Родителей тоже надо готовить к армии

Елена Павлова

День защитника Отечества отмечали широко – прошли торжественные собрания, концерты, конкурсы, встречи, пресс-конференции, прозвучали многочисленные поздравления. В Ставрополе, многим жителям которого пришлось защищать Отечество с оружием в руках как в военное, так и в условно мирное время, к празднику этому – отношение особое. И к армии — тоже. Подтверждением тому стал интересный разговор, который состоялся накануне 23 февраля во Дворце детского творчества. «Круглый стол», темой которого стали военная реформа и ситуация в Российской армии, был организован по инициативе администрации Ставрополя и городского военного комиссариата.

Соответственно, и председательствующих было двое: первый заместитель главы администрации города, секретарь Совета безопасности полковник в отставке Анатолий Мартынов и городской военком полковник Сергей Гайдуков. Гостями, а впоследствии активными участниками «круглого стола», стали офицеры и военнослужащие 247-го десантно-штурмового полка, курсанты ставропольских военных институтов, преподаватели и учащиеся муниципальной кадетской школы имени генерала Ермолова, студенты вузов.

Все были едины во мнении, что обстановка в мире диктует необходимость усилить внимание государства к армии. Радует, что государство наконец начало осознавать значение этой непреложной истины, которая для нашей страны является вечной даже при смене властей и общественных формаций.

Между тем мы пережили времена, когда российская государственная машина наносила самые мощные удары именно по Российским армии и флоту – собственным Вооруженным силам. Расформировывались боеспособные части, тысячами списывались в запас профессиональные кадры, распродавались вооружение и материальные ценности, «оборонка» финансировалась по глубоко остаточному принципу и прочее, прочее, прочее… В результате военные летчики имели не более пяти часов налета в год из-за повальной и хронической нехватки «керосина», а весь Черноморский флот располагал только одной подводной лодкой.

В общем, Вооруженные силы РФ на излете 90-х были уже практически разоружены. В тех условиях не только о боеспособности, но и об обороноспособности говорить не приходилось. Армия держалась только на энтузиазме и чувстве долга. Именно оно (чувство долга – тот самый «человеческий фактор») спасло армию от полной деморализации и уничтожения, сохранило основу Вооруженных сил, которая позволила начать возрождение.

Оно начато. Но каждый шаг на пути возрождения армии, равно как и каждый шаг по утверждению позиций России на мировом уровне, вызывает активный негатив со стороны мирового сообщества. Наших «заклятых друзей» гораздо больше устраивает слабая Россия. Тем очевиднее, что оборонную мощь страны надо укреплять. Это лучшая гарантия мира и стабильности. И как ни относись к самодержавию, а Александр III (единственный из русских царей, народом нареченный Миротворцем) был прав: «У России только два союзника: ее армия и флот»… С этим согласились все участники «круглого стола».

Было отмечено, что в армии многое меняется к лучшему. Офицеры, начинавшие службу в конце 90-х, говорили: ситуация улучшилась по многим позициям, увеличилось денежное довольствие, нормы довольствия, гораздо оптимистичнее настрой в самих воинских частях. Возвращается престиж воинской службы: в военные институты вновь конкурс.

Правда, ребята-курсанты посетовали: девчата с ними знакомятся с некоторой опаской – страшит, видать, перспектива ехать за мужем-офицером в отдаленные гарнизоны. А вот присутствующие девушки-студентки с этим категорически не согласились: заявили, что не страшит…

Коснулись и военной реформы. На удивление, не было высказано несогласия с отменой так называемых социальных отсрочек. Однако прозвучали разные мнения относительно сокращения срока службы. Гражданские (педагоги, большинство из них – родители, сами призывники и представительницы слабого пола) это новшество приветствуют. Военные (во всяком случае, многие из них) выражают сомнения: за один год службы солдат всех необходимых навыков освоить не успеет. Но все были солидарны с тем, что всего за несколько лет в обществе изменилось само отношение к службе в армии. Молодые люди в большинстве своем выражают желание служить.

Да, армия не курорт, и новобранец сталкивается с ощутимыми трудностями. Военные пояснили: для многих самым тяжелым является период адаптации – первые месяцы. Тяжелее других адаптируются ребята из неполных семей, воспитанные мамами и бабушками. Они попадают в воинскую часть из тепличных условий (дома – заботливая женская опека, разогретый завтрак на столе, наглаженные рубашки, отдельная комната), и сразу – суровый армейский быт, строевая и боевая подготовка. И нормативы – ведь даже физически тяжело выдержать ночь в карауле или пятнадцатикилометровый марш-бросок… Не говоря уж о психологических нагрузках: командиры сейчас сплошь и рядом сталкиваются с тем, что им приходится учить новобранцев общаться, жить в коллективе. Компьютеры с их виртуальным миром для многих, как выясняется, заменили мир реальный. Это громадная проблема первых месяцев службы: найти контакт, начать общаться, психологически перестроиться. Но это долг, это служба, это закаляет и выковывает настоящий мужской характер.

Конечно, говорили о «дедовщине». Военные посетовали на СМИ: мол, в армии примеров проявления агрессии гораздо меньше, чем в обычной жизни. Но ни один, даже самый вопиющий факт, случившийся на улице, в школе, в колхозе, не получает столь мощного общественного резонанса по всей России, как это бывает после ЧП в армии. Правда, сами же и объяснили этот эффект резонанса. В замкнутом коллективе любое проявление агрессии, насилия над личностью может иметь последствия многократно более тяжелые, нежели «на гражданке» — оно может обрести цикличность, стать системой. А повышенное внимание СМИ говорит лишь о повышенном внимании общества и особых требованиях к армии.

Не отрицали: в некоторых частях «дедовщина» как явление присутствует и требует искоренения. В одночасье во всероссийском масштабе эту проблему не решить. Агрессия в армию приходит из жизни и из, так сказать, «искусства»: в том числе из многочисленных боевиков, которые наперебой демонстрируют телеканалы. Они тиражируют культ насилия. Особый вред наносит в прямом смысле зубодробительное кино про американскую армию. Кстати, ее внутреннее устройство, без всякого художественного вымысла, представляет собой «дедовщину в законе». Дисциплина там строится на подавлении. Для России эта система не приемлема. Чтобы искоренить «дедовщину» как явление, нужен комплекс мер: это и заслон «американской военщине» на телеканалах, и воспитание – человек начинает самоутверждаться на слабом от собственной ущербности, он иным путем самоутверждаться просто не умеет. Зачастую причина «дедовщины» — в отсутствии культуры.

Но культура и воспитание – процесс, требующий времени. И успех его зависит от участия в этом процессе государства. А вот будут или не будут иметь место в конкретной воинской части внеуставные отношения, зависит от конкретных командиров. Офицеры считают: «дедовщина» есть там, где у солдат много свободного времени. Там, где день расписан от подъема до отбоя, где ежедневно контролируется четкое исполнение каждого пункта распорядка, почвы для возникновения внеуставных отношений нет.

В семье, конечно, не без урода. В армии, как и в жизни, бывает всякое, но хорошего все же больше. Намного больше. При военкомате работает родительский комитет, который поддерживает связь и с ребятами, которые служат, и с их родителями, которые выезжают в воинские части. Ставрополь и ставропольцы – на высоте, родители получают благодарности от командиров, парни тоже не жалуются – несут службу достойно. Еще одна обнадеживающая тенденция – мальчишки, приближающиеся к призывному возрасту, хотят служить. Это значит, что по крайней мере психологическую адаптацию в части им пройти будет легче.

Основной идеей «круглого стола» было не просто поговорить о проблемах и ситуации, а обозначить пути движения вперед. Хотя бы на уровне города. И вот это предложение, высказанное девушкой-студенткой, пришлось по душе всем присутствующим. Его поддержали и курсанты, и преподаватели кадетской школы, и офицеры десантно-штурмового полка. Все готовы принимать гостей – и будущих солдат, и их родителей. Готовы показать, как им живется и служится, провести экскурсии по территории части, казармам, столовой. Готовы ответить на все вопросы. Наверное, даже наверняка, такое общение будет полезным.



Последние новости

Все новости

Объявление