По страницам «зеленой» летописи

Ольга Метёлкина

 

По страницам  «зеленой» летописи
У каждого города, как у человека, есть своя биография, особые черты и поводы для гордости. Жители Ставрополя любят показывать приезжим наши живописные скверы, бульвары и парки, украшенные удивительными цветочными композициями. Действительно, чем не повод для гордости?!

Я же, глядя на живой наряд нашего города, вспоминаю Ивана Ивановича Бурыма, для которого озеленение Ставрополя стало делом жизни. Много лет назад мы познакомились с ним в кабинете директора краеведческого музея Николая Охонько. «Хочешь, Иван Иванович проведёт для тебя необычную экскурсию по городу? Поверь, будет о чем написать!» - заинтриговал Николай Анатольевич. И в самом деле, продолжением нашего знакомства стала прогулка в пространстве и... времени. Иван Иванович Бурым рассказал, каким был Ставрополь много лет назад, когда он только пришел работать в трест «Горзеленстрой», и как год от года менялся город буквально на глазах. В конце нашей экскурсии он вручил мне несколько страниц своих воспоминаний: «Может быть, вам пригодится то, что я написал...». С того дня прошло 12 лет. 
11 сентября этого года Ивану Ивановичу Бурыму исполнилось бы 90 лет. Его до сих пор вспоминают добрым словом родные и друзья, младшие по возрасту коллеги, много лет отдавшие ставропольскому «Горзелен-
строю». А еще... Если бы деревья могли говорить, они тоже могли бы рассказать, каким замечательным человеком, высокого класса профессионалом и преданным городу гражданином был Иван Иванович. Я листаю страницы его «зеленой» летописи нашего города и вспоминаю того, кто над ней работал.
По страницам  «зеленой» летописи
«Непосредственно озеленением Ставрополя мне пришлось заниматься с 1 августа 1946 года. Вначале был инспектором по озеленению, а в 1950 году уже управляющим трестом «Горзеленстрой»... Мне как руководителю повезло. К 1950 году в Ставрополь по заявке треста приехали по назначению молодые специалисты Мурина А.Л., Торов А.В., чуть позже Кирпичева В.П. Все они окончили Ленинградскую лесотехническую академию имени Кирова. Приехали по назначению министерства коммунального хозяйства молодые специалисты из Ивановского техникума по озеленению Горлова В.Д., Иванова М.А. Пришли и выпускники Ставропольского сельхозинститута. 
В тресте уже работали такие видные специалисты по озеленению с дореволюционным стажем, как Набирин А.Ф. и Соловьев Г.М. Нам удалось сплотить старых и молодых специалистов, которые с большой заинтересованностью и энтузиазмом включились в работу по озеленению города». 
Многие годы озеленением в Ставрополе занимались кто как хотел. Благо климат теплый, почва плодородная: здесь, как говорится, воткни палку в землю, и она пустит корни. Сажали много пирамидальных тополей. Деревца, историческая родина которых отроги Гималаев, в наших краях хорошо принимались и быстро росли. Благодаря тополям малоэтажный Ставрополь визуально приобретал черты типичного южнорусского города. Однако прирамидальный тополь недолговечен, к 40 годам он начинает сохнуть, и тогда сильному ветру ничего не стоит его сломать. Другое дело - дуб, красивое, мощное дерево. Специалисты утверждают, что в благоприятных условиях он может прожить до 1000 лет. 
Иван Иванович не мог смириться с тем, что дубы почти не использовались в декоративном озеленении города. «Вот тут я и задумался, - пишет он в мемуарах, - а потом вовлек всех специалистов: как быстро применить в озеленении знаменитый дуб, воспетый в былинах и песнях Пушкиным, Лермонтовым и другими писателями. И мы нашли выход. Впервые в стране применили посадку желудей дуба, минуя питомкик, прямо на место постоянного их проживания. Уже в 1955 году на ВДНХ СССР наш город был участником выставки и в первую очередь показывал, как мы используем желуди и озеленяем Ставрополь с минимальными затратами». 
Те самые желуди, которые коллектив «Горзеленстроя» со главе со своим руководителем сажал полвека назад, выросли и стали большими деревьями. Горожане видят их и сегодня, хотя мало кто знает «биографию» этих великанов. Самый наглядный пример — роща на улице Серова, которая оказалась в черте жилого комплекса «Александровский парк». Те дубки были Ивану Ивановичу как родные. Он частенько приезжал проведать своих зеленых «крестников». В тот раз, когда Иван Иванович показывал мне свой Ставрополь, он привез меня туда, как будто хотел познакомить со старыми добрыми друзьями...
До поездки на ВДНХ ставропольские озеленители в основном сами ездили к коллегам перенимать полезный опыт. А после уже к ним зачастили гости из Ростова, Краснодара, Курска, Брянска, Астрахани и других городов. А в 1961 году Ставрополь прославился на всю страну, получив за озеленение Диплом I степени и Золотую медаль ВДНХ СССР. 
«Город был и в довоенное время зеленым, хотя на некоторых улицах и даже в центре почти не было деревьев. К примеру, на улицах Советской, Коминтерна (сегодня — Маршала Жукова. - О.М.), Мира, Ленина и других было много пустых площадей. Прямо в центре города, на площади Ленина, добывали камень, и не было ни одного дерева. Во время оккупации города пострадал и парк «Центральный». Как рассказывали лично мне старожилы, в нижней части парка немцы вырубили много вековых лип».
После войны прошло полтора десятка лет, а город было уже не узнать. В 1951 году были высажены деревья по всему склону Крепостной горы от каскадной лестницы до улицы Ясеновской. Через четыре года Иван Иванович лично привез из Перкальского питомника (что в Пятигорске) 26 голубых елей, и сам следил за тем, как их сажали вдоль лестницы. Внимание «Горзеленстроя» было обращено не только к «парадным местам» города. В это время шли массовые высадки деревьев вдоль улиц Мира и Ленина. Обновился молодыми деревцами и бульвар в районе Крайзо.
В 1958 году был разбит сквер возле железнодорожного вокзала. Тогда же с ВДНХ в город было завезено множество ценных сортов роз, этим занималась Т.К. Деревенских. Долгие годы обилие этих цветов на улицах Ставрополя радовало горожан и поражало гостей краевого центра. Особенно много роз было на площади Ленина, когда завершилось ее озеленение. Надо сказать, что сквер возле зданий правительства края и Академического театра драмы можно считать живым памятником специалистам ставропольского «Горзеленстроя». Сегодня невозможно представить, что в начале 50-х годов площадь (без привычных для нас зданий «белого дома», театра, моря зелени и сказочного буйства цветочных композиций) была далеко не парадным местом. Как рассказывал мне Иван Иванович, вся ее территория была завалена обломками бутового камня, который здесь добывали, стояли бараки, в которых ютилось несколько семей рабочих, а в темное время через площадь было вообще опасно ходить из-за риска угодить в какую-нибудь яму. 
Осенью 1959 года началось благоустройство центра города, а в апреле 1965-го во время воскресника была посажена последняя голубая ель на площадке возле драмтеатра. Озеленение площади Ленина с того момента считалось завершенным.
«Мне здорово повезло. Я уже был хорошо знаком с Гниловским В.Г., Скрипчинским В.В. и Клоповым А.А. Это были люди большого ума, высокой культуры. Вот уж были патриоты города!.. Со Скрипчинским мы ездили искать новые деревья для города и закладки создаваемого в 1961 году Ботанического сада».
По страницам  «зеленой» летописи
С Василием Васильевичем Скрипчинским они ездили в Архызский заповедник на поиски березы, подходящей для сквера на площади Ленина. Но таких ровных, одного размера деревьев в горах Карачаево-Черкесии они не нашли. Отыскались такие в брянских лесах. Вообще у деревьев, обитающих сегодня в самом центре Ставрополя, есть много общего с горожанами: среди них тоже много «приезжих». Розовоцветный боярышник привезли из Кисловодска, голубые ели — из Нальчика, восточный платан — из Армавира...
Останавливаться на достигнутом было не время. Стараниями И.И. Бурыма и его коллег  преображались склоны Комсомольской горки возле огня Вечной славы и аллеи парка Победы, выросли сквер возле цирка, бульвар на проспекте Юности... Зеленый наряд города ежедневно требует к себе внимания и бережного отношения. Да, что там говорить, вы же и сами наверняка постоянно видите, как трудятся специалисты «Горзеленстроя» на улицах Ставрополя. Наследие И.И. Бурыма попало в добрые руки. А его рукопись заканчивается такими строчками: «Я очень рад, что сейчас в трест пришла руководить Селеменева Галина Ивановна, и продолжает старые традиции — делать город красивым». 
Фотографии из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление