ПИСАТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА

Виталий Задорожный

Медленно и плавно трогается от железнодорожного вокзала электричка. Постепенно набирая скорость, оставляет она в утренней голубой дымке Пятигорск. Этот город-курорт - родина ставропольского композитора Петра Кухнова. А на работу он постоянно ездит в поселок Иноземцево, где в детской музыкальной школе ведет класс баяна. Погромыхивают на стыках рельсов колеса. И этот равномерный стук в одной тональности, в одном ритме напоминает ему музыку. Ту, какой он обучает в школе мальчишек? Или, может быть, ту, что возникает у него сначала в душе, потом рождается под пальцами, бегающими по рядам клавиш, и в конце концов появляется на чистом листе бумаги в виде нотных знаков?

В марте 1985 года Петр Кухнов приехал на краевое радио, где я тогда работал в редакции литературно-музыкальных передач, и в камерной студии состоялась у нас интересная беседа о его творчестве.

- Первые пробы в сочинении собственных произведений относятся к годам моего обучения в Черкесском музыкальном училище, - начал разговор Петр. - Там моим преподавателем был композитор Анатолий Яковлевич Микаэлян, который писал в основном инструментальную музыку. Беззаветная любовь педагога к музыке передалась и мне, его ученику. Именно он помог мне соприкоснуться с миром прекрасного и попробовать сделать свои первые пробы - небольшие пьески для баяна. Конечно, они не отличались оригинальностью, но все ж таки давали возможность попробовать свои силы в процессе создания настоящего музыкального произведения, передать свои чувства, состояние души от соприкосновения с прекрасным, выразить свои мысли.

Спустя три года после окончания училища Петр Кухнов приходит в академический хор города Железноводска. Этот самодеятельный коллектив был неоднократным лауреатом краевого смотра и дипломантом Всесоюзного фестиваля художественного творчества. Участие в хоре выявляет лирическую направленность в творчестве молодого композитора. Он пишет первые песни, которые берут в свой репертуар коллективы художественной самодеятельности. Звучат со сцены и идут к сердцам слушателей песни «С березой рядом я стояла» и «Жила-была песенка». Они публикуются в краевой газете «Молодой ленинец». Вот строки из рецензии на них члена Союза композиторов СССР Давида Генделева: «Песни Петра Кухнова, написанные в современной эстрадной манере, полны оптимизма, молодого задора. Мелодии их просты, ритмически упруги, создают приятное настроение и легко запоминаются. Удачно сочетаются мелодия песни и аккомпанемент. Песни гармонизированы довольно свежо и самобытно».

Частые встречи с профессиональными композиторами, постоянные консультации с Давидом Генделевым, который стал, можно сказать, духовным наставником Петра Кухнова, помогали оттачивать и совершенствовать мастерство. Не случайно молодой ставропольский композитор становится в 1978 году лауреатом конкурса, объявленного крайкомом комсомола и посвященного юбилейной дате – 60-летию ВЛКСМ. Тема эта, конечно же, его взволновала, и была написана песня «Комсомольцы 20-х годов» на стихи пятигорчанина Виктора Дружинина.

- Основная мысль песни, - продолжает разговор Петр, – тесная связь поколений, верность нынешних комсомольцев идеалам комсомольцев 20-х годов. Кстати, песня эта была опубликована в сборнике «Любовь, комсомол и весна», вышедшем в издательстве «Советский композитор». Уже начальные строки стихов давали запев, настрой всей песни:

 

Запомните нас веселыми,
Товарищ, брови не хмурь,
Мы встанем под ваши знамена
В часы испытаний и бурь.

 

Волнение композитора вполне понятно. Шестьдесят лет отделяли поколение 80-х, к которому принадлежит Петр Кухнов, от поколения 20-х, поколения, совершившего Октябрьскую революцию, отстоявшего ее завоевания в огне Гражданской войны. Шестьдесят лет… Но и подвиги героев-ставропольцев того горячего времени тоже остались в памяти потомков, в их сердцах, в произведениях, которые сегодня воскрешают страницы тех огненных лет.

О творческом росте композитора Петра Кухнова, несомненно, говорит и тот факт, что он был участником краевого семинара творческой молодежи. Встречи со своими коллегами всегда дают положительный результат. Ведь само общение – это уже процесс повышения своего духовного, внутреннего материала, так как обмен опытом, обмен мыслями побуждает почувствовать свои слабые стороны и прийти к определенным выводам, принимать определенное направление в своей работе, а также почувствовать творческий процесс своего коллеги.

Семинар творческой молодежи не прошел для Петра Кухнова бесследно. Здесь он познакомился с поэтом Владимиром Яковлевым. Они много говорили о стихах, о музыке, о творчестве. И родилась у них песня о молодом солдате-призывнике, для которого все впервой: и ранний подъем, и долгие походы, и учебные стрельбы. Образ солдата, который только входит в армейскую службу, привлек обоих авторов, и они попытались выразить свое отношение к этой теме в песне. Четкость ритма, маршеобразность помогли им передать этот образ. «Походная песня» - так назвали авторы свое совместное произведение.

Петр Кухнов – пятигорчанин, и, конечно же, когда город отмечал свое двухсотлетие, молодой композитор не мог не участвовать в конкурсе, посвященном этому юбилею. Своему героическому земляку Григорию Анджиевскому он посвящает патриотическую песню «Герои Гражданской войны». Второй песней, представленной им на конкурсе, была песня, написанная вместе с Галиной Ворониной, тоже пятигорчанкой, об их родном Пятигорске – «Город вечной весны», которая была отмечена поощрительной премией.

- Конечно, всегда хочется воспеть свой родной край, Ставрополье, - рассказывал Петр Кухнов. – Меня, как и каждого жителя поэтических мест, влечет красота поэтических традиций. И это всегда рождает музыку, рождает песню. Чем именно дорога мне эта песня? Тем, что она о моем городе, в котором я живу. Хотелось бы, конечно, чтобы она помогла мне передать то чувство, с которым я отношусь к своему городу, к этим прекрасным, воспетым еще классиками, местам.

Необходимо добавить к сказанному, что обе песни Петра Кухнова – и «Комсомольцы 20-х» и «Город вечной весны» - принимали участие в краевом телевизионном конкурсе «Мелодии Победы». Исполнял песни лауреат смотра художественной самодеятельности Николай Луценко.

Творчество композитора Петра Кухнова – от небольших инструментальных пьес к серьезным гражданским песням. И все это – через постоянный, каждодневный труд. Очень интересен хоровой цикл без инструментального сопровождения на стихи Алексея Маркова «Все начинается с порога». В этом большом произведении композитор стремится раскрыть тему малой родины, того клочка земли, где ты родился и вырос, который является для тебя отправной точкой во всех делах, который тебе бесконечно дорог, потому что красивее и прекраснее его ничего на свете нет. Главное – это чувствовать прекрасное, передавать его в своих произведениях и пытаться, чтобы окружающие восприняли эти произведения именно так, как это замыслил ты.

А вот какими мыслями о своем творчестве Петр Кухнов, ныне член Союза композиторов России, заслуженный работник культуры, поделился в недавней беседе с корреспондентом «Кавказской здравницы» Еленой Александровой:

- Прежде всего хочу сказать о том, что моя песня «Букварики» принимала участие в таких престижных конкурсах, как Международный конкурс детского и юношеского творчества «Славься, Отечество!», а также Международный конкурс «Интеграция ХХI», и завоевала первые места. Прозвучала эта песня в Москве, в Измайлово, во время проведения мероприятия «Ярмарка ремесел». Песня попала и в эфир детского радио, и прозвучала премьерой в хит-параде. Она особенно полюбилась слушателям. Недавно я записал несколько песен с группой «Непоседы». Одна из них выдержала отборочный конкурс, попала в репертуар этого вокального ансамбля и прозвучала на концерте в Лужниках. В Москве вышел журнал для детей, родителей, педагогов по вокалу «Я пою». В нем появилась статья о моем сотрудничестве с детским театром песни «Светофор». В журнале есть приложение, в котором опубликована моя песня на стихи Ирины Токмаковой «Яблонька», которая вошла в репертуар сестер Виктории и Вероники Даньшиных, солисток ансамбля «Непоседы». Они же исполняют и мою песню «Лучик золотой» на стихи Елены Благининой. А в песне «Новогодняя» я выступил как автор и стихов, и музыки. Для того чтобы песня полюбилась детям, ее нужно написать искренне, суметь почувствовать мир детей, найти такие интонации, которые были бы им понятны. Для композитора очень важно вдохновение, которое приходит и дает возможность творить. Писать музыку для детей – это, я считаю, отдельный вид искусства. Ведь дети чисты и остро чувствуют искренность и не приемлют фальши, их не обманешь.

Более сорока лет преподает Петр Кухнов в детской школе искусств. За это время им написано более тридцати пьес, которые опубликованы в хрестоматиях для учащихся музыкальных школ. И это не может не радовать его, ведь по его произведениям дети постигают музыкальное мастерство. В содружестве с другими композиторами Петр Кухнов принял участие в издании учебного пособия для воспитанников музыкальных школ. Мелодичный язык подобранных сочинений наполнен яркими, понятными детям образами, благодаря чему музыка легко запоминается и сразу привлекает внимание учащихся, помогая в процессе решения художественных задач приобретать и совершенствовать исполнительские навыки.

композитор Петр Кухнов, музыка

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление