Разбуди меня в 4.20...

Наталья Буняева

Вторую неделю нашу большую семью лихорадит. Началось все нервно и болезненно: позвонила родственница с криком: «Вика разбилась!» Я как раз передачу смотрела и не сразу сообразила, что Виктория — моя внучатая племянница

Встречались мы нечасто - то в скайпе, то по телефону болтали. Живет в Москве, внучка моего брата, следовательно — моя внучатая племянница. Девочке 13 лет, танцует в каком-то коллективе, занимается музыкой и английским. Как-то я не заметила, что она исчезла из вида, и давненько уже... Где и как она разбилась, размышляла я, накручивая себя и телефон. Наконец отозвался Виктор, брат: «Утром нашли под домом, собачники... Выбросилась из окна. Жива, сломан позвоночник, разрыв мозгового вещества, переломы... Упала на деревья, они и смягчили удар. Сейчас ее ввели в искусственную кому, с ней родители, больше ничего не знаю...» Было слышно, как он устал, поэтому и не рассспрашивала особо. Витя позвонил через несколько часов: «Почитай про группы смерти». Вот тут все и стало на свои места.

Итак, что случилось с Викторией, девочкой из вполне себе обеспеченной семьи, где папа — полковник полиции, мама тоже юрист, и дед Виктор — бывший замминистра в правительстве Подмосковья, как раз по юридической части?

ВИКТОРИЯ

Вика и была, и слыла очень трудолюбивым ребенком, хорошо училась, помогала маме управляться с младшим братом, никаких нянь в доме не водилось. Живет семья ближе к окраине Москвы, в огромной квартире на восьмом этаже. В ночь на второе марта Вика попросила маму разбудить ее в 4.20. Зачем? Да надо подучить кое-что, с утра лучше запоминается. Мама разбудила и ушла досыпать. Через полтора часа, когда начало светать, в дверь позвонили: на пороге стояли люди. Вику нашли на снегу у дома — выбросилась из окна. "Скорая", больница МВД, потом еще какая-то, белый от ужаса отец, мама сидит под дверью реанимации - только что сказали предварительный диагноз, из которого только и ясно: для девочки все закончилось. Если и выживет, останется неподвижной. И это только первые обследования.
Папа развил бешеную деятельность: через короткое время в доме прошел обыск, изъяли компьютер девочки, провели первые беседы с домочадцами и друзьями пострадавшей. Страшная правда открылась очень быстро: Виктория состояла в так называемой «группе смерти», коих в соцсетях развелось немерено. В общем, такая вот беда: из моей любимицы неизвестный кукловод сделал тяжелого инвалида. Это — если выживет...
Наверное, нет нужды рассказывать о подобных группах подробно: о них только глухой не слышал. Но напомнить кое-что нужно.
#«НИКОМУНЕНУЖНЕНЬКАЯ»...

Все эти страшные группы, наводнившие Интернет, сообщества суицидников, склоняющие детей и подростков к самоубийству, развили какую-то нереальную деятельность в соцсетях. Их так много, что Роскомнадзор буквально круглые сутки их закрывает, но они вновь открываются, и дети, состоявшие в ныне закрытых сообществах, тут же переходят в новые. Зачем? Какая такая романтика кроется в хештегах: «Никомуненужненькая», «Синий кит», «Ня.Пока», «Тихий дом» и еще во множестве названий? Может, романтика близости к запретному? Так это «запретное» и толкает детей в могилу. И как объяснить им, что второй раз жизнь не проживешь?

Мальчик или девочка нажимают кнопку «Я в игре», и для них заканчивается все, если какое чудо не вытолкнет их из этой ямы. Сперва с ними беседуют, выясняют, сколько лет, где живет, кто мама и папа, как дела вообще? И как только ребенок выкладывает сведения о себе, тут же начинается его психологическая обработка. Все начинается с вкрадчивого: ты должен обдумать свою жизнь за 50 дней. За это время его научат вставать в четыре двадцать. Это для просмотра страшных фильмов и роликов: так ломается детская психика. Мы разговаривали с психологом Натальей Щербинской: «В это время мозг наиболее неадаптивен: внушить полусонному подростку можно что угодно. Я видела эти кадры: музыка, буквально сверлящая мозг, жуткие картинки с расчлененкой или тоскливые о синих китах, непременно плавающих в крови, умирающих бабочках... В общем, вся эта жуть надолго оседает в головах адептов этих групп». Следующие задания от администраторов групп не менее жуткие: вырезать на руке странные цифры f57, к примеру. Зачем? Непонятно. Но на подростка действует магически: вырезают. И на Викиной руке нашли уже зажившие шрамики... А потом вообще бред: расшифруй слова. Почему-то на иврите. Шифруют: там тоже о самоубийстве. Делай «царапки» - режь лезвием руку. Маме скажешь, что поцарапал кот. Делают. И так до последнего дня: бессмысленные и жестокие истязания плоти, какие-то размышлизмы, постоянная депрессия. Самое ужасное, что дети уже не отдают себе отчет, где реальность, где пора остановиться.

КТО ОСТАНОВИТ БЕЗУМИЕ?

Стоит упомянуть, что. по статистике, до семи случаев детского суицида совершается в крупных городах. Даже в нашем, не крупном, заведено дело по статье «Доведение до самоубийства». Практически неработающая статья 110 УК. Поясню: если к твоей голове приставят пистолет и ты прыгнешь с крыши - статья работает. А если кто-то и где-то словами убеждает... Нет, не работает: слова к делу не пришьешь. Ну вот и получается, что несколько сотен детей в год совершают самоубийства. А по приблизительной статистике, в группы входит до двух сотен тысяч (!) адептов. Кто ими руководит? Почему-то эта тема не слишком волновала наши правоохранительные органы. Да и Госдуму тоже. Вот вроде на днях зашевелились и те, и другие. И то — после окрика Президента.
Проблему увидели и родители погибших детей. Сами «ломали» странички погибших детей, читали переписки с администраторами групп, входили в эти группы под видом детей. За эти две недели мне удалось поговорить с мамочкой из Рязани: она умоляла ни под каким видом не называть ее настоящего имени, да и называлась, похоже, вымышленным. Она с трудом, но вошла в группу, выполняла дурацкие задания, и говорит, что плохо ей стало очень скоро: видимо ТАМ, с другой стороны, сидят хорошие психологи.

Согласно информации центра противодействия киберпреступлениям, январский мониторинг соцсети "ВКонтакте" обнаружил неимоверную скорость распространения хештегов, относящихся к данным группам - в среднем до 4000 в день, и ожидается, что в ближайшем будущем это число может вырасти. Дети, входящие в группы, живут в разных городах, поэтому собрать сведения о них не представляется возможным, тем более что страницы могут быть и фейковые. Ну, к примеру, ребенок может назвать себя другим именем или кличкой. При этом специалисты отмечают, что «группы смерти» начинают видоизменяться: так, в среде интересующихся этой темой подростков всё чаще возникают обсуждения некоего мобильного приложения, через которое можно «купить смерть», однако пока что эксперты не смогли выяснить, что это такое и как оно работает. Да еще много чего неизвестно. Главное: кто тот мерзавец, отправляющий детей в могилу? Пока задержан только один: Филипп Будейкин по прозвищу Лис. Еще несколько человек попали под подозрение, но прямых улик против них не было. и их отпустили.

КАК БОРОТЬСЯ?

Психологи, правоохранители пока не придумали никаких действенных способов. Вот обращение экспертов центра РОЦИТ — общественной организации, объединяющей активных интернет-пользователей России.

«Мы рассчитываем на то, что каждый родитель обратит внимание на поведение своего ребенка. Если обычно активный ребенок вдруг подавлен, неразговорчив, не спит по ночам, начал рисовать китов или бабочек, много времени проводит в Интернете, не участвует в социальной жизни школы – это тревожный звоночек, как минимум означающий, что вам стоит поговорить о том, что происходит. Но важно помнить, что помогают не столько слова, сколько действия. Возможно, ваш ребенок не станет рассказывать вам о том, что с ним происходит, но если такое поведение становится систематическим, то уделите больше внимания ребенку. Внимание – это то, чего не хватает всем. Больше гуляйте, слушайте музыку, ходите в кино, делайте что-то вместе, даже если это - игра в компьютерные игры. Станьте другом своему ребенку, установите с ним отношения доверия - и тогда любая информация, с который ребенок столкнется в Интернете, будет воспринята им через призму любви и его позитивного отношения к жизни. Работу можно найти новую, а вот ребенка - нет». Вот как вы думаете, поможет? Это при том, что ребенок уже получил указание ничем не выдавать своего настроения родителям, быть веселым, даже больше, чем нужно: если родители заметят, то свой адрес будущий самоубийца уже сообщил, и разобраться с семьей якобы никакого труда не составит. Вот сиди и думай: а вдруг и правда придут? Ведь лица неизвестны, видно только тени. Тени? Это, так сказать, сопровождающие: незадолго до принятия решения о самоубийстве к подростку «приставляются» некие люди — парни или девушки, которые «ведут» их дальше по жизни и ближе к смерти. Когда все будет кончено, они исчезают, а страница ребенка видоизменяется за час. То есть, как они говорят, «минус один» или «выпилился».

О КЛЕТЧАТЫХ РУБАШКАХ

В эти страшные дни ребята почему-то просят родителей купить им рубашки в клетку. Зачем? А все просто: именно в такой рубашке была Рина Паленкова, положившая голову на рельсы. И стала, так сказать, иконой «смертельного» стиля. Вот и напрягитесь, родители, подумайте, чего это ваш сын или дочь просят такую рубашку?

Недавно в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле - 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники заметили, что девочка странно себя ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этого же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны... Это из красноярской газеты. А сколько таких городов? И таких подростков?

Можно ли составить хотя бы примерный портрет «куратора»? Можно, если ориентироваться по уже упомянутому Лису. Это социопаты — люди, которые сторонятся реального общения, предпочитают отгородиться от общества. Такие характеры были всегда. Но теперь у них есть возможность компенсировать свои комплексы — социальные сети, где ты можешь быть кем хочешь и реализовывать все свои желания. И как бодрит возможность манипулировать другим человеком, заставлять его делать то, что тебе хочется, управлять, провоцировать на опасные вещи! Да, собственно, об этом он и сказал на допросе: освобождаем землю от биологического мусора. Просто все.

Но попробуйте, кураторы, вовлечь в игру пацаненка, вынужденного выживать: на улице, в семье, в школе. Уверяю, эти дети крепко держатся за жизнь: они повидали такое, что такие «угрожалы» для них — повод крепко обматерить. Уж чего-чего, а сражаться за свою жизнь они умеют. А пока только и остается закрывать бессчетные группы, надеяться, что Государственная Дума таки раскачается, да глава государства будет держать проблему в поле зрения. Может, тогда наши дети не станут рисовать китов и бабочек, которые, бедные, тоже один день живут...

 

суицид

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление