«Поезд Победы» в сражении за правду

Елена Павлова

Еще в октябре 2020 года с Белорусского вокзала в Москве в дальний рейс по городам и весям России-матушки отправился «Поезд Победы», снежным ветреным субботним утром 5 февраля 2022-го он прибыл на железнодорожный вокзал Ставрополя

Здесь его ждали журналисты и студенты-волонтеры. Ребятам в последующие четыре дня предстояло встречать экскурсионные группы, отвечать на вопросы, следить за порядком в вагоне.

 

В условиях информационной войны

«Поезд Победы» - это не просто музей на колесах, это История войны, в которую сразу погружается всяк сюда входящий, и каждый ее переживает. Очень точно передал ощущения от этой экскурсии председатель регионального отделения Военно-исторического общества Сергей Шевелев. Он сказал, что словно перенесся во времени — настолько сильно было ощущение реальности происходящего. Все словно вживую. Даже фигуры бойцов, офицеров, вылепленные скульпторами, художниками, кажутся живыми. И повествование аудиогида, которое ведется от первого лица, помогает воспринимать их боль, их страдание так, как будто все это происходит сейчас...

По мнению Сергея Шевелева, «Поезд Победы» можно еще назвать «Поездом памяти». Сергей Арнольдович подчеркнул важность того, что в этот музей на колесах приходят не только те, кто рос в советское время, но и молодежь, дети. Они растут в такое время, в котором, кажется, не осталось ничего святого. Но память о войне и подвиге народа живет и должна жить. Историю нужно учить не по учебникам, написанным по рекомендациям фонда Сороса и американского Госдепартамента...

…Вот такие проекты, как «Поезд Победы», действительно создаются во спасение — они не на прошлое нацелены, а на будущее. А будущее — это нынешние 15 - 20-летние... Этим парням и девчатам предстоит созидать, сохранять и защищать наши веру, память, Победу, дом, родную землю — все, что составляет главную нашу святыню и называется Родиной...   Молодежь уже сейчас находится «под прицелом» - пока что информационным. Например, с усилением международного давления на Россию отдельные представители российской «либеральной интеллигенции» усилили «политработу» в интернете на предмет «неправильного» названия Великой Отечественной войны. Мол, Вторая мировая нужно говорить — и все, без всякого упоминания Отечества. Практически это попытка на сознание российских мальчиков и девочек наложить украинскую «кальку». Там-то подобная работа проведена успешно. Вот теперь нужно, чтобы и в России юные пытливые умы не «цеплялись» за это неудобное и ненавистное либералам слово. А потом юным россиянам постепенно можно будет внушить, что война для нашей страны началась не 22 июня 1941 года — не с вероломного нападения фашистских армий на СССР, не с кромешной бомбежки советских городов, не с убийства тысяч мирных жителей, а с нападения немцев на Польшу 1 сентября 1939 года или — того лучше — с пакта Молотова — Риббентропа...

И это не просто точка отсчета по европейскому календарю: проводникам «евроинтеграции» России в переписываемую Историю мечтается, что ни в этой интеграции, ни в памяти новых поколений не будет места пониманию того, почему уже в обращении правительства к гражданам и гражданкам Советского Союза эта война была названа Отечественной. И что поднялась страна огромная на смертный бой не из-за лозунга на плакате «Все на защиту Отечества!» и не из-за великой песни Александрова, а потому, что каждое слово в этом призыве и в великой песне было созвучно людям, что эта страшная война - от первого ее дня и до победных салютов у рейхстага - для советского народа была Отечественной, Священной, Народной.

А у «умников», которые пытаются нашим детям навязать иное понимание, далеко идущие цели. Эти идеи пока еще в качестве пробных шаров - уже вбрасываются на уровне Евросоюза — вплоть до пересмотра итогов Второй мировой войны, организации Нюрнберга-2 и официального закрепления «обвинения в развязывании Второй мировой войны тоталитарных режимов» (коммунизма и фашизма, Сталина и Гитлера), которые авторами этой геополитической идеи уравниваются. Причем Германия-то за военные преступления Гитлера давно покаялась, евреев пригрела, пособия по разным странам бывшим узникам концлагерей и угнанным с оккупированных территорий разослала. Так ради кого затевается вся эта «бодяга»? Кого мечтают заставить каяться и платить? Гадать не приходится: конечно же, Россию — как правопреемницу СССР...

Понятно, что не дождутся. И даже «авторам и исполнителям» подобного псевдоисторического бреда тоже понятно, что на данном этапе такие инициативы нереализуемы. Но само стремление страну-победителя перевести в побежденную должно настораживать. Эту инициативу будут вбрасывать, лоббировать и сейчас, и потом — когда подрастет у нас новое поколение. Вот зачем мозги нашим юным гражданам промыть стараются, вот каким многоходовочкам подыгрывают наши «борцы за европейские свободы», подпевалы и откровенные предатели.

 

Детали и эпические характеры

Я вот почему сделала такое отступление... Именно такие проекты, как «Поезд Победы» — патриотичные, идейные, духовные, нацеленные на сохранение нашей исторической памяти, служат противоядием той духовной «отраве», которая льется на наших детей и молодежь через интернет.

Во-первых, это мощный и очень талантливый проект. Трудоемкий, предельно детализированный, что и рождает достоверность. Кажется, что каждый шаг, штрих, фон продуман.

Впрочем, так и есть. Администратор группы «Поезд Победы» Сергей Лукша рассказал, что над проектом, поддержанным Министерством науки и высшего образования РФ и ОАО «РЖД», работали творческая мастерская «Невский баталист» и медиагруппа «Красный квадрат». Потребовалась долгая работа в архивах, музеях, изучение исторических документов, наградных листов, деталей формы, вооружения, да много чего. И только когда этот огромный массив информации был переработан, к делу приступили скульпторы, художники, графики, актеры, режиссеры, операторы, реконструкторы, инженеры, специалисты компьютерной графики.

И, видя результат этой объемной, кропотливой и безусловно вдохновенной работы, хочется подчеркнуть: ничего у наших «заклятых друзей» не получится сделать с исторической, генетической памятью нашего народа. Над проектом работали молодые люди, не видевшие, не знавшие войны — никакой. Даже во время чеченской они были слишком малы, чтобы эмоционально оценить, что это такое. Про Великую Отечественную они знают только по книгам, фильмам и тем самым документам, что удалось отыскать в архивах. А выполнили свою работу так, что даже у тех, кто войну видел, мороз по коже пробегает, особенно в вагоне, реконструированном под барак концлагеря. Там объективно жутко — серые одежды, серые скрюченные ноги, руки, серые изможденные лица, а вот выражение лиц — разное. На одном — полная безысходность, словно печать близкой смерти, на другом — страдание, даже мука. Но есть и другие — такие же истощенные, обтянутые сухой кожей, но у них другой взгляд и напряженная суровая сомкнутость губ...

А тем временем идет рассказ аудиогида от лица девушки, всю войну работавшей машинистом поезда. Это реально существовавший человек и ее семейная история в срезе войны. И вот в этом бараке она как раз рассказывает о судьбе своего отца, который пережил плен и концлагерь. Он об этом вспоминать не любил, сказал только, что даже там, в этом фашистском аду, были люди, которых сломить было невозможно. Ничем — ни голодом, ни карцером, ни побоями. Таких было немного, но они были. И многие военнопленные выжили только благодаря им.

В том же бараке обратила на себя внимание другая скульптурная группа. Мы с коллегами по очереди вокруг нее ходили и в глаза героям заглядывали. Удивительно, но ощущение реальности было такое, что, казалось, их глаза цвет меняют и в выражении лиц мимолетно что-то проявляется новое и тут же потухает.

Действие там происходит в допросной. Пленного офицера НКВД допрашивают два немецких офицера. Этот парень с двумя лейтенантскими лычками - совсем еще юный, избитый, истерзанный - откинулся на спинку стула. В глазах, широко распахнутых, страдание и вместе с тем — свет. Он, кажется, совершенно не слышит, что ему кричит рыжий, похожий на взбесившуюся лисицу, мучитель. И не смотрит в сторону согнувшегося над ним дугой эсэсовца. Лейтенант словно видит что-то там, наверху, куда устремлен его взгляд. Или он мысленно прощается с кем-то дорогим и близким...

Иван Ульянченко: «Сюжеты выставки, исполненные правдой».
Александр ПлотниковИван Ульянченко: «Сюжеты выставки, исполненные правдой».

Интересен образ второго немца, который не задает вопросов. Он стоит во весь рост, чуть наклонив голову.   Словно изучает врага и что-то важное, видимо, уже понял про этого парня или вообще - про русский характер. Взгляд, кажется, темнеет и лишь слегка дергается уголок губы. Как этого эффекта удалось добиться скульптору - не знаю.

Но благодаря таким вот эффектам скульптурная композиция начинает дышать, она словно оживает. И фантазия дорисовывает сюжеты и характеры. А может, так и задумано. Может, не случайно художник вот так — на контрасте — изобразил двух фашистов: рыжего унтера — психопатом и садистом, старшего офицера — красавцем с выдержкой аристократа, у которого и фамилия-то, возможно, с приставкой «фон». Но на этом контрасте образ русского лейтенанта, которому и жить-то несколько минут осталось, вдруг обретает почти эпическое звучание. Наш народ обмануть можно, а вот нахрапом его не возьмешь, да и умом до конца постичь невозможно. Потому и стало истиной на все времена изречение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»...

День до войны. Все еще живы.
Александр ПлотниковДень до войны. Все еще живы.

И в контексте этого пророчества эпическими кажутся все герои, все характеры, которые представлены в «Поезде Победы». Даже люди в первом вагоне, который идет куда-то от Ленинграда в сторону Бреста 21 июня 1941 года. А молоденьким лейтенантам, едущим, видимо, к месту назначения после окончания училища, и их милым соседкам по жесткому вагону, где они так весело болтают и пьют чай, - всем им суждено сгореть в огненном вихре начала войны или сражаться до конца в Брестской крепости.

 

Полное ощущение реальности

Второй вагон — трагедия первых дней и недель войны. Это жители приграничных деревень, которые, прижимая к себе детей, видят через окно несущиеся на бреющем полете самолеты с черными крестами на крыльях. А за окном вагона проходят потоком беженцы. Знаете, даже вот в этих, проплывающих за окнами кадрах ощущается хорошая режиссура, хотя это и не художественное кино, а реконструкция. Но она классно сделана. Очень тонкие детали, приметы, наверное, только первых дней войны, когда еще кто-то из беженцев тащит за собой готовую вот-вот отелиться корову, кто-то толкает тачку с грузом... Пройдет еще несколько дней, и груженых телег и тачек будет встречаться все меньше. Побросают люди вещи и побредут дальше по пыльным проселочным дорогам с небольшим узелком или чемоданом, крепко сжимая ручонку дочки или сына — самой главной своей ценности.

Налет.
Александр ПлотниковНалет.

Санитарный вагон. Двое солдат, аккуратно поднимающие носилки с раненым на верхнюю полку. А на соседней верхней — тяжело раненный солдатик. Он передает товарищу свернутый листок: видимо, адрес родных...

Просьба написать родным.
Александр ПлотниковПросьба написать родным.

Врачи, медсестрички, операции и перевязки прямо во время движения... Кстати, в «Поезде Победы» полное ощущение, что ты едешь, что вагоны движутся. За окнами проплывают остовы обрушенных городских зданий, пепелища русских деревень...

Короткий отдых перед боем.
Александр ПлотниковКороткий отдых перед боем.

В очередном вагоне музея на колесах — полное ощущение прямого попадания бронебойного снаряда. Над головой — огромная дыра, со свисающими по краям ошметками железа. А у стены возле печки-буржуйки — танкисты спят сидя, урвав полминуты на отдых.

Делиться впечатлениями я могу долго — у меня их много. Фигур, скульптурных сооружений в музее на колесах 150 и больше четырех тысяч единиц разных предметов, без которых на фронте не обходились.

В предпоследнем вагоне домой едут победители. У кого-то светятся лица, а другие словно отрешены, погружены в себя — может, и ехать не к кому, никого не осталось... Да, праздник со слезами на глазах. А вот боец разглядывает свою медаль «За отвагу», пробитую пулей. Получается, две награды солдат получил — сначала его медалью наградили, а потом она ему жизнь подарила.

День Победы. Фотография на память.
Александр ПлотниковДень Победы. Фотография на память.

«Поезд Победы» идет на Восток. Домой. А за вагонным окном среди полей, лугов, степей и перелесков возникают фигуры советских солдат — им не суждено было вернуться. Они словно провожают боевых товарищей, которым повезло дожить до Победы...

– Я под таким впечатлением, как будто окунулся в военные годы, в горе, боль и радость, - отметил председатель городского Совета ветеранов Игорь Фаталиев.

– Впечатления поразительные по своей силе, - сказал глава города Иван Ульянченко. - Это замечательный поезд памяти выражает нашу общую гордость за Победу и святое отношение к памяти тех, кто отдал за это жизни. Глядя на сюжеты выставки, исполненные такой правдой, все время думал: как могли простые с виду люди вынести столько горя и столько страданий и все-таки победить. Это возможно лишь при великой любви к своей Родине, к своей семье, к родной земле. Нам никогда нельзя забывать о великом подвиге народа. Хочется выразить признательность создателям удивительного проекта.

…Очень трудно передать эмоции и чувства, которые мы все испытали в «Поезде Победы». Организаторы говорят, что хотели добиться полного погружения. Это им удалось. Еще пару слов хочу сказать в адрес замечательных талантливых ребят, которые проделали эту колоссальную работу. Для такого эффекта одного таланта было бы мало. Эти парни и девчата вложили в проект душу. И так же - с душой - пел «Эх, дороги» ставропольский ансамбль Viva, который в прошлом году получил Гран-при Всероссийского фестиваля «Солдатский конверт».

«Поезд Победы» проехал за год с небольшим больше 80 городов - от Крыма до Владивостока. И будет продолжать свой маршрут по нашей огромной стране.

Гитлер, коммунизм, Великая Отечественная война, Сталин, СССР, фашизм, «Поезд Победы», ОАО «РЖД», Министерство науки и высшего образования РФ, итоги Второй мировой войны

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости