Римма Иванова – кавалер ордена Святого Георгия Победоносца

.

(Продолжение. Начало в №№ 27,  30, 32, 34, 35, 37, 39, 40, 43, 46.)

Орден Святого Георгия Победоносца 4-й степени, кавалер ордена, награды
Орден Святого Георгия Победоносца 4-й степени

После долгих колебаний Николай II скрепя сердце 17 сентября подписал именной указ о награждении сестры милосердия P.M. Ивановой. А 19 сентября столичные газеты опубликовали такое сообщение: «В 105-м пехотном Оренбургском полку сестра милосердия Мирра Михайловна Иванова, невзирая на уговоры офицеров и брата – полкового врача, все время работала, перевязывая раненых под страшным огнем неприятеля. 9 сего сентября, когда командир и офицеры 10-й роты были убиты, собрала к себе солдат и бросилась с ними на окоп, который взяла и тут же, раненая, скончалась, оплакиваемая всем полком. Государю императору благоугодно было за столь беспримерной подвиг, сделанный сестрой милосердия Миррой Михайловной Ивановой, запечатленный ее смертью, наградить доблестно погибшую офицерским орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия IV степени». (В сообщении Римма ошибочно названа Миррой. – Авт.). Это сообщение было опубликовано во многих газетах России из-за своей необычности. Таким образом, вся страна узнала о подвиге на фронте молодой сестры милосердия из города Ставрополя на Кавказе.

Известие о гибели дочери потрясло родителей. Михаил Петрович держался, но ходил осунувшийся и даже несколько сгорбившийся. А Елена Никаноровна слегла. Она билась в истерике от невосполнимого горя. О ней проявляли заботу подруги Риммы из госпиталя и врачи, которые постоянно приходили домой и оказывали необходимую медицинскую помощь. Дверь в дом Ивановых не закрывалась. Часто приходили незнакомые люди, чтобы выразить соболезнования и высказать слова благодарности за воспитание мужественной и героической дочери, истинного патриота России.

После известия о подвиге землячки Р. Ивановой и её гибели общественность Ставрополя поставила перед местными властями вопрос о том, чтобы героиня была похоронена в родном городе. Губернатор Б.М. Янушевич обратился с просьбой к генералу Мищенко, командиру 31-го корпуса, в состав которого входил 105-й Оренбургский полк: «Прошу согласно усердной просьбе родителей и представителей города и земствавыслать прах Риммы Ивановой в сопровождении её брата, врача Оренбургского полка, в Ставрополь для погребения героини, погибшей славной смертью в рядах корпуса, руководимого рыцарем-командиром, торжественно в родном городе в назидание потомству Родины. Добавлю, что героиня по документам не Мирра, а Римма Иванова».

Просьба была удовлетворена командиром корпуса. Для доставки гроба с телом P.M. Ивановой в Ставрополь был выделен специальный вагон. Сопровождать тело Риммы поручили брату Владимиру с денщиком. Вагон продвигался довольно быстро, несмотря на транспортные сложности.

Родственники и близкие у могилы Риммы Ивановой (фото из фондов Ставропольского  государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), могила, Римма Иванова
Родственники и близкие у могилы Риммы Ивановой (фото из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве)

На нынешней станции Кавказской для отправки вагона с телом героини выделили паровоз, который и доставил в город всего два вагона. Гроб с телом Риммы прибыл на железнодорожную станцию Ставрополь поздно вечером 24 сентября. Несмотря на то, что было 10 часов вечера, поезд ждали на вокзале несколько сотен человек. Среди встречавших были родители, родственники, горожане. Сюда прибыло духовенство, священнослужители совершили панихиду. Елена Никаноровна, увидев бездыханное тело дочери, лишилась чувств. Врачам приходилось её отхаживать. Михаил Петрович держался мужественно, хотя по всему было видно, что это ему даётся нелегко. Многие горожане плакали, видя безутешное горе родных. Когда присутствующие, родные и близкие разошлись по домам, гроб остался до утра в вагоне. Дома Владимир и опытная сестра милосердия неоднократно оказывали медицинскую помощь родителям Риммы.

Таких похорон город Ставрополь не знал со времени своего основания. 25 сентября с 7 часов утра у вокзала стали собираться люди. Сюда прибывали воинские части, воспитанники учебных заведений. Чтобы проводить героиню в последний путь, на улицы города вышло практически всё его население, приехало немало крестьян из окрестных сёл. Согласно предписанию похороны должны были проводиться со всеми воинскими почестями.

К 9 часам утра на вокзал прибыл губернатор Б. Янушевич, преосвященный епископ Александровский Михаил с духовенством. После краткой литии, молитвы об упокоении души усопшей, епископ Михаил сказал слово о великом подвиге Риммы, геройски погибшей в бою с врагом. После этого деревянный гроб, сделанный на позициях, был установлен на белый катафалк, который направился к Андреевской церкви.

Возглавил траурную процессию губернатор Б.М. Янушевич. За ним на бархатных подушках несли награды P.M. Ивановой: орден Святого Георгия, Георгиевский крест и две Георгиевские медали. За наградами и венками следовал катафалк, родственники покойной, губернские власти, представители городского самоуправления, Ольгинская женская гимназия в полном составе, жители города, окрестных сёл, тысячная толпа, далеко растянувшаяся по улице, духовой оркестр и военные. Процессия двигалась по чётной стороне Николаевского проспекта. На улицы были выведены воинские части, которые, как писали газеты, шпалерами стояли вдоль проспекта по пути следования траурной процессии. Электрические фонари вдоль шествия были затянуты чёрным крепом. На всём пути следования траурной процессии по сторонам улицы стояли тысячи людей. Над городом раздавался печальный звон колоколов соборов и церквей.

Когда процессия приблизилась к зданию Ольгинской гимназии, где Римма проучилась 11 лет, ей навстречу вынесли два венка: один от преподавателей, другой от гимназисток. Здесь процессия остановилась и законоучителем гимназии И. Козловым была совершена лития, во время которой хор гимназии пел. После речи директора гимназии Д. Дементеева, в которой тот выразил чувства, которые переживали гимназистки и преподаватели, хор Ольгинской гимназии исполнил похоронный марш «Два мира». На Лермонтовской улице у дома Ивановых была совершена лития, и епископ Михаил сказал глубоко прочувствованную речь, вызвавшую слезы присутствовавших.

Затем траурная процессия, сопровождаемая двумя оркестрами, знаменем, отрядом войск и многотысячной толпой, направилась к Андреевской церкви. У его ограды группа сестер милосердия, сняв гроб с катафалка, внесла его в церковь, которая была полна молящихся. Гробпоставили у царских врат. Из цветов и венков образовался целый холм.

По благословению владыки священнослужители соборно совершили божественную литургию. Гроб внесли в храм, где архиепископ Агафадор с епископом Михаилом и собором протоиереев и священников, протодьякона и дьяконов отслужили великую панихиду. Сопровождавшие процессию высшие чины присутствовали на службе в полном составе. Народ наполнял храм. Пел хор архиерейских певчих. На ночь гроб был оставлен в храме.

26 сентября состоялось отпевание покойной. Храм был переполнен, народ во множестве собрался в ограде Андреевской церкви и по Лермонтовской улице. Военная стража и войска стояли шпалерами и едва сдерживали натиск многотысячной толпы. С благословения архиепископа Агафадора, вынос тела из храма и предание его земле совершил епархиальный миссионер-проповедник протоиерей Симеон Никольский в сослужении с другими священнослужителями. Похоронена Римма Михайловна Иванова была на территории Андреевского храма при массовом стечении людей под звуки оружейного салюта.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В те дни многое было сделано по увековечению памяти Риммы. Пятое чрезвычайное губернское земское собрание 25 сентября 1915 года приняло решение об увековечении памяти героини: учредило стипендии имени P.M. Ивановой в Ставропольской фельдшерско-акушерской школе и Ольгинской гимназии, заказало 20 тысяч листовок с портретом и фотографией P.M. Ивановой для раздачи населению, в которых рассказывалось о жизненном пути героини и её подвиге, ходатайствовало об открытии всероссийской подписки на установку в городе Ставрополе памятника и финансировало на эти цели три тысячи рублей.

На собрании в Ольгинской гимназии 20 сентября было решено соорудить и поставить в гимназии икону святого мученика Риммы, портрет героини и установить мраморную доску с её биографическими данными и описанием подвига. Благодаринское уездное земское собрание приняло решение присвоить имя P.M. Ивановой строящемуся земскому училищу в селе Петровском, где она работала земской учительницей. Освящение училища состоялось в 1916 году при большом стечении народа.

5 октября 1915 года в Андреевской церкви города Ставрополя губернатор Б.М. Янушевич и архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафадор в присутствии военных и гражданских чинов, войск местного гарнизона, жителей города вручили родителям P.M. Ивановой орденСвятого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени.

На 40-й день со дня гибели P.M. Ивановой из Тифлиса прибыл адъютант наместника на Кавказе великогокнязя Николая Николаевича князь Голицын, который доставил от его имени серебряный венок для возложения на могилу героини, которое было проведено торжественно с участием руководства губернии, родителей героини, горожан.

Увековечить память героини решило и военное министерство. С этой целью был заказан художественный кинофильм о P.M. Ивановой и её героическом подвиге. Сама идея выглядела великолепно. Стояла задача воплотить её в жизнь. Фильм был снят быстро. И уже в ноябре 1915 года он вышел на экраны России. Попал и в Ставрополь. Фильм был широко разрекламирован. Владельцы синематографа стремились исползовать его как сенсацию и извлечь максимальную пользу.

Николай СУДАВЦОВ, доктор исторических наук

(Окончание следует.)

герои, 1 мировая, Римма Иванова

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление