Песчинка в бесконечном Космосе

.

В молодежном клубе «Пространство BRO» прошла лекция Станислава Годлевского о творчестве Говарда Филлипса Лавкрафта

Говард Филлипс Лавкрафт
Говард Филлипс Лавкрафт

Тема довольно сложная и неизведанная, но сложности только закаляют ум. Для тех, кто не знаком с творчеством писателя, эта лекция стала отличным поводом исправить ситуацию. Станислав Годлевский — религиовед из Донецка, который теперь живёт в Ставрополе и выпускает альманах. После лекции он нашел время поговорить о Лавкрафте и его влиянии на современную поп-культуру.

Кто же такой Лавкрафт? Все о нем слышали, а точно никто не знает. И мастер ужастиков, и основоположник культа неведомого Ктулху, и сумасшедший проводник неведомых сил…

Биография у писателя непростая, детство выдалось тяжелым - нездоровые родители, нервные срывы. Эти обстоятельства обычно влияют на становление психики, это вам любой психолог скажет. Впрочем, Станислав эту теорию отверг.

- Я не сторонник новомодных тенденций, которые сводят человеческую психологию к детским травмам. И я никогда бы не посмел утверждать, что трагедии детства повлияли на то, кем стал Лавкрафт, потому что человек формируется на основе того, что его окружает. Вот окружают вас, к примеру, рэп и заниженные «Приоры». Кем вы станете? Любителем рэпа и заниженных «Приор»?

С Лавкрафтом все просто: он, в первую очередь, писатель и книголюб. И, соответственно, черпал свои идеи из литературы и снов. В доме его деда была самая обширная библиотека в городе, его с детства окружали книги. Он привык видеть в них источник своего вдохновения. Да и читал не абы что - классика, готические романы, арабские сказки «Тысячи и одной ночи».

Мастерами ужаса так просто не становятся. Сны оказали не меньшее влияние на творчество автора; ярчайшие кошмары, которые он не мог контролировать или прекратить бросали его в неизведанные миры. Существа, населявшие его сновидения, хватали его и относили по воздуху в странные места. Так, рассказ «Дагон» - почти дословно записанный автором сон. В итоге он стал демиургом в мире со своей космогонией и космологией.

Космогония — это учение, которое говорит о том, как создан мир. Космология же объясняет устройство созданного мира. Весь ужас Лавкрафта построен на его осознании себя во Вселенной. Он осознавал, что «человек — песчинка перед миром», и настолько был проникнут этим осознанием, что оно передалось его произведениям. Он жил этой идеей, и она оставила свой глубочайший отпечаток в его душе. Лавкрафт говорил о безличности огромного Космоса и ничтожности человека. Это и есть «страх неизведанного». И это при том, что он был атеистом и хорошо разбирался в достижениях прогресса.

Ктулху - владыка миров, спящий на дне Тихого океана
Ктулху - владыка миров, спящий на дне Тихого океана

Современная поп-культура почерпнула многое из классических ужастиков. Вот, например, есть цикл фильмов о расе сверхсуществ «Хищник», «Чужой против Хищника», «Прометей». Не обошлось ли здесь без Лавкрафта? Всё-таки в его пантеоне богов тоже присутствуют поражающие разум существа. Наиболее известен Ктулху — гигантский злой бог, способный воздействовать на разум человека и ужасающий одним лишь внешним видом: головой с щупальцами, гуманоидным телом и парой атрофированных крыльев летучей мыши.

Учитывая американский кинематограф и все его фильтры популяризации, это всего лишь поверхностная идея, Лавкрафтом тут и не пахнет, и его идей в этих фильмах нет. Ценителям его творчества можно посоветовать другой фильм, в котором действительно хорошо переданы мысли и персонажи Лавкрафта, - испанский фильм 2012 года «Калеуче: зов моря».

Ещё часто встречается атрибутика с изображением, например, Ктулху. И татуировки, и украшения, и логотипы. Может, тут есть влияние Лавкрафта и мы его наблюдаем в обществе? Но опять нас ждет разочарование, веяния моды непостоянны и непредсказуемы, сегодня - бантики, а завтра - Ктулху.

- И, к сожалению, многие знают про Ктулху только один факт — он «хавает мозг», - усмехнулся Станислав.

Вывод здесь только один: Лавкрафт и его произведения намного глубже, чем кажутся. Познакомиться с автором поближе определенно стоит, и, если очень страшно, но хочется, можно шагать постепенно. Главное — в каком направлении копать, всё зависит от того, какой вы человек.

Татьяна БУГАЕВА.

литература, лекция, Лавкрафт

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление