Родина у нас одна

Елена Павлова

Родина у нас одна

В Тронном зале Андреевского кафедрального собора в понедельник вечером было очень много молодежи разных национальностей и вероисповедания. Встречу главы города Ставрополя Николая Пальцева, архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, заместителя муфтия Ставропольского края, раис-имама Ставрополя Расул-Хаджи Изжаева с ребятами из молодежного межэтнического совета, работающего при администрации города, нельзя назвать официальным мероприятием. Это был разговор о том, что тревожит, о том, как сделать так, чтобы Ставрополь всегда оставался городом, в котором комфортно жить и в котором хочется жить всем.

Разделившись, властвовать не будем

Формат встречи, конечно, необычен. Но, возможно (такую надежду выразил архиепископ Феофан), она станет отправной точкой «соработничества» на благо мира и стабильности в нашем городе, крае, стране.
Место встречи символично. Церковь отделена от государства де-юре, но де-факто она не остается в стороне от проблем, в нынешнее время лежащих в плоскости государственной безопасности и общественной стабильности. Да и не может оставаться, потому что под прицелом террористов и экстремистов — и храмы, и священнослужители, и главное — души людей. В первую очередь — молодых.
Поэтому в первых словах архиепископ Феофан, только что вернувшийся из Карачаево-Черкесии, где был совершен поджог двух православных храмов и молельного дома пятидесятников, выразил благодарность всем, кто пришел в кафедральный собор в этот день.
— Замечательно, что молодежный межэтнический совет города существует, на сегодняшний день это очень важно, — сказал владыка. — Случившееся в Карачаево-Черкесии и то, чему мы являемся свидетелями — происходившее в Ставрополе, в Пятигорске и вообще по Северному Кавказу, не может не настораживать.
Мне бы хотелось, чтобы сегодняшняя встреча стала отправной точкой для постоянного соработничества. У нас мало диалога — между старшим и младшим поколениями, между этносами. А нам нужно понять, где получился перекос и крен. Ведь в Советском Союзе было что-то такое, что помогало людям разных культур и вероисповеданий считать себя единой семьей в едином государстве. Мы рванули так впереди планеты всей, что только клочья полетели, мы начали разбегаться по «квартиренкам», считая, что тем самым мы возвышаем свое национальное самосознание. Мне приходилось говорить с молодыми людьми в республиках, которые очень плохо понимают русский язык. При этом они заявляли, что хотят быть свободными. Я их спрашивал: «Может, вы другой язык знаете?». Нет. Только свой. И возникает вопрос: а куда вы придете, отрываясь от русского языка — моста общения всех народов,  в какие элиты мирового сообщества — в культуру, искусство, литературу, интернет?.. Никуда не прийти… Мы рванули и куда-то бежали с центробежными силами. И нас по разным «квартиренкам» растаскивают центробежными силами, спекулируя понятиями «национальное достоинство», «национальная культура». И нередко национальное достоинство нас учат строить на неприятии (это мягкая трактовка) другой веры, других национальностей, других культур. А Родина у нас одна. И в конечном итоге страдают все. Получается война всех против всех. Слава Богу, что прошла эта эйфория. Но кухня-то продолжает варить. Идеология-то годами фабриковалась. И у идеологов (некоторые из них близко, некоторые далеко, но все же не на Луне), возникло лихорадочное желание свои успехи закрепить. Поэтому и пошли более грубые методы, которые выливаются в поджоги храмов, убийства, теракты. Под это подбрасываются соответствующие слухи и идеи. А ведь это старинный метод: разделяя — властвуй… А вот кто властвовать-то будет? Если позволим, манипулируя собой, нас разделить, властвовать будем не мы… При этом отмечу — тот, кто подвинчивает, подталкивает, подбрасывает, всегда остается в стороне. Страдают другие.
Кому нужен такой результат? Мы часто проявляем малодушие — не решаемся в глаза провокатору сказать, что он провокатор. Молодежь должна понять, что дальнейшее разделение — это путь в никуда. Иначе волна насилия будет нарастать — власть и правоохранительные органы должны будут руководствоваться принципом твердой руки, ну а в молодежной среде тогда будет неизбежен рост ожесточенности. То есть замкнутый круг. А польза от этого кому?..
Раис-имам Ставрополя Расул-Хаджи Изжаев выразил полную солидарность с владыкой:
– Тот, кто поджигает храмы, ни к какой конфессии не относится. Основа любой религии — делай добро. «Мусульманин» в переводе с арабского означает «быть покорным всевышнему творцу». Нельзя позволять недругам или нечестным политикам разделять — они ведь нас разделяют нашими руками. Церкви всегда открыты для всех — так жили наши предки. У нас говорят: «Любовь к Отчизне — это от веры. Страна у нас великая, очень богатая, давайте дружить, давайте друг к другу в гости ходить и в радости, и в горе. Всевышний дал разум для познания, если сомневаешься — приди к имаму, спроси.

Чтобы здесь хотелось жить

Глава Ставрополя Николай Пальцев говорил о том, как много зависит от молодежи. Ведь она — действительно будущее. А город у нас — молодежный, на тысячу жителей — 236 студентов. В этом году по сравнению с прошлым 27 дополнительных первых классов открыли. И очень интересен взгляд молодых, что нужно сделать для того, чтобы молодежь могла самореализоваться. Важно найти новые подходы, новые формы взаимодействия. Поэтому и эту встречу мэр назвал особым знаковым событием. Вот дороги строятся, замечательно. А если при растущем автомобильном потоке каждый водитель будет думать только о себе и не думать об окружающих, радости от этого не будет никому… Вот как сделать, чтобы дороги радость всем приносили?
От молодежи предложения были. У некоторых ребят, оказывается, даже есть проекты благоустройства города. Студентка СГУ Елена такой проект представляла на «Селигере» и «Машуке», хотела попасть на прием к мэру. Николай Пальцев тут же назначил время — утро следующего дня.
Понравилось ребятам и следующее предложение главы города:
– У нас в городе около 70 скверов. Некоторые обустраиваем на основе государственно-частного партнерства. Новые делаем и будем делать. А если вместе с вами возьмемся за конкретное дело. Объединимся и сделаем сквер Дружбы… Город это так или иначе сделает, будет в этом молодежь принимать участие или нет. Но я уверен — будет, потому что молодежи это всегда было присуще.
Молодежь против не была. И на вопрос, где мы упираемся в стенку непонимания, как научиться друг друга слушать, как научиться друг друга понимать, как научиться интересоваться культурой других народов, высказывала конкретные предложения.
Ребята рассказали о фестивале народных культур, который все вместе готовили на День народного единства, предлагали организовать свой печатный орган и молодежный межэтнический редакционный совет, правда, некоторые сомневались, что издание будет иметь популярность в молодежной среде. Просто есть те, которые вообще газет и журналов не читают. А вот конкурс на лучший ролик соответствующей тематики, который можно рассылать по интернету и эсэмэс, мог бы вызвать большой интерес в студенческой среде. За три часа общения много предложений прозвучало. Все взяты на заметку. В частности, по так называемым «драчунам» владыка Феофан предложил на следующую такую встречу и этих ребят пригласить. Впрочем, такая встреча в молодежном этносовете планировалась. Только немного позже, когда лидеры с ними в своих организациях сами поработают. Теперь, возможно, это произойдет гораздо быстрее.
— Может быть, они совсем неплохие ребята, просто рядом с ними люди, которые их кипучую энергию совсем не туда направляют…
А на прощание хор семинарии исполнил для участников встречи несколько знакомых и любимых многими песен. И очень символично звучало в мощном распеве и многоголосье:
Будет новый год — хлебород.
Было всяко, всяко пройдет.
Золотая рожь да кудрявый лен.
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен…

Фото Александра Плотникова

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление