По следам «пропавшего» миллиарда

По следам «пропавшего» миллиарда

27 февраля Ставрополье оказалось в центре внимания федеральных СМИ: в краевом «Водоканале» прошли обыски. Тут же стало известно, что организация обсчитала жителей края на миллиард с лишним. Совершенно случайно накануне президент Владимир Путин устроил разнос в правительстве за слишком резкое повышение тарифов ЖКХ.

По законам жанра

Конечно же, официально никакой связи между этими событиями нет. Но давайте взглянем на картинку. Девять часов утра. Бойцы спецподразделений врываются в здание ГУП «Ставрополькрайводоканал». Это сводный отряд с участием омоновцев из Дагестана, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии – опытные вояки в полной амуниции и с автоматами. Всё происходит как в хорошем боевике – только без выстрелов и взрывов. Надо сказать, и на том спасибо. «Противостояли» спецназу женщины предпенсионного возраста, составляющие основу работников этой организации. Затем в течение тринадцати часов шёл обыск, в результате которого была изъята практически вся документация и жёсткие диски компьютеров – общим объёмом с кузов небольшого грузовика.

Ещё не закончился обыск, а всем было известно, что «Водоканал» украл у граждан один миллиард сто сорок девять миллионов рублей. Пресс-служба МВД России распространяет следующее заявление: «В платежные документы необоснованно включались расходы, связанные с потерей воды в системе коммунального водоснабжения. В результате чего потребителям края причинен ущерб в размере 1 миллиарда 149 миллионов рублей».

Эту информацию с потрясающей оперативностью выдали средства массовой информации, стараясь преподнести всё наиболее «сенсационным» образом. Ну как же – только накануне Путин выговаривает чиновникам за беспредел в ЖКХ, и вот он – виновник всех наших бед! И тема кровоточащая, и картинка сочная, и отмашка на самом верху получена. Чтобы максимально конкретизировать вселенское зло, на федеральном канале прошёл сюжет, где крупным планом показана табличка с фамилией и именем руководства. Те немногие СМИ, что воздержались от глумления и предпочли разобраться в проблеме, давая лишь проверенные факты без лишних оценок, сразу же обвинили в продажности и непрофессионализме.

Потом на угасающей волне популярности проходит новость о том, что аналогичные обыски прошли в других филиалах ГУП «Ставрополькрайводоканал» и… А затем – тишина. Потому что история как бы рассказана. Вначале зло названо, затем зло демонстративно наказано – всё, хеппи-энд. Правда, на деле этот «счастливый конец» выглядит так: работа огромной организации, поставляющей воду всему краю, фактически остановлена, граждане массово саботируют оплату коммунальных услуг (как же – нас на миллиард ограбили!), а блиставшим в кадре обвинителям и сказать-то нечего. Потому что вся история выглядит образцово-показательной поркой первого попавшегося под руку в лучших традициях российского самодурства с примесью голливудщины. А если разобраться, на деле всё выглядит не совсем так.

Куда текут гнилые трубы?

Нет, мы не будем говорить, какая замечательная организация ГУП «Ставрополькрайводоканал» и лично её директор. Это не более и не менее чем часть нашей государственной системы, которая работает не идеально, но как-то жизнь поддерживает. Давайте вообще обойдёмся без сенсационных разоблачений, а постараемся разобраться в самой сути вопроса.

Итак, мы имеем наболевшую тему в виде непомерно раздутых тарифов ЖКХ для населения. Мы имеем одну из этих самых услуг – водопровод, а вместе с ней – и организацию, которая её предоставляет. А ещё у нас есть очень вовремя возникший скандал на всю страну и ставший притчей во языцех миллиард. Попробуем разобраться, откуда что берётся и как все элементы мозаики связаны между собой.

Начнём с самого загадочного. Как формируются цены на воду (к ценам на другие услуги ЖКХ мы ещё вернёмся)? В обывательском сознании может возникнуть образ такого толстого чиновника, который сидит в непомерно роскошном кабинете и, доедая христианского младенца, мучительно думает, какую бы гадость ещё придумать. Затем он пишет непомерно высокую цифру, взятую из головы, и дело в шляпе.

В действительности «профильные» структуры вообще не назначают стоимость собственных услуг. Для этого существует Региональная тарифная комиссия – самостоятельное подразделение краевого правительства. Ежегодно, не позднее 31 марта, поставщики услуг ЖКХ (в нашем случае – «Ставрополькрайводоканал») предоставляют этой комиссии документально подтверждённую статистику, включающую калькуляцию всех затрат. Также там прописаны объёмы неучтённых расходов и потерь воды. Те, в свою очередь, не должны превышать нормативы, утверждённые комитетом Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству. То есть все эти цифры берутся не с потолка, а являются результатом кропотливой работы множества ведомств. И в итоге Региональная тарифная комиссия решает, сколько гражданам платить в следующем году.

Так всё происходило и в 2010 году, когда по приказу тогдашнего директора А. Цыва ГУП «Ставрополькрайводоканал» передал стандартный набор документов, на основании которого РТК утвердила тариф на воду в 2011 году. Но в тот период проходили выборы, и, чтобы не злить народ, цены на ЖКУ заморозили на полтора года. Так что до июля граждане платили как в 2011 году. Итак, поднимаем постановление Региональной тарифной комиссии № 39/4 от 15 ноября 2010 года. Согласно нему, стоимость кубометра воды определяется в без малого 47 рублей. Ровно столько и собирал «Ставрополькрайводоканал» с населения. Так откуда взялась цифра в миллиард с хвостиком?

По следам «пропавшего» миллиарда

Куда пропал миллиард?

Итак, кто же первым назвал эту громкую цифру? Результатом обыска 27 февраля она не могла быть – попросту не успели бы. А тариф и вовсе назначен другой структурой, и «Водоканал» не отступил от него ни на копейку.

А началось всё, оказывается, ещё в сентябре прошлого года. Ревизор третьей оперативно-разыскной части ГУ МВД РФ по СКФО майор полиции Оганесян в ходе проверки нашёл некие нестыковки в классификации потерь в так называемых вспомогательных регистрах Пятигорского филиала «Ставрополькрайводоканала». Эти регистры – статистические таблицы, в которых по весьма сложным схемам расписываются потери воды. Фактически это аналитические документы, которые работники организации составляют для внутреннего пользования, чтобы оптимизировать свою работу. Майор Оганесян решил, что данные по потерям воды завышены. Затем, основываясь на его весьма умозрительных выводах, сделанных на основе проверки одного филиала, окружная полиция попросту умножает предполагаемые потери (в Пятигорске!!!) на весь объём воды, который «Ставрополькрайводоканал» поставляет всему краю. И в итоге вышла пресловутая цифра в 1,149 млн рублей.

Итак, ещё раз. В Ставропольском крае 31 филиал организации. Основываясь на данных лишь одного из них, нельзя говорить обо всей структуре. Далее. Вспомогательные регистры – не форма отчётности, это документы для внутреннего пользования, помогающие уменьшить потери и оптимизировать работу. Потери воды высчитываются куда проще – из разницы между объёмом поступившей в систему и реально полученной потребителями, на основании показателей счётчиков. Но даже если бы данные этих регистров и официально подтверждённых потерь не совпали, это никак не влияет на тариф, который утверждается вообще другой организацией – РТК. И если бы всё же, несмотря ни на что, организация собрала «лишние» деньги с населения, то присвоить их её руководство попросту не смогло бы – они автоматически идут в государственную казну.

В поисках правды

Если вслед за «охотниками на ведьм» поддаться эмоциям, то можно возмутиться: нашли крайнего! Каждый может сопоставить счета за газ, свет и воду – и увидеть, что ему дороже обходится. А ведь такие счета приходят и в сам «Ставрополькрайводоканал». Воду качают насосы, которые работают на электричестве. А электричество производят электростанции, которые у нас в основном на газе. Может, следовало бы начать с другого конца? Выяснить, чьи тарифы сильнее всего изменились в последнее время? Здесь нас ожидает сюрприз: в отличие от прочих услуг ЖКХ, вода для жителей края в этом году… подешевела на 10 процентов!

«Ставрополькрайводоканал» при новом руководстве смог оптимизировать работу, начал выбираться из затяжного кризиса и изыскал возможность понизить тарифы, в то время как все их только повышают. И тут – такой удар!

Но борьба продолжается. ФБУ «Южный региональный центр судебной экспертизы» после тщательного обследования всей сети водоснабжения Пятигорска подтвердил, что данные здешнего филиала «Ставрополькрайводоканала» по потерям воды верны. Следовательно, даже здесь подозрения майора Оганесяна оказались не подтверждёнными. Что интересно, результаты экспертизы появились 12 февраля. Они были известны всем заинтересованным структурам. Но наступило 27 февраля, президент устроил разнос чиновникам, и потребовалось срочно найти козла отпущения.

А то, что в этой роли оказалась, возможно, единственная организация, которая не повысила, а понизила тарифы для населения; то, что обвинения в её адрес оказались несостоятельными; то, что край может оказаться на грани катастрофы – это, видимо, издержки производства. Лес рубят – щепки летят. Шоу должно продолжаться.

Владимир МЕДВЕДЕНКО.



Последние новости

Все новости

Объявление