Провайдерские войны

Роман Кияшко

В Ставрополе провайдеры и жильцы обсудили проблемы взаимоотношений

Примерно 5-7 лет назад в Ставрополе закончилась эпоха монополии «ЮТК» на телефонные и интернет-услуги. Тогда наступил бум новых интернет-провайдеров, что положительно сказалось на качестве, скорости, а также цене связи, но возникли проблемы и недопонимание между жильцами, управляющими компаниями, ТСЖ и провайдерами. Обсудить их собрались старшие домов Северо-Западного микрорайона Ставрополя и представители компаний связи.

Договор превыше всего

Председательствовал на встрече руководитель городской общественной организации «ЖКХ Контроль» Иван Должиков. Он подчеркнул, что ключевой момент во взаимоотношениях жильцов дома с провайдерами — договор, который они заключают. Поэтому перед тем, как его подписать, документ следует детально проработать, и тем самым избежать в будущем конфликтов. Дело в том, что тот род деятельности, который ведут провайдеры, не регулируются государственными органами и не лицензируется. Главный правовой документ, к которому обращается суд, когда рассматривает дела в этой сфере, это Гражданский кодекс, а именно статьи от 779 до 783, в которых обговорены общие моменты договора возмездного оказания услуг.

Первый шаг на пути взаимоотношений двух сторон — инициатива, которая поступает либо от провайдера, либо от жильцов дома на его подключение. Этот вопрос решают собственники жилья на собрании. Проходить оно может в очно-заочной форме. Для положительного решения требуется не менее двух третей голосов.

После этого заключается договор. Как правило, провайдеры предоставляют свою типовую версию документа, в котором некоторые условия умалчиваются либо представляются с выгодной для них стороны. Здесь важно составить протокол разногласий, в который включить уточнения к пространным формулировкам. Согласно закону, договор подписывается после того, как сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Таковыми являются те, которые обговорены в законе или на которых настаивает одна из сторон.

Напомним еще раз, единого органа, который бы оперативно решал возможные конфликты в этой сфере, нет. Федеральная антимонопольная служба вмешаться не может, так как в Ставрополе нет монополистов среди поставщиков услуг связи в многоквартирные дома. В отдельных случаях проблемой займется Роспотребнадзор, но только при условии наличия обоснованной жалобы, которую направили в ведомство.

После того как договор подписан, провайдер устанавливает свое оборудование в доме, то есть использует общедомовое имущество, а также подключает аппаратуру к электросети дома. За использование площади и электроэнергии компания ежемесячно перечисляет управляющей компании или ТСЖ определенную сумму, которая обговорена в договоре. Как правило, две трети составляет оплата аренды имущества и одна треть — счет за электричество. В среднем одна единица оборудования потребляет 22 киловатта в час при максимальной загрузке. Эта цифра может меняться в зависимости от установленного оборудования и некоторых других факторов. Некоторые поставщики устанавливают счетчик электроэнергии, который позволяет точно производить расчеты. Однако так делают далеко не все. Жильцы дома должны проконтролировать установку оборудования, а главное безопасность его размещения и эстетический вид.

К слову, у каждого сотрудника компании должно быть при себе удостоверение личности, без которого его вправе не пускать на технические этажи и в квартиры. Также, если инсталляторы, как их называют в компаниях, выполнили работу некачественно, следует записать данные их документов и обратиться с жалобой в компанию.

Средства, которые выплачивает провайдер за свое оборудование, поступают в УК. Она, в свою очередь, должна перевести их на общедомовые нужды дома. Однако в некоторых ситуациях жильцы не получают этих денег. Одна из причин — смена управляющей компании или так называемая миграция, о которой не знает провайдер и продолжает все так же перечислять средства по прежним реквизитам. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует примерно за два месяца до перехода сообщить об этом поставщикам услуг связи, которые составят допсоглашение.

Скрытые проблемы

Сегодня на рынке интернет-услуг и кабельного телевидения широкий выбор как тарифных планов, так и фирм, которые их предоставляют. Поэтому никого не удивишь тем, что многоквартирный дом обслуживают более трех провайдеров. И если новые здания строятся с учетом возросшего запроса людей к связи, то советские постройки не рассчитаны на это. Как результат слаботочные шахты — трубопроводы для кабелей между этажами — забиты под завязку, на этажах провода не убраны в кабель-каналы. В таком случае возникает вопрос — кто за это в ответе?

С одной стороны, этим должны заниматься управляющие компании и на деньги, полученные от жильцов многоквартирных домов, улучшать инфраструктуру. Однако УК зачастую уклоняются от этих обязанностей, и требуют от провайдеров проводить все работы самостоятельно. Выход из этой ситуации — обсуждать данный вопрос на этапе заключения договора. Как показывает практика, поставщики интернет-услуг идут навстречу, так как больше остальных заинтересованы в будущем партнерстве. Однако бдительность со стороны жильцов никто не отменял, и все работы должны проходить под их присмотром.

Отдельного упоминания заслуживает установка кабель-каналов. В техполитике провайдеров не предусмотрена их установка, однако если жильцы дома обговорили заранее это условие всё в том же договоре, проблему можно решить. Там же, где ситуация запущенна, и провода свисают над дверями жильцов как новогодняя гирлянда, провайдеры распределяют между собой этажи в доме, на каждом из которых устанавливают кабель-каналы. Однако сами они добровольно этого не сделают, требуются обращения жильцов дома.

В целом, несмотря на частные разногласия, отношение с крупными провайдерами складываются конструктивно. Однако на встрече не раз вспоминали поставщика кабельного телевидения «Орион», который нарушает сроки оплаты за использование общедомового имущества и электроэнергии. Также жилые дома, которые хотят отказаться от услуг этого провайдера, не могут этого сделать. Дело в том, единственная их контактная информация — абонентский ящик. Представители других компаний связи посоветовали отключить оборудование оператора от электроэнергии. Но перед этим нужно удостовериться, что ни один из жильцов дома не подключен к неугодному поставщику кабельного телевидения. В противном случае нарушается закон о связи. Так же не следует самостоятельно демонтировать оборудование, так как это частная собственность компании.

провайдеры, многоквартирные дома

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление