Самое дорогое у человека – это...

Василий Скакун


Человек не подарен жизни, а взаймы ей дан.
(Публий Сир, I в. до н.э.)

Мы, люди старшего поколения, помним роман Николая Островского «Как закалялась сталь», где автор словами своего главного героя Павки Корчагина говорит: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...». И Н.Островский самой своей жизнью и своей устремленностью до последних дней, казалось бы, немыслимых для творчества, продолжал работать, личным примером показывая, как это можно жить, или, вернее, как нужно жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

Еще англичанин Оруэлл говорил: «В критические минуты человек борется не с внешним врагом, а всегда с собственным телом или собственным страхом. На поле боя, в камере пыток, на тонущем корабле, то, за что бился, всегда забывается. Разум твой разрастается и заполняет Вселенную духом сопротивляемости тем внешним препятствиям жизни».
Естественно, если бы Н. Островский не умер так рано, когда ему было всего-то 32 года, и увидел все, творимое в стране, то наверняка бы удивился тем печальным, как оказалось, результатам борьбы за правое дело, за справедливость, мир, равенство и братство. Мы не будем углубляться в тему, почему все самые добрые устремления таких, как Павка Корчагин, не воплотились в жизнь, и все изменилось к худшему. Просто цитата Н. Бердяева: «Все революции кончались реакциями. И чем яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередовании революций и реакций есть какой-то магический круг».
Но давайте возвратимся в область теории о том, что же все-таки самое главное у человека. Даниил Гранин как бы продолжает: «Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это время, потому что жизнь состоит из Времени, и оно складывается из конкретных часов и минут». Раскрывая мысль русского писателя, можем продолжить: самым важным оказывается то, как мы тратим это самое время своей жизни. Ведь время можно потратить на безделье, время можно потратить на борьбу всех со всеми, как Дон Кихот с мельницами; можно потратить время жизни, отсидев серой мышкой в своей норе, а можно сотворить множество полезных дел, и не только для себя, и не только для своего первого круга (родственников), а для людей, теми или иными действиями способствуя, чтобы и времена их жизней не протекали бы зря. Это должна быть какая-то необъяснимая внутренняя тяга быть постоянно готовым подставить свое плечо в любой ситуации любому человеку. И когда это усвоено как некая незаменимая часть самого себя, начинаешь догадываться и понимать, что это, по большому счету, внедренный в тебя и во всех нас Замысел Природы. Это она, Мать-Природа, наделила человека таким широчайшим спектром реализации возможностей: от огромного минуса до огромного плюса. Пожалуй, даже, что плюсовая позиция представляется вообще не имеющей предела. «Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением, - говорил мудрец, - иначе мы промчимся подобно роковой комете, оставляя за собой повсюду опустошение и смерть».
Однако вернемся все-таки еще раз к главной теме: если и на самом деле жизнь - самое дорогое, что у человека есть, и мало кто может возразить против этого, то тогда как понимать тех людей, которые беспрекословно отдавали это самое ценное и дорогое (то есть жизнь) за некую идею. Что такое идея и что такое жизнь, какой между ними можно поставить знак? Хорошо, если равенства, то есть идея воплощена или ведет жизнь. А если сила идеи настолько сильна, то некоторые люди могучего духа, не моргнув глазом, говорят: «Я не могу предать идею, я не могу идею поменять на жизнь, и если нет иного способа размена, то забирайте жизнь, она мне менее ценна, чем идея». Простой смертный скажет: «Что за абсурд, не знающий границ, разве можно сопоставлять какое-то скопище мыслей, которые и воплощают ту самую идею, с возможностью жить, а значит - дышать, радоваться, любить. Разве здесь могут существовать хотя бы приблизительные моменты сравнения? Нет, это невозможно!».
Но как же невозможно, если мудрецу Сократу предлагали выбор - идея или жизнь. Его обвинили в развращении молодежи (он читал лекции о бессмертности души, о совести, о чести) и отрицании государственной религии. Ему предлагали отказаться от ереси (распространения знаний) и спокойно жить, но он отказался. Затем, когда его заточили в тюрьму, друзья предложили ему побег, но он тоже отказался, так как это, в его понятии, было также в некоторой степени предательством идеи. И когда к нему пришли палачи, он сказал: «Меня убить невозможно, вы меня не сможете даже догнать», имея в виду бессмертность собственной души, спокойно взял из их рук чашу с ядом, невозмутимо выпил ее содержимое.
А сколько мы знаем героев разных войн, которые стояли перед дилеммой предать и остаться живым (предав идею или интересы Родины) или умереть. И они, настоящие герои, выбирали смерть. Так что же тогда получается, что некая идея, равно как и любовь к Отчизне, оказывается сильней, чем любовь к жизни, сильней самой жизни. «Есть много целей, ради которых я мог бы умереть, - говорил Ганди, - но нет ни одной цели, ради которой я мог бы убить». Можем назвать это законами нравственности или законами совести. Оказывается, что они, эти законы, более весомы для некоторых людей, чем сама жизнь, которая, как полагает большинство, дается один раз.
Еще Вовенарг говорил: «Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился дома, имения - все это не принадлежит человеку. А жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство».
Вот оно (человеческое достоинство) - это и есть как раз то, о чем и говорили мы, ибо достоинство каждого из нас и определяется сочетанием чести, нравственности и морали.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление