Русскую народную музыку не любить нельзя

Виталий Задорожный

история культуры края

Май 1985 года. В стране проходит Всесоюзный смотр самодеятельного народного творчества. Участвует в смотре оркестр народных инструментов Дворца культуры «Янтарь» совхоза «Левокумский». Из многочисленных наград, которыми удостоен этот коллектив, конечно, самая почетная и дорогая – это звание лауреата премии комсомола Ставрополья имени Героя Советского Союза Александра Скокова. Этой премией отмечены плодотворная работа оркестра по эстетическому воспитанию на селе, высокое мастерство и культура исполнения, активная пропаганда народного искусства.

Что же стоит за этими скупыми официальными строками? Десять лет ежедневной кропотливой работы, в первую очередь – организатора и бессменногоруководителя коллектива Николая Григорьевича Тарана. Правда, говорит он об этом довольно скромно, умалчивая о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему вместе с ребятами в первые годы работы. А их, трудностей, было немало: большим дефицитом были струны, непросто было достать и сами инструменты, а из-за недостатка репертуарных сборников нелегко было формировать первые концертные программы. Костяком созданного оркестра стали два пятых класса поселковой средней школы. Начиная обучение мальчишек и девчонок с самых азов музыкальной грамоты, Николай Григорьевич так и повел их до десятого класса.

Прошли первые пять лет, и коллектив защитил звание «Образцовый детский оркестр». Но теперь встала проблема: дети вырастают и уходят, нужна замена. Чтобы ее подготовить, создали младший оркестр. Старшие уходят, а им на смену приходят младшие. Оркестр продолжает жить. Пожалуй,трудно было бы руководителю самому держать состав оркестра, если бы не появились у него добровольные помощники. Первыми из них стали директор детской музыкальной школы Владимир Валентинович Копылов и балалаечница Марина Николаевна Бураченко, которая и стала организатором младшего оркестра, занимались в котором школьники первого и второго классов.

Со дня рождения оркестра играли в нем и дети Николая Григорьевича: сын Сергей – на балалайке, дочь Тамара – на домре. Учась в старших классах, Сергей уже помогал отцу в работе с самыми маленькими музыкантами, а Тамара, окончив с отличием в 1982 году Ставропольское музыкальное училище, вернулась в поселок Новокумский, во Дворец культуры, и начала заниматься с младшим составом оркестра. Тамара Николаевна – так уважительно называют ее теперь участники оркестра.

- Конечно, работать с такими детишками трудно, но интересно, – говорит Тамара Николаевна Погорельская. – Дети занимаются два-три года, некоторые четыре, это зависит от способностей ребенка. Затем подготовленный музыкант переходит в старший оркестр, состав которого более-менее стабилен.Состав же младшего оркестра постоянно пополняется новичками. Работа в нем, если можно так сказать, черновая, подготовительная, но, повторяю, интересная. Я испытываю от этого полное удовлетворение.

А какое удовлетворение испытывают слушатели, когда звучит со сцены в исполнении инструментального трио «Молодежная пляска» композитора Крылова! В составе трио – Света Богомолова, Ира Кичкельдеева и Женя Измайлов. Два года играли они в младшем оркестре маленькие пьески «Кукушечка», «Частушечка», а в старшем составе исполняют уже довольно сложные пьесы. Собираются поступать в музыкальное училище. Света Богомолова играет на домре, это ее любимый музыкальный инструмент. Как увлеченно она рассказывает о нем:

- Первое упоминание о домре появилось в ХI веке. Домру очень любил народ. Играли на слух. Из города в город, из деревни в деревню передвигались русские народные музыканты – скоморохи. Они играли на домре, на дудочке, на свирели. В своих выступлениях они высмеивали богатых людей, царей. И потому в ХIV – ХV веках усилились гонения на скоморохов. Хранить инструменты не разрешалось, и о домре на какое-то время забыли. И лишь в ХIХ веке русский пропагандист Василий Васильевич Андреев решил возродить эти народные инструменты. В чулане русского мужика он случайно нашел давно позабытый инструмент. Это и была домра. Он ввел ее в оркестр, и она стала ведущим музыкальным инструментом.

Действительно, Василий Васильевич Андреев – большой пропагандист русской музыки. Именно благодаря ему и появился оркестр русских народных инструментов. Он пригласил мастера, инструменты стали делать из ценных пород деревьев, и они зазвучали не хуже, чем скрипка или мандолина. Именно он первым стал создавать репертуар для оркестра русских народных инструментов.

Своими впечатлениями о русской музыке делится участница оркестра народных инструментов Татьяна Кошельникова. Она играет на домре и очень любит этот инструмент.

- Русскую народную музыку не любить нельзя. Ведь она идет из самого сердца, из самой глубины души. И где бы ни был русский человек, услышав родную музыку, у него защемит сердце. Эта музыка живет в сердце каждого русского человека.

Славу Надточия называют в оркестре старожилом: он играет здесь на балалайке с первого класса, а сейчас учится в девятом. Музыкой занимается очень серьезно. За девять лет игры в оркестре у него накопился богатый инструментальный репертуар. Как пригодится он ему, когда будет поступать учиться дальше! Это и классика – русская и зарубежная, пьесы советских композиторов. И все-таки с особым удовольствием играет он русскую народную музыку.

- Началось это, очевидно, еще в детском саду, – говорит Слава. – Там были очень хорошие музыканты, которые уже тогда начинали привлекать детей к музыке. Мы стучали на ложках, дудели на различных дудочках. А когда пошел в школу, нас, первоклассников, набрал в группу Николай Григорьевич Таран. А потом приняла в состав младшего оркестра Марина Николаевна Бураченко. Правда, родители отговаривали меня от этих занятий, но меня привлекала народная музыка, и я занимался с удовольствием. Сейчас уже играю в составе старшего оркестра. Окончил музыкальную школу и продолжаю заниматься.

Одна из любимых песен Славы – «По всей деревне Катенька», чисто народная, искрящийся танец, русский перепляс. И он исполняет ее с большим удовольствием.

Своеобразно звучит в переложении на русские народные инструменты классическая музыка. Преподаватель детской музыкальной школы руководитель младшего состава оркестра Тамара Николаевна Погорельская старается уже со второго класса включать в репертуар классические произведения. В перерыве нашей беседы участница оркестра Нина Макеева исполнила на баяне «Прелюдию» Баха.

Много лет живет в поселке Новокумском оркестр народных инструментов. Сколько мальчишек и девчонок прошло через него за это время! Пусть далеко не все из них стали музыкантами. Не эту задачу ставят здесь. Главное, что всем им довелось прикоснуться к сокровищнице музыкальной культуры. У Веры Адамовны Черкасовой, инспектора по кадрам совхоза «Левокумский», играли в этом оркестре два сына – Сергей и Николай.

- Конечно, мы с отцом были очень довольны, что наши дети участвовали в оркестре, играли на контрабасе, – говорит Черкасова. – Всегда было приятно прийти на концерт и послушать, как они играют. Они и в Ростов ездили, и в Пятигорск,снимались на телевидении. Сейчас Сережа в армии играет в ансамбле, а Коля – в ансамбле техникума. Мы гордимся своими сыновьями.

Старейшая участница художественной самодеятельности Дворца культуры «Янтарь» Марина Ефремовна Гуполова считает, что именно оркестр народных инструментов помог определиться в жизни ее сыновьям.

- У нас в доме была гармошка. Играл на ней муж, а дети все время слушали,- рассказывает Марина Ефремовна. – Старшенький взял гармошку и, глядя на отца, тоже пробовал играть. Сразу, конечно, не получалось, и он пришел в клуб. Николай Григорьевич спросил его: «Леша, ты хочешь к нам?», и сын ответил: «Хочу». Младший сын, глядя на старшего, тоже поступил. Оба долго играли в оркестре. Сейчас Леша живет в Буденновске, заочно учится в культпросвет-
училище. Второй сын здесь играет в эстрадном оркестре.

Конечно, все те, кто занимался в оркестре народных инструментов раньше, и те, кто играет в нем сейчас, гордятся тем, что он носит имя Александра Скокова, тем, что в полный голос звучит в нем военная патриотика. Одно из произведений этой темы – инструментальная пьеса «Кавалерийская» по широко известной песне Льва Книппера «Полюшко-поле». В песне этой поется о нашем русском поле, которое в Гражданскую войну защищали наши деды, в Великую Отечественную – наши отцы, в частности – кавалерийские полки. В одном из них – 26-м гвардейском – служило много ставропольцев. Недавно во Дворце культуры прошла встреча со знаменем этого полка, на ней присутствовали сельчане, ветераны Великой Отечественной.

история культуры края, русская народная музыка

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление