Почти «сухой» закон

Ольга Токмакова
Почти «сухой» закон
С 1 января вступил в силу жесткий ФЗ, который

может создать много проблем на алкогольном рынке.

В части розничной продажи горячительных напитков край сглаживает жесткость закона № 102 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». На прошлой неделе на Ставрополье начало действовать постановление, которое упрощает порядок лицензирования. Об этом и о многих других проблемах алкогольного рынка, в былые времена формировавшего до трети регионального бюджета, при участии целого ряда ведомств, говорили в прошлый четверг в краевом комитете по лицензированию.

В прошлом году по сбору акцизов краевой бюджет недополучил свыше 150 миллионов рублей, которые могли бы пойти на социальные нужды ставропольцев. При явном росте производства крепких напитков в крае нашу водку пьют на стороне – 60 процентов отгружается за пределы Ставрополья. И это далеко не единственная потеря. Между тем главную проблему сейчас создала Федерация, наложив на продажу и производство алкоголя массу как правильных, так и спорных ограничений.

По новому ФЗ № 102 вся алкогольная продукция будет маркироваться удостоверениями легальности — специальной федеральной маркой и акцизной маркой. Но это не самое серьезное ограничение. До 1 июля владельцы лицензий на поставку (опт) и производство спирта и алкоголя должны переоформить лицензии и доплатить за них. Лицензии для них будут исключительно федеральными. Сборы серьезные: за лицензию на производство и поставку спирта, а также для производителей крепких напитков – 3 миллиона рублей; производство вина – 250 тысяч рублей; лицензии на закупку, хранение и поставку (оптовая продажа) алкоголя – 250 тысяч рублей. Барьером для производителей спирта будет и размер уставного капитала, который до нынешнего времени не ограничивался. Теперь это должна быть сумма не меньше 10 миллионов рублей. Для производства водки надо иметь уставный капитал от 50 миллионов рублей. То есть производить и продавать крепкие напитки оптом смогут сильнейшие «игроки» этого рынка.

И, наконец, вступивший с 1 января в силу 102-й ФЗ предписывает, что с 1 июля этого года горячительные напитки в розницу могут продавать только организации, то есть юридические лица.

Это значит, что все индивидуальные предприниматели, торгующие «градусами», должны к лету перерегистрировать свои предприятия в юрлица. Есть ограничения и по сумме уставного капитала, которые для розницы установят регионы. Сейчас в Ставропольском крае готовят законопроект, куда войдут и региональные требования к минимальному размеру уставного капитала для розничных продавцов алкоголя. Конечно, всем как раз интересно узнать границу минимума, но пока известна только граница максимума для всех регионов — уставный капитал должен быть не больше миллиона рублей. Регионы же – по требованию закона – могут устанавливать дополнительные ограничения продажи спиртного «более 15 градусов», введут декларирование продажи алкоголя в розницу, установят форму и порядок представления деклараций.

Декларация – это учет, сколько поступило в продажу алкогольного товара и сколько его продали. Декларации розничным продавцам придется регулярно заполнять. Тяжесть закона для малого и среднего бизнеса – тех, кто продает алкогольные напитки в розницу, – в крае пытаются отчасти сгладить. Комитет по лицензированию по поручению краевого правительства упростил порядок получения лицензий. В Положение о лицензировании розничной продажи алкоголя внесены изменения — сократили бюрократизм.

Теперь для получения лицензии достаточно представить учредительные документы, сведения из органа местного самоуправления об объекте, где будет идти торговля, и заключение санэпиднадзора. Как сказали на совещании, сокращение перечня требований проходило на основе анкетирования – предприниматели считают, что слишком дорого им обходятся заключения вневедомственной охраны, противопожарной службы и справки из налоговой инспекции. Была даже ссылка на недавние сигналы – за противопожарное заключение в Новопавловске потребовали 15 тысяч рублей, в Ипатовском районе – 12 тысяч рублей. Теперь эти справки собирать не надо. Впрочем, и пожарная безопасность, и охранная сигнализация – это лицензионные требования, которые будут все время проверяться. Облегченный способ получения самой лицензии не отменяет предлицензионную экспертизу и проверку лицензионных требований. Как сказал председатель комитета Сергей Харитонов, на Западе очень просто получить лицензию, но сложно ее сохранить, поскольку постоянно контролируется исполнение лицензионных требований.

Впредь легче и продлить лицензию – достаточно подать заявление. Но только если предприниматель не числится в «Единой базе правонарушений по Ставропольскому краю, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности на потребительском рынке». Единая база создана комитетом по поручению краевого правительства и будет пополняться информацией от всех контролирующих ведомств. Сейчас в крае 743 поселка, 26 районов и 19 городов – характеристику для торговых предприятий будут выдавать муниципалитеты. Изменяется время действия – раньше лицензия выдавалась на срок не меньше трех лет, теперь – на любой срок до пяти лет. Другой уже порядок, сроки оформления и переоформления. Так, не надо будет готовить и заверять приложение к лицензии. Все будет указываться в одном документе. Исключены некоторые основания для приостановления лицензии, как-то: несоблюдение минимальных цен на алкоголь и получение продукции от неаккредитованного оптового поставщика. Но, как упоминалось выше, в будущем введут декларирование. Если деклараций не будет – не будет и лицензии.

В остальном говорили о привычных проблемах алкогольного рынка на Ставрополье, который по сбору акцизов на алкоголь занимает аж шестое место среди регионов ЮФО. Для примера, в Краснодарском крае почему-то пьют в основном кубанскую водку, а у нас – тоже пьют, причем около трех миллионов декалитров крепких напитков в год, только преимущественно не ставропольских. А ведь с учетом повышения цен каждая бутылка водки принесла бы 34 рубля акцизного сбора. Что касается «левой», не облагаемой акцизами продукции, еще в конце прошлого года в «ВС» приводилась цифра незаконного оборота алкоголя – от 40 до 52 процентов. В нынешнем же году вспоминали даже недавнее предложение лидера ЛДПР. Владимир Жириновский предложил сжигать КамАЗы с «левой» водкой прямо с водителем. Правда, от агрессивных намерений Владимира Вольфовича никому не легче. Опираясь на действующее законодательство, остановить «левый оборот» очень трудно. «Везу для себя» — так легко «отмазываются» водители от проверяющих, когда те обнаруживают в автоцистернах тонны «левого» спирта. По крайней мере, так рассказывал о буднях милиции начальник управления ГУВД со сложной аббревиатурой –

УМБПСПРИАЗ. Проще – управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке.

Воображение поражает одна из цифр «безобразий» на винном рынке Ставрополья: 70 процентов фальсифицированного вина. То есть, покупая чужое вино (а от всего реализуемого объема ставропольское составляет 25 процентов), можно с большой долей вероятности предположить, что это суррогат. Не опасный для здоровья. Но это или не тот напиток, который указывается на этикетке, или не натуральное вино. Чтобы предложить рынку гарантированное ставропольское качество, сейчас разработан торговый знак «Ставропольвиноградпрома» и разрабатываются мероприятия по продвижению бренда.

Все вопросы, поставленные на совещании по проблемам алкогольного рынка, далее рассматривались выше – на уровне нового зама председателя ПСК Анатолия Воропаева.

lelia@vechorka. ru



Последние новости

Все новости

Объявление