Русский народ нельзя лишить Бога
Елена ПавловаНад Россией плывет колокольный звон. И кажется, что большие города и совсем маленькие деревеньки погружаются в его мелодичный многоголосый разлив. Заканчивается Страстная седмица. В воскресенье – Пасха.
Праздник, который во все православные времена на Руси называли светлым – даже в годы безбожия, в годы испытаний и лишений, в годы войны. И это сильнее дьявольского огня.
«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую Победу правд и света над неправдой и тьмой... Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие Всемогущество явилось над мнимой силой человечества», – эти слова Патриарха всея Руси Алексия I несли своим прихожанам священники православных церквей в разных уголках Советского Союза с 5 на 6 мая 1945 года. Богослужения проводились в эту Пасхальную ночь более чем в десяти тысячах храмов. И, по самым скромным подсчетам, в церкви пришли более пяти миллионов человек.
Конечно, ведь многие верующие могли отстоять Всенощную впервые за военные годы. Впервые в израненной, исстрадавшейся, но не побежденной врагом стране, которая уже четыре года даже в тылу жила в режиме всеобщей трудовой мобилизации, суббота Страстной седмицы была объявлена выходным днем. Впервые перед Пасхой хлебозаводы Москвы, в которой, как и везде, действовала карточная система, пекли куличи... До Великой Победы оставалось несколько дней.
К сожалению, это был, пожалуй, единственный раз, когда советская власть так внимательно отнеслась к чувствам верующих. Хотя в стране, где после революции атеизм не раз приобретал воинствующий характер, Кодекс строителя коммунизма в чем-то очень повторял Божьи заповеди. Он был словно пересказ этих заповедей своими словами. Ощущение, что веру в Бога хотели заместить верой в партию. А иначе никак – наш народ совестливый, сострадательный. Ему без веры, что дереву без корней. А с верой он любые испытания выдержать способен и жизнь положити за други своя. Даже в самые безбожные времена Историю страны вершили люди с Богом в душе. Дело даже не в том, верили они в Бога или не верили, молились или нет. Помните, комсомольскую песню: «Прежде думай о Родине, а потом о себе»... Люди ее не просто пели – они так жили... С Родиной в душе. А Родина – она тоже от Бога.
Поэтому наш народ и Великую Отечественную на плечах вынес, и Гитлеру с его союзниками хребет сломал. Хотя в начале войны все многочисленные враги России точно так же, как и сейчас, жаждали поражения нашей страны, участвовали как напрямую, так и опосредованно в войне фашистской Германии против СССР. Ничего, одолели врага ценой великого подвига народного. И конечно, с Божьей помощью.
В стихотворении Константина Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» звучат слова:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих...
И ведь не только прадеды с небес, многие советские люди в годы войны пришли к вере. Сейчас вспоминая рассказы ветеранов, людей, переживших блокаду, оккупацию, что все так или иначе чувствовали тягу обратиться или обращались в Богу.
Не говоря уж о том, что государство к нему обращалось в ходе судьбоносных решающих битв.
Мне иногда кажется, что самой большой ошибкой Советской страны было ее декларативное безбожие, разрушение храмов, неблагодарность по отношению к Богу. Ведь после той светлой Пасхи мая 1945-го можно было хотя бы не запрещать, не отворачиваться от православных святынь и основ.
Чем, например, первому секретарю Ставропольского крайкома Суслову мешала красавица колокольня на Крепостной горе? Да еще в святые пасхальные дни. Пасха в 1943-м была 25 апреля, а первый раз пытались взорвать колокольню в 10-х числах мая. И ведь она устояла тогда – взрывная волна просто вышла через оконные проемы. Было же время у товарища первого секретаря одуматься, отменить снос хотя бы потому, что это уникальный объект архитектуры. К тому же точка координат, к которой ставропольские архитекторы «привязывали» главные строящиеся объекты. Ведь в городе полным ходом шло восстановление после оккупации. Нет, ничто товарища Суслова не вразумило. Колокольню взорвали.
...В начале 60-х вдруг Хрущев повелел крушить уцелевшие православные храмы. А ведь для многих людей это было горе...
Нельзя рушить святыни. Нельзя пытаться лишить русский народ Бога. Это для него гибель, потому что в пустую душу вселяется дьявол. Это мы видим на Украине. Толпы осатаневших рвутся к Киево-Печерской лавре, скачут, жгут храмы, кричат православным: «Чемодан – вокзал – Россия!». Кстати, эта «кричалка» многократного и многопрофильного использования. Там только конечный пункт звучит разный в зависимости от места действия и события. В Ставрополе тоже звучала в далеком уже июне 2007-го, когда украинцев только готовили на заклание, а жителей нашего края уже назначили на эту роль и пытались столкнуть русских с нерусскими, православных с мусульманами. Кровавый замес мог получиться с большим детонационным эффектом. А кукловоды те же, что и теперь на Украине, и методички, как видим, одни и те же используются... И даже действующие лица среди нынешних штурмующих святыню еще по Ставрополю нам знакомы...
В светлый праздник Пасхи мы молимся за тех православных людей на Украине, которые под гики очумелой толпы возносят молитвы, которые на камеру не боятся сказать бандерствующим и осатаневшим: «Ваша война с Богом приведет к тому, что Украины просто не будет». И конечно, мы молимся за наших воинов, которые сейчас на фронте.
И сейчас – пусть прозвучат стихи одного из них – русского солдата с позывным «Замполит»:
Я с каждым днем все больше убеждаюсь,
Что здесь в окопах атеистов нет.
И кто дерзил, над верой усмехаясь,
Теперь целует свой нательный крест.
Но есть еще упрямые такие –
Спасенье видят только в «калаше».
Вы помолитесь и за тех, родные,
Кто Бога не обрел еще в Душе.
Я сердцем ощущаю все молитвы,
Родных, друзей биение сердец,
Пройдя под смертью
Жизни все палитры,
Я ощутил, увидел наконец.
...Храни вас Бог, ребята!