, энергичного. И встреча эта была, очевидно, не так давно. Я же стремился как можно точнее следовать автору, и если мне это удалось, то это и есть мое понимание Чайковского.

 

Богатством психологического содержания, мелодизмом привлек Владимира Крадина цикл романсов Чайковского на стихи Ратгауза. Этого поэта композитор очень любил. Поэт малоизвестный, но своим видением мира, глубиной, психологичностью он был близок Чайковскому, который тоже очень пристально изучал человека. Вот два романса, контрастных и по содержанию, и по мелодии. Первый – «Снова, как прежде, один». Текст поэта, музыка композитора точно передают душевное состояние. Человек любил, но остался один. Что может быть страшнее? Другой романс – «Средь мрачных дней» более светлый, жизнерадостный. Он, конечно, о любви. Здесь и оптимизм, и вера в лучшее. Оба романса спеты Крадиным так эмоционально, что не поверить певцу просто нельзя.

Говоря о классическом репертуаре Владимира Крадина, напомним, что он – оперный певец. По его признанию, еще в юности буквально вся опера Чайковского «Евгений Онегин» была у него на слуху. И наверное, неслучайно свою артистическую деятельность в Таджикском оперном театре молодой певец начал именно с партии Ленского. А уже на сцене Ставропольской филармонии он снова вернулся к любимой партии в концертной постановке известной оперы.

– Это было очень волнительное событие в моей жизни, – вспоминал певец. – Я чувствовал по отдаче зрителей, что музыка композитора никого в зале не оставляет равнодушным. Судьба Онегина, Ленского, Татьяны вновь и вновь волновала зрителей. Тем более что здесь вокальное исполнение было связано с драматической игрой, с конкретным образом. Я искал верные интонации для образа, искал ритм, искал внутреннее состояние. Этим мир оперы и загадочен, и привлекателен для певца

Очень часто звучал в исполнении Владимира Крадина романс молодого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Перед нами молодой юноша, влюбленное сердце, обращенное к молодой цыганке. Это хорошо ощущается в высоком накале музыки композитора и в эмоциональном голосе певца, точно отражающем человеческие чувства.

По заключению Всесоюзной тарификационной комиссии Министерства культуры Владимиру Крадину было дано право на сольные концерты. Это были романсы Глинки, Рахманинова, Чайковского. К 100-летию со дня рождения Сергея Лемешева и Ивана Козловского певец подготовил концерты русских народных песен из репертуара великих теноров России. А в 1999 году, когда широко отмечалась дата – 200 лет со дня рождения Пушкина, на сцене краевой филармонии состоялся концерт Крадина, исполнившего произведения, связанные с именем великого поэта России.

Значительное место в вокальном творчестве певца занимают патриотические и лирические песни советских композиторов о нашей земле, о нашей Родине, песни, воспевающие нашу любовь к прекрасной стране, где мы с вами живем. Эти песни Крадин исполнял с особым волнением.

– К этому нас зовет и сердце, и долг, и любовь, – размышлял певец. – Каждый артист стремится иметь в своем вокальном багаже песни, отражающие те достижения, которые произошли в стране за все годы ее существования. Музыкальное искусство не прошло мимо этих событий, и они ярко отражены в песнях. И каждый исполнитель считает своим долгом пополнять этими песнями свой репертуар.

Одна из таких песен – «Россия», написанная родоначальниками советской песни композитором Анатолием Новиковым и поэтом Сергеем Алымовым сразу после войны. Песню Володя Крадин полюбил сразу и пел ее и в школьные годы, и в студенческие, и став профессиональным певцом, включал ее в программу своих концертов. И зрители ее очень любили, потому что в ней много чувств к нашей Родине, много тепла.

 

Говоря о произведениях, остающихся актуальными и сегодня, нельзя не вспомнить еще одну песню из богатого репертуара Владимира Крадина – «Тайга золотая», рассказывающую о Сибири – красивом, прекрасном крае нашей большой земли, очень богатом в природном отношении, о буднях советских золотоискателей.

Еще одна песня того же периода – «Звезда моих полей» Никиты Богословского и Сергея Алымова. Уже в самом названии заложен главный смысл. Песня очень точно выражает чувства человека, испытавшего ужасы войны. В ней и любовь к своей земле, и тревога за нее. Все это с неподдельной искренностью и правдой передавал своим исполнением Владимир Крадин. Это уже была тема мира. Она ярко отражена и в двух других песнях с похожими названиями – «Соловьи России» Валентина Левашова и песни Соловьева-Седого и Алексея Фатьянова «Соловьи», вошедшей в золотой фонд советской музыки. Оба произведения Владимир Крадин включал во все свои выступления.

Теме мира посвящена и песня «Березовые сны», написанная уже в наши дни для киноэпопеи «Великая Отечественная». Она – о человеке, который прошел трудный жизненный путь, который был опален войной. Тяжелой была его судьба, но ему всегда и везде помогала любовь к родной земле, где он родился и вырос. И эта песня была в репертуаре Владимира Крадина.

Много лет пел Владимир Крадин песню Евгения Птичкина и Сергея Острового «Земля моя добрая». В ней авторы сумели сказать что-то свое, свежее, выстраданное и пережитое, выразить свое отношение к родной земле.

 

Когда Владимир Крадин приехал на Ставрополье, судьба свела его с композитором Николаем Зинченко, который предложил певцу новую песню «Сторонка родная моя», проникнутую глубокой любовью к своей малой родине. Зрители и на концертах певца, и на авторских вечерах композитора представляли прекрасное, богатое Ставрополье с его необозримыми и бескрайними степями, тихими и задумчивыми лесами. Это была их малая родина.

В тот незабываемый вечер, когда мы беседовали с Владимиром Крадиным, на нас смотрели со стен его квартиры пейзажи и натюрморты, подаренные певцу на концертах его почитателями, ставропольскими художниками. На книжных полках стояла музыкальная литература, в шкафах – наборы грампластинок с записями классических произведений. К ним певец обращался, когда готовил новые музыкальные программы.

В феврале 2006 года Владимир Крадин покинул Ставропольскую филармонию, уходя на заслуженный отдых, и в его трудовой книжке стояло круглое число – 40 лет на сцене. Прекрасный трудовой стаж! Замечательная творческая жизнь человека!

Владимир Крадин, Ставропольская государственная филармония

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление