Познай самого себя

Василий Скакун

У великого древнегреческого философа Сократа, жившего в V веке до новой эры, есть очень емкое назидательное выражение, оставленное им для потомков: «Познай самого себя».

Познать самого себя – это попытаться внедриться в свое сознание так глубоко, чтобы разобраться, во-первых, какие качества вложены в него, а уж затем – с какой целью?

Все, кто хоть в малой степени ставит перед собой подобные задачи, уже должен дойти до понимания, что базовая модель человеческого сознания у всех без исключения людей нашей планеты просто обязана быть единой как двадцать пять веков тому назад, так и сейчас. Время меняет условия внешней жизни, но то, как мы ее воспринимаем, -
не подвластно времени. Тем не менее практически не найти двух человек с одинаковыми чертами характера, даже если они близнецы.

То есть на эту базовую модель сознания обязаны влиять несколько факторов – тот опыт, который душа получала в предыдущих воплощениях (имеется в виду нравственный или безнравственный, то есть добра или зла), а также условия, в которых человек появился на свет и воспитывался в детские годы.

При этом, как утверждают специалисты эзотерического мира, мы и сами убеждены, что в сознании собраны как положительные, так и отрицательные способы реагирования на встречаемые по жизни обстоятельства. Но, как оказалось, отрицательные превалируют – их 90 к 54 положительным. Кроме того, ясно, что отрицательным качествам дано не только количественное преимущество, но, как ни странно, при их реализации человек способен получать удовлетворение. Это даже не то, что называется злорадством. К примеру, критикуя других, мы тем самым как бы негласно подтверждаем сами себе, что мы-то, несомненно, лучше. Зависть всегда сопряжена с внутренним пожеланием всякой недобрости объекту зависти и т. п.

Мы уже разобрались, что подобные, скажем так, непонятности внедрены в наше сознание специально с глубоким умыслом. Высшему Разуму - организатору и вдохновителю всех этих полос препятствий на пути становления человека как личности нужны души людские высшей пробы. Он мог бы сразу всех нас сделать под одну гребенку идеально и безукоризненно честными, справедливыми и милосердными. Вы полагаете, что это было бы сложнее, чем тот кавардак, который мы имеем как со своей свободой выбора, так и с преимуществом злонамеренных качеств»?

У Него оказались другие намерения, связанные с тем, чтобы вызвать в человеческом сознании непрекращающуюся в течение всей жизни борьбу, результатом которой, во-первых, является качество жизни человека в зависимости от его выбора – добра или зла, а во-вторых, реализация личной цели прихода на Землю людьми, искоренившими свои низменные качества и тем самым выполнившими свое предназначение в жизни.

У Бога нет временных ограничений, и потому Он и нашему самообразованию позволяет длиться неопределенно долго, наделяя для этого человека новыми посещениями планеты именно с этой целью. Жизнь человечества, обозримая в несколько тысячелетий, наглядно показала, что более сложной задачи, чем познать самого себя и вылепить из себя того, каким и желает видеть нас Отец Небесный, просто не придумать.

Вот какая взаимосвязь прослеживается в этой связи – мы, воспитывая своих детей, уж очень хотим, чтобы жизнь у них сложилась счастливо. Но оказывается, что одного желания родительского явно недостаточно, крайне необходим личный пример подражания для детей тому, какими мы сумели обустроить себя как личности. А вы не задумывались, что и мечта Бога аналогична тому, чтобы и мы, Его духовные дети, своим поведением походили бы на Него – любящего, милосердного и справедливого. И если мы позволяем себе наказывать своих детей, то Он предоставил нам самим осуществлять эту функцию.

Понимаете, как все закручено в этом мире! Так вот, чтобы выйти на этот путь к личному Богоподобию (а Свое подобие Он вложил в нас – это бессмертие человеческих душ), мы должны разобраться в себе: кто ты есть таков, человек, что там у тебя в мозгах, почему они такие. И что ты должен делать с ними, когда они тянут тебя в разные стороны: и к добру, и к злу.

С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, он не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указанный им путь, хотя они и признавали его истинным, не могли терпеть осуждения всего того, что они считали священным. И, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, они предали Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного. Сократ знал это, и потому не защищался, а только воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступает так, как поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать поступать так же.

Обвинения, возведенные на Сократа, состояли в том, что он не признает государственную религию, и в том, что он развращает юношей, научая их неверию в государственную религию.

Судьи признали Сократа виновным и приговорили его к смертной казне. Спокойно выслушав приговор, Сократ обратился к судьям с следующей речью:
«… ни мне, никому другому не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом (у него были предложения и возможности побега и отказа от своих убеждений взамен на жизнь). Во всех опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя, - продолжал Сократ. – Так что меня, присужденного вами, постигнет смерть: вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина».

Вскоре после суда Сократ выпил чашу с ядом и спокойно умер среди своих учеников.

познай самого себя, древнегреческий философ Сократ, Василий Скакун: грани бытия

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление