Первые шаги

Василий Скакун

Первые шаги к пробуждению разумности каждого из нас начинаются с некоего осознания, что ты не такой, как все, по всем известным показателям, кроме ана-томической схожести по количеству рук и ног.

После этого могут (а лучше должны) возникать следующие вопросы: а почему так и что я должен делать с этой разницей. Ответы на них невозможно найти в обыденности внешней жизни. И если не найденный сегодня ответ не затушит огонь познания, то можете уже себя пред-ставлять неким индивидуумом, вдруг вытолкнутым из общей толпы людской, кото-рой, кроме внешней материальной проявленности жизни, нет дела ни до чего.

При этом может прийти странное понимание, что именно для разгадки этих вопросов мы и приходим на эту Землю. А за разгадкой одного подобного кросс-ворда непременно возникают другие – и более глубокие, и более актуальные. И по мере решения этих задач совсем по-новому начинает обозреваться этот мир, в ко-тором мы все живём, и тогда ты видишь остальных людей новыми глазами, Люди, как оказалось, ещё не могут выбраться из этого, самого заколдованного, круга, и потому на полном серьёзе вынуждены заниматься тем, что постоянно выясняют от-ношения с другим, находящимся рядом или чуть поодаль, народом. Те же самые выяснения происходят и на уровне межгосударственных отношений. Все, так или иначе критикуя или обвиняя, показывают друг на друга, уличая противную сторону во всех смертных грехах.

И, если оглянуться в глубь истории самой жизни на планете, то стиль и наме-рения людские, как оказалось, не меняются тысячелетиями и сотнями поколений, меняются только методы и средства противостояния, цели же неизменны – ты хуже, чем я, а все вы хуже, чем мы, и потому противостоим, воюем, вводим санкции и т.д.

Мы упустили главнейшую задачу – познания самих себя. Можно сказать, что эту цель мы вообще выбросили вон, чтобы не морочить себе голову, ведь так про-ще. И если вспомнить Ю.Визбора, то и на самом деле, уж если мы не занимаемся главным – самообразованием, то:

Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей.
А также в области балета
Мы впереди планеты всей.

Ведь надо, оказывается, зачем-то летать на Марс, надо делать ракету, чтобы она, пролетев тысячи вёрст, могла попасть в игольное ушко, надо выигрывать все медали на Олимпийских играх, надо выколачивать из недр всю нефть и весь газ, и вообще всё, что приготовила Природа нам и будущим поколениям. «Нам незачем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». А если не получается мирно, то «...весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». Вот они, главные цели устремления и плачевные результаты всеобщего раздора, выражае-мые в миллионах жизнях, заплаченных за выяснения отношений вождей.

Зачем всё это, если мы так и не узнали, кто он – этот, который делает ракеты, перекрывает Енисей, танцует в балете, играет в футбол и ещё занимается кучей ни-кому, по существу, не нужных дел.

Думается, что тысячелетия назад без ракет, Енисея и балета люди значитель-но больше знали о себе и о целях создания жизни. Вот как об этом говорил великий китайский философ Лао Цзы, живший в IV веке до н.э.:

Не выходя за дверь,
Можно познать мир.
Не выглядывая в окно,
Можно увидеть небо.
Чем дальше уходишь,
Тем меньше знаешь.
Поэтому мудрец не ходит далеко
И всё же знает многое.

Ему вторил Сократ, древнегреческий философ IV века до н.э., напоминавший своим ученикам о том, что при правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует пересту-пать, ибо на излишние занятия тратятся время и силы, которые могли быть употреб-лены на самое нужное человеку – на его нравственное совершенствование.

Через две тысячи лет их поддержал Л.Н. Толстой: «Бойся не незнания, а ложного знания. Лучше ничего не знать, чем считать правдой то, что неправда. Лучше ничего не знать про небо, чем думать, что оно твердое и на нём сидит Бог». Все несоответствия с той жизнью, о которой все мы мечтаем (а ведь все втайне или открыто) – о здоровье, радости, справедливости – происходят только потому, что мы так и не осознали сущность своего настоящего «я». На него претендуют две са-мостоятельные структуры нашего организма:

- «я» - духовного сердца;

- «я» - ума.

Духовное «Я» не проявляет захватнических действий и даже специально не противопоставляет себя «я» ума. Оно терпеливо ждёт годами, десятилетиями и, ес-ли этого недостаточно, то может, дожидаясь просыпания хозяина тела, перенести свою реализацию и в следующие воплощения. А, так как оно духовная сущность, то параметра времени для него нет. «Я» нашего ума – физического свойства, даже можно сказать животного происхождения, и потому морально-нравственные каче-ства ему не присущи. Оно, как все мы заметили по своему личному опыту, способ-но обижать, критиковать, наказывать, обманывать и при этом, самое главное, оно никогда не задумывается о последствиях, полагая, что всё «сойдёт с рук», потому-то люди и попадают в места не столь отдалённые, ведомые посылами своего ума. И только по этой причине в мире столько ошибочных действий совершают люди, ко-торые иногда заканчиваются авариями с непредсказуемыми последствиями. И то-гда приходит понимание, что все несоответствия как в жизни каждого человека, так и всей цивилизации с её непрекращающимися войнами большими и малыми проис-ходят только потому, что всем человечеством на данном этапе его эволюционного развития (всеми королями, шейхами, президентами и нас с вами) управляет то са-мое «я» нашего ума, которое и толкает вождей и нас с вами к выяснению отноше-ний.

Но, когда приходит время, подогреваемое определёнными обстоятельствами доброжелательной направленности, то наступает ощущение, что та старая жизнь в тесном сотрудничестве с умом была жизнью начерно, не по-настоящему. Но, чтобы до этого дойти, перешагнув через навязчивые претензии ума или попросту отка-завшись от его услуг, что само по себе является подвигом каждого человека, надо выйти из того заколдованного круга материальной зависимости. Ибо все необходи-мое при правильном выборе жизненных позиций непременно приходит само. Вот, где оно – светлое будущее, так как и в следующих жизнях мы придём уже с откры-тыми сердцами. И только после этого приходит понимание, какие неимоверно сложнейшие испытания приходится преодолевать всем нам для достижения завет-ной цели. «Духовность без трудолюбия есть вздор», - говорили мудрецы.

Но сколько же времени ещё понадобится человечеству, чтобы осознать себя – кто ты есть на самом деле, человек, и как ты должен в этой связи выстраивать свою жизнь. Как вопрошал Б.Окуджава: «А иначе, зачем на Земле этой вечной живу?». И, оглядываясь на эти полтора десятилетия нового тысячелетия, внутри закра-дывается робкая надежда, переходящая в убеждение, что всё-таки лёд тронулся, ибо уже очевидны трещины, которыми разумность стала разбивать вековые бастио-ны застоя и господства человеческого ума.

Скакун

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление