Рыцарь десяти качеств

Валерий Манин

спортивная элита. Юбилей

В эти дни свое семидесятилетие отмечает один из выдающихся ставропольских спортсменов Александр Гребенюк.

…Июнь 1968 года в Ставрополе выдался традиционно жарким. Поэтому почти вся мужская половина факультета физической культуры и спорта Ставропольского государственного педагогического института не стремилась на стадион, где от палящего солнца спрятаться было абсолютно негде, а, пытаясь хоть как-то спастись от зноя, укрылась в помещении кафедры легкой атлетики, где два стареньких вентилятора без устали гоняли раскаленный воздух, создавая иллюзию прохлады.

А за столиком, где шли баталии любителей нард, обстановка была еще более накаленной. Дмитрий Серопегин, стройный седовласый мужчина средних лет, не выпуская из губ дымящейся сигареты, нервно постукивал длинными «музыкальными» пальцами по полуоблезлой полировке столика, пытаясь сосредоточиться, чтобы привлечь удачу на свою сторону. Но ему сегодня катастрофически не везло – у соперника опять выпало два «куша». Угроза поражения стала почти неминуемой.

Поэтому появление в дверях Аллы Ивановой – коллеги-тренера по легкой атлетике – воспринялось Дмитрием Сергеевичем как явление ангела-спасителя.

Алла Сергеевна, подставившись под благодатную вентиляторную струю, сообщила: «Дима, оторвись от интеллектуальной игры и посмотри на соревнование допризывников. Там есть интересный мальчишка – «ножницами» прыгнул в высоту выше 170 сантиметров. Да и вообще – сухой, пластичный, вроде и скорость есть».

Дмитрий Сергеевич никогда с такой радостью не прерывал игру: «Извините, мужики, труба зовет», и шагнул в раскаленное пекло за дверью. И такая жертва оказалась оправданной. Опытным взглядом Серопегин быстро оценил уникальные данные Саши Гребенюка – зеленокумского блондина, на которого обратила внимание и Алла Иванова – тоже, как говорится, тренер от бога.

 

В начале славных дел

Так уже в сентябре 1968 года на спортфаке СГПИ появился новый студент – Александр Гребенюк. Саша стал тренироваться в группе прыгунов в высоту Дмитрия Серопегина, где вместе с ним тренировались еще шесть спортсменов-студентов. Большинство из них занимались прыжками в высоту не один год и имели личные рекорды в районе двух метров, а лучший из них, Коля Колесников, преодолел 214 сантиметров. Само собой разумеется, все они владели так называемым «перекидным» способом – наиболее современном в те годы. О самом популярном на сегодняшний день фосбюри-флопе, которым прыгают практически все высотники, тогда еще никто и не слышал. Американский студент Дик Фосбюри впервые открыл свой уникальный стиль для широкой публики на Олимпийских играх в 1968 году, установив мировой рекорд в 224 см и получив золотую медаль. Но массовым «флоп» стал не скоро – еще долго легкоатлеты мира использовали при прыжках в высоту старый добрый «перекидной» стиль.

Само собой разумеется, и Гребенюк стал осваивать именно «перекидной». И прогресс оказался поразительным. Уже через три месяца тренировок под руководством Серопегина Александр преодолел высоту в 190 сантиметров!

Кто не видел тренировки легкоатлетов и прыгунов в частности, не знает, какое это скучное мероприятие. Если представить этот процесс упрощенно, то ребята или часами наматывают километры по овалу стадиона, или же настырно прыгают в длину или высоту, или сотни раз подряд швыряют различные снаряды, добиваясь технического совершенства, которое является залогом будущих рекордов. И почти всегда это практически в одиночестве – в качестве зрителей выступают лишь партнеры по тренировкам. Понятно, что взрослые спортсмены, отдавшие тому или иному виду легкой атлетики не один год своей жизни, справляются с тоской тренировочного процесса легко, действуя как бы автоматически. А если тебе 15, 17 или даже 20 лет? Ведь хочется восхищения, аплодисментов, да и просто внимания со стороны посторонних. А если этими «посторонними» являются особы противоположного пола?

Саша Гребенюк был воспитан в сельской семье: папа работал всю жизнь водителем в колхозе в Зеленокумском районе, а мама занималась воспитанием детей – в семье кроме Александра были еще старшая сестра Люба и младший брат Анатолий. Иногда Нину Федоровну приглашали поработать кассиром. Как и подавляющее большинство деревенских мальчишек того поколения, Саша рос трудолюбивым – в сельских семьях лодырей не было – каждый, в зависимости от возраста, имел свои обязанности. Поэтому физические нагрузки во время тренировок переносил легко. А вот однообразие процесса шустрого, социально активного парня явно раздражало. Ведь в родной средней школе он кроме обязательных программных занятий находил время для спорта, художественной самодеятельности, как тогда говорили, общественной работы, – в пионерской и комсомольской организациях, даже избирался секретарем школьной комсомольской организации.

И тут решающую роль в его судьбе снова сыграло деревенское воспитание. Саша, как и многие его сверстники, рос физически крепким. И Дмитрий Сергеевич вскоре обратил внимание, что Гребенюк не только имеет отличные перспективы в прыжках в высоту, но и, не имея ни малейшего понятия о технике прыжков в длину, на равных соревновался со специалистами в этом виде легкой атлетики. А природная скорость позволяла добиваться приличных результатов в различных беговых дисциплинах и даже легкоатлетических метаниях. И тренер предложил ученику попробовать себя в многоборье. Сейчас уже трудно вспомнить, что стало главным побудительным мотивом перехода из стана прыгунов в высоту в лагерь десятиборцев. Не исключено, что непоседливого парня привлекло разнообразие тренировочного процесса: то приходилось осваивать спринтерский бег, то бег барьерный, то метание диска и копья, то толкание ядра и прыжки с шестом, не говоря уже о ненавидимом почти всеми десятиборцами беге на полтора километра, который неизменно завершал двухдневный марафон десятиборцев.

И уже первые же прикидочные соревнования показали, что у Александра Гребенюка в многоборье огромные перспективы. А через год с небольшим целенаправленных занятий Александр стал выдавать обнадеживающие результаты в десятиборье. За время, которое обычно многоборцы тратят на освоение входящих в программу соревнований видов спорта, Гребенюк умудрился победить или попасть в призеры на восьми или девяти соревнованиях регионального уровня. Как чемпион края, Александр получил право стартовать в Риге на первенстве Центрального совета ДСО «Трудовые резервы», где в личных соревнованиях с сильнейшими легкоатлетами страны сумел набрать 6997 очков, установив тем самым всесоюзный юношеский рекорд! Результат для человека, только осваивающего премудрости десятиборья, запредельный!

После этого у Саши словно крылья выросли. Он с врожденным азартом и трудолюбием стал готовиться к новым стартам. И через пару месяцев – новый успех. В Пятигорске он стал чемпионом Советского Союза среди юниоров, впервые перешагнув семитысячный рубеж – 7223 очка дали юному ставропольцу и золотую медаль чемпиона, и заветный серебряный значок мастера спорта СССР!

Такие успехи ставропольца позволили тренерам сборной Советского Союза включить его в состав главной команды страны, и он получил возможность соревноваться с лучшими десятиборцами державы. И не затерялся среди них. Уже на первых состязаниях среди взрослых в Нальчике набрал 7503 очка, войдя в первую шестерку лучших многоборцев СССР.

В приподнятом настроении в 1970 году Гребенюк отправился в Таллин на матч СССР – ГДР. Однако тут его поджидала первая большая неприятность и, увы, не последняя – получил тяжелую травму ноги. Пока лечился и восстанавливался, в Париже прошло юниорское первенство Европы. И следующий сезон почти полностью ушел на избавление от последствий таллинской травмы.

 

Олимпийский неудачник

Но в 1972-й олимпийский год Гребенюк с Серопегиным входили с определенной дозой оптимизма. На международных соревнованиях ставрополец набрал «гроссмейстерские» 8005 очков и в приподнятом настроении приехал в Москву на чемпионат страны. Именно по итогам этих состязаний и формировалась сборная команда СССР на мюнхенскую Олимпиаду. Но этот старт Александр, по его же словам, провалил. Набрав для себя ничтожные 7827 очков, остался пятым и в Мюнхен не попал.

Пролетев мимо своей первой Олимпиады, Александр стал спокойно готовиться к следующему олимпийскому циклу – в 21 год кажется, что у тебя все впереди. Почти полностью следующий сезон был посвящен борьбе с болячками. С одними справились, а вот травмированное колено долго не позволяло тренироваться с полной нагрузкой. Но к чемпионату страны 1974 года удалось подойти в приличной форме и, заняв второе место, он стал готовиться к чемпионату Европы. Но тут сработал принцип «подковерной дипломатии» – в Италию на чемпионат Старого Света почему-то поехали те спортсмены, которые находились гораздо ниже Саши в рейтинге.

Не без проблем пережив эту вопиющую несправедливость, Гребенюк и Серопегин пришли к выводу: чтобы не давать повода столичным спортивным чиновникам манипулировать судьбами спортсменов, надо быть на голову выше своих конкурентов. И ставропольцы с новой силой начали готовиться к ближайшему сезону. И уже первый серьезный старт – матч США – СССР, проходивший в Таллине, показал, что Гребенюк находится в отличной форме. Дебютную стометровку Александр пробежал за 10,9 секунды, что для десятиборцев является результатом очень высоким. Но уже за финишной чертой дикая боль в стопе заставила спортсмена рухнуть на землю. Ну как тут не поверишь в «таллинское проклятие»? Детальное медицинское обследование показало – перелом плюсневой кости стопы. Кости не выдержали нагрузки мощного атлета.

Пришлось пересмотреть солевой режим.

Помогло, и первые старты 1976 года снова подтвердили, что ставрополец снова входит в число главных претендентов на поездку в Монреаль на Олимпийские игры. Традиционный матч СССР – ГДР выиграл с высоким результатом – 8330 очков, на чемпионате страны, набрав 8193 очка, завоевал бронзовую медаль.

Но в Монреале Гребенюк был лишь бледной тенью самого себя. Набрав 7803 очка, он остался аж десятым. То, что удалось опередить двукратного олимпийского чемпиона великого Дейла Томпсона, являлось утешением слабым. Тренеры утверждали, что дело в психологии. Может быть, но психология – дело темное.

Пришлось снова включиться в работу, чтобы попасть на Московскую Олимпиаду 1980 года. И снова мимо. Тут против спортсмена сработала система. Когда находишься на спортивной вершине, ты перестаешь принадлежать только себе. По идее, 1979 год надо было провести в щадящем режиме, сделав ставку на следующий сезон. Однако от Гребенюка потребовали и предолимпийский год провести при полной нагрузке – он выиграл главный старт сезона – Спартакиаду народов СССР.

Но при этом так нагрузил уже порядком изношенный организм, что тот просто восстал. Последовала целая серия травм, вызванных хронической усталостью организма. И снова олимпийская награда стала нереальной...

 

Рекорды – признак класса

Но олимпийские уроки не пошли даром. Гребенюк еще в Монреале понял, что соперники такие же люди, как и он, но побеждать их можно только при полной концентрации физических и моральных сил.

Через несколько недель после Олимпиады Александр показал, что монреальский провал – лишь нелепая ошибка. В Тулоне (Франция) Гребенюк блестяще выиграл крупный международный турнир, установив при этом рекорд Европы, – 8448 очков. Это дало повод Дейли Томпсону заявить, что если кто из десятиборцев и наберет девять тысяч очков, то это будет именно Гребенюк.

Потом Саша выиграл чемпионат Советского Союза и Кубок Европы во французском Лилле. А через год в Праге, опередив все того же Томпсона, стал и чемпионом Европы, а чуть позже снова получил золотую медаль чемпиона СССР.

Достаточно удачно Гребенюк выступал почти до 30 лет. Но накопившаяся физическая и моральная усталость вынудили принять тяжелое для любого спортсмена решение – завершить активную спортивную карьеру.

 

Жизнь после спорта

После завершения спортивной карьеры Александр Васильевич некоторое время поработал тренером, хотя не получал от этого удовольствия – наверное, в нем еще прочно сидел спортсмен высочайшей квалификации. А вот использовать его авторитет в административной работе – значит сильно помочь ставропольскому спорту. И Гребенюк более полутора десятков лет возглавлял Ставропольское училище олимпийского резерва. Это были страшные девяностые годы и время разрухи после них. И я убежден, что личной заслугой Александра Васильевича является и сохранение тренерского коллектива УОР, и подготовка там спортсменов высочайшей квалификации. Среди них были олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Андрей Чемеркин, серебряный призер Олимпийских игр Людмила Рогачева, участники Олимпиад Ольга Чернявская, Геннадий Марков и Екатерина Ивакина (все – легкая атлетика), чемпионы мира Ирина Синецкая (кикбоксинг), Иван Бобрышев и Дмитрий Галкин (современное пятиборье), чемпионы Европы Александр Беликов и Татьяна Мишакова (легкая атлетика), Андрей Ведищев (баскетбол)...

Да и сейчас, достигнув семидесятилетнего возраста, Александр Гребенюк востребован как специалист – работает методистом в спортшколе. Встречаясь с Александром достаточно часто, реально ощущаю, что великий спортсмен еще не израсходовал свой огромный потенциал.

многоборье, Александр Гребенюк, десятиборье, спорт, юбилей

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление