Россия – ВТО: ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАЧНОГО КОНТРАКТА ПО ЛЮБВИ ВРЕМЕННО ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Нина Чечулина
В последние дни, помимо озвученной отсрочки со вступлением в ВТО, наметилась тенденция введения, роста разного вида пошлин, сокращения квот на ввоз продовольственных товаров из-за рубежа. Речь, прежде всего, о курятине, свинине. О том, как  все это скажется на российском рынке продуктов питания, включая родной региональный, беседа с заместителем министра сельского хозяйства края Иваном АНДРЕЕВЫМ.
– Понятна радость аграриев в ответ на заявления первых лиц государства о том, что не очень-то и хотелось бы во Всемирную торговую организацию, если некоторые страны, в нее входящие – преимущественно бывшего советского блока, решили в очередной раз вставить России палки в колеса на пути в ВТО. И действительно - почему бы не радоваться, кому и когда нравились конкуренты? Без них спокойно, комфортно, тепло и сыро…

– Для начала напомню: уже 13 лет идут переговоры о вступлении нашей страны в ВТО. С переменным успехом в торге за преференции в различных сферах и областях экономики, связанные с выходом на рынки сбыта продукции. И главным тормозом для принятия окончательного решения с нашей стороны было и остается как раз сельское хозяйство.

Давайте рассуждать. Сейчас на внутреннем рынке в целом импорт куриного мяса занимает долю примерно в 40, свинины и говядины по 30, а то и больше процентов, если учесть транзит через так называемое ближнее зарубежье. Бразильского или польского мяса сверх выделенных квот через Украину под маркой «незалежного» государства, к примеру. А российское более качественное и потому не столь дешевое сырье в итоге нередко остается невостребованным на предприятиях, потому и животноводческая отрасль, в частности, возрождается с трудом, хотя с кормами сейчас проблем нет.

Если взять пищевую промышленность, переработку сырья разной глубины, в магазинах иных крупных городов, в первую очередь, мегаполисов, до 50 - 80% продуктов питания – импорт. О какой продовольственной независимости государства можно говорить?! А ведь во время переговоров, заключения соглашений по ВТО – всего их более 60 – нам навязывали порой такие условия субсидирования аграрного сектора, чтобы мы не только оставались на старых позициях, но и продолжали их сдавать на собственном рынке.

При этом возьмем уровень гос-поддержки фермеров в Америке, Западной Европе и так далее не только в плане производства, но и сохранения традиционного для них уклада жизни. Мы пока еще упускаем этот момент, а он очень важен. У них же есть возможности жить в стабильно нормальных условиях, производить и демпинговать, то есть снабжать свое население продуктами в достаточной мере и параллельно брать под контроль рынки других стран. Российские крестьяне находятся в гораздо более худшем положении в этом смысле, а вы говорите о конкуренции… Все-таки она должна быть добросовестной.

– Кстати, на днях прошла информация о том, что в 2009 - 2011 годах планируется выделять из федерального бюджета ежегодно на господдержку АПК 21 миллиард рублей. На развитие мясной и молочной отрасли, на допсубсидии по минеральным удобрениям, на зерновые интервенции и так далее… Это как-то связано с готовящейся отменой ряда соглашений, в целом декларацией об отказе вступать в ВТО непременно в следующий понедельник?

– Если и связано, то, думаю, косвенно, потому что речь об увеличении господдержки села ведется давно, и делать это в необходимых размерах надо было позавчера! Правда, крестьяне – люди чрезвычайно недоверчивые, жизнь научила – пока руками не потрогают… Но надежды на реальное выделение обещанных средств – да, появились.

– Извечная российская проблема: деньги пойдут – зачем напрягаться, суетиться, чего-то внедрять для сокращения издержек при производстве продукции, стремиться к снижению цен на нее…

– Вы имеете в виду посредников, розничную торговлю или производство? Если первое, то там правила игры, считаю, надо менять и конкуренцию, включая антимонопольные рычаги, надо наращивать и наращивать, чтобы влиять на продуктовые цены для населения.

– Производство имею в виду, Иван Михайлович… «Синие птицы», как в советское время порой называли полудохлых куриц, при ослабленной конкуренции в итоге на прилавках магазинов не появятся? Некоторые СМИ, да и в интернете об этом сегодня много пишут.

– А когда это у нас в магазинах края были «синие» курицы – уже и не припомню, разве что до создания мощного бройлерного объединения «Ставропольское», которое, увы, развалилось в 90-х. А уж сейчас-то – выбирай не хочу, в птицеводческой отрасли даже перепроизводство. Это и по ценникам видно, в отличие от других они в последнее время меняются микроскопически.

– Вы сказали о проблеме продовольственной, подчеркну, независимости страны, а как с безопасностью? Это несколько другое понятие. Необходимый физиологический уровень потребления продуктов на душу населения, или что-нибудь не то съел – и койко-место в больнице месяца на два-три занял… То есть здесь акцент на качестве питания, влиянии этого показателя на здоровье человека.

– Так ведь и безопасность при заполонившем продовольственный рынок дешевом импорте становится большой проблемой! Взять те же, извините, «ножки Буша», на поставках которых вроде бы наконец ставится крест, хотя претензии по части несоответствия российским стандартам качества предъявлялись и весной этого года, и раньше. Вы в курсе, почему американцы не едят куриные окорочка, а предпочитают грудку или в худшем случае крылышки?

– Белое мясо, опять же косточки погрызть, посмаковать…

– Да потому что антибиотики и прочие инъекции для ускоренного увеличения массы птицы в «ножки» как раз и делают, в них, особенно в костях, и скапливаются влияющие на вкус небезвредные отложения в результате. Спроса в США нет – вот они к нам и поплыли через океан по бросовой цене в огромном количестве. Но если можно сказать только «спасибо» американцам за поставки курятины в голодные 90-е, когда и население разом обнищало, и сельхозпредприятия экономически легли, то сейчас, когда многие хозяйства, птицефабрики на подъеме или на подходах к нему, согласитесь, зачем нам это в масштабах, которые мешают развиваться отечественному АПК? Тем более в условиях явно долгосрочного продовольственного кризиса в мире.

– Нашему аграрному краю есть чем ответить на этот вызов?

– На недавней коллегии минсельхоза СК остро ставились вопросы и о реконструкции, обновлении материально-технической базы ряда предприятий, и о недостаточном внимании к санитарно-техническому состоянию производства некоторых из них, что сказывается на качестве продукции, и о внедрении новых ресурсосберегающих технологий при росте тарифов на газ, воду, электричество. Однако не меньше упреков звучало и в том плане, что продукцию, качественную, преимущественно экологически чистую производим, а продавать с прибылью не всегда умения хватает. Это касается и внешнего вида товара, дизайна упаковок, и эффективности маркетинговых исследований. Ведь подстегивающая производителей конкуренция на отечественном продовольственном рынке и без его полного открытия при вступлении в ВТО очень серьезная.

Но процесс в должном направлении идет, и весьма заметно. Всего лишь несколько красноречивых примеров. На ОАО «Консервный завод «Ставропольский» пущен колбасный цех мощностью 10 тонн, отвечающий всем требованиям европейского уровня. На Пятигорском молкомбинате – филиале агрофирмы «Село Ворошилово» в целях повышения качества продукции (в крае, подчеркну, используется только натуральный продукт за исключением лишь нескольких зимних месяцев, когда идет сезонное снижение надоев) пущена в эксплуатацию автоматизированная линия по производству стерилизованного молока и сливок с асептическим розливом в полиэтиленовые пакеты. А на Буденновском организован розлив в стеклянную тару очень полезного козьего молока. Реконструирован сыродельный цех на молкомбинате «Ставропольский» и уже ведется поставка оборудования для него, не имеющего аналогов в России, по производству сырных продуктов испанской фирмы «Fibosa».

Подобные примеры можно приводить и по хлебопекарной отрасли, и по предприятиям, выпускающим различные напитки. В прошлом году на Ставропольском пивоваренном заводе, скажем, прошла широкомасштабная реконструкция, и сейчас действует оборудование лучших европейских образцов, в результате производственные мощности увеличились до 5 миллионов декалитров в год.

Все это происходит за счет собственных денег предприятий и с помощью инвестиционных, а также субсидированных правительством края кредитов для пополнения оборотных средств. В итоге, по данным Госстатистики, за первое полугодие текущего года в сравнении с предыдущим объемы производства хлебобулочных изделий остались на прежнем уровне, зато мяса в крае выработано больше на 13,3 процента, колбасных изделий – на 6, животного масла – на 19, сахарного песка – на 20, макаронных изделий – на 49. Выпуск нежирной молочной продукции вырос на 30 процентов, а плодоовощных консервов в два раза…

– Другими словами, возможное в близком будущем уменьшение импортных поставок продовольственных товаров, прежде всего сырья, сокращением ассортимента, снижением качества продуктов питания нам не грозит?

– Ни в коем случае, тем более Ставрополью. Только один рекордный урожай зерновых чего стоит! Другой вопрос – цены на зерно аграриев не радуют, если по ним сейчас на внутреннем рынке продавать, можно и в себестоимость продукции не уложиться. Что же касается вступления в ВТО… Локальные отраслевые и другие торговые войны в мире всегда были, есть и будут. И, конечно же, лучше вести их в рамках международного права и институтов на его основе. Поэтому уверен: Россия обязательно вступит в ВТО, но, подчеркну, на выгодных для себя условиях. Сегодня они, в частности, для агропромышленного комплекса страны, края в том числе, только выходящего по-настоящему из пореформенного кризиса, не очень, считаю, благоприятны. И хорошо, что и у ставропольских крестьян, переработчиков сырья, пищевиков теперь появился запас времени для расширения, упрочения и развития базы по дальнейшему наращиванию производства конкурентоспособных продовольственных товаров.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление