Щепетильная тема

Щепетильная тема

Студенты четвёртого и пятого курсов специальности «Журналистика» Гуманитарного института СКФУ написали эссе на тему межнациональных отношений. Преподаватель курса «Журналистское мастерство» доцент кафедры истории и теории журналистики М. Корнеева, прочитав работы, предложила редакции фрагменты творческих сочинений будущих журналистов. Размышления представителей молодого поколения на актуальную для региона тему показались нам интересными, откровенными. Знакомя с ними читателей, предлагаем продолжить обсуждение темы. Открытый публичный диалог о серьёзных проблемах более чем уместен в цивилизованном обществе вообще и на «горячем» Кавказе в частности.

Дарья Губарева: «Объясни ребёнку, что такое добрососедство»

Тема межнациональных отношений очень щепетильна. Однозначной точки зрения на способ их гармонизации я назвать и найти не могу. Но мне однозначно ясно, что привитие национальной толерантности должно начинаться с самого раннего детства. Кто, как не родители и учителя, смогут на конкретных, «подсмотренных» ими примерах, на исторических аналогиях объяснить ребёнку, что такое добрососедство. Более взрослому поколению, конечно, труднее привить понимание иного, чувство уважения к другой культуре. Но всё же возможно, если побудить человека задуматься над тем, каково было бы ему на месте человека другой национальности. Если в нашем жестоком мире не показывать хорошего примера лично, то нынешняя проблема межнациональных отношений породит куда более серьёзные процессы.

Оксана Калинкина: «Люби своё, а чужое уважай!»

Однажды мне довелось одновременно поговорить о проблеме межнациональных отношений с представителями «националистов» и «нацменов». Достаточно образованные парни с рвением делили Кавказ, словно какой-то шоколадный торт. Никто из них даже не пытался выслушать до конца и вникнуть в аргументы оппонента. Два кота, также в тот момент выяснявшие неподалёку отношения, показались более адекватными, чем мои знакомые. Спор, в котором собеседники не слушают друг друга, приводит либо к нулевому результату, либо к драке.
Есть простая истина: свою культуру люби, но не навязывай её другому. Нет в мире истинного знания, которым только и можно руководствоваться. Откровенно, до остервенения навязывать свои убеждения другим глупо. Люби своё, а чужое уважай!
Давайте присядем на лавочку и предадимся прекрасным мечтам о межнациональном мире. Может быть, когда-нибудь мы до него доживём.

Оксана Белик: «Власть тоже виновата»

Я родилась на Кавказе. Всю мою сознательную жизнь сталкивалась с проблемой национальности. Каждый раз, когда я уходила из дома, мама мне наказывала не ходить из школы одной, не садиться в машину к незнакомым… Правила эти прививались мне с детства, и я считала, что жизнь опасная штука. Взрослея, я узнавала о страшных происшествиях – изнасиловании девочек, о том, что часто эти преступления в отношении односельчан совершают люди иного вероисповедания. Естественно, что во мне сформировалось чувство ненависти, злости и презрения к преступникам и их единоверцам.
Но, поступив в университет, встретила девочку той же веры, с которой мы подружились. Я не раз на каникулах бывала в её семье. Родные подруги оказались культурными, добрыми и весёлыми людьми. На мои рассказы о том, как обстоят дела с национальным вопросом у нас в селе, они реагировали с болью. Говорили, что это ужасно, когда «эти скоты» позорят нацию, что молодёжь неправильно определяет приоритеты, разжигая межнациональную вражду.
В любой нации есть люди с недостатками. Мне кажется, что в сложившихся обстоятельствах в чём-то виновата власть. Ей надо помнить, что Россия, ещё задолго до рождения нынешних глав, приняла под своё крыло множество народов, что предназначение государства сохранять мирную жизнь для всех людей – россиян.

Карина Лепшокова: «Перестрелки вырастают из незначительных конфликтов»

Мы часто слышим это: лица кавказской национальности. Живя на одной территории, население раскололось на так называемых «лиц кавказской национальности» и тех, кто относит себя к типу «славянской внешности». Удивительно, но в советские времена вопрос о национальной принадлежности никого не волновал. У людей было общее дело, общий союз. При этом никто не забывал историю своего народа, не вынося всё на всеобщее обозрение. Здесь я говорю и о национальной культуре, куда входят национальные танцы. Меня удивила фраза бывшего губернатора Ставрополья, которую он сказал на заседании Думы края: «Они танцуют лезгинку на наших площадях». Безусловно, громкая музыка, шум толпы нарушают спокойствие граждан. Из порой незначительного конфликта вырастают перестрелки, погони, а заканчиваются они тюремными заключениями, чаще всего для «лиц кавказской национальности».
Такие вопросы, конечно, надо решать, при этом очень важно, чтобы руководящие посты занимали личности, понимающие значение слов «толерантность» и «единство народов».

Наталья Спасская: «Журналисты несут ответственность»

Мне кажется, что кто-то специально провоцирует напряжение между славянским, русским населением и кавказскими народами. Кому-то надо, чтобы возникла эта проблема. Об этом говорят и сами кавказцы. Особенно хорошо видят это те, кто жил в Советском Союзе. Где-то я читала о том, что сегодня красивый кавказский танец расценивается как элемент социальной маркировки территории. Нам, журналистам, надо понимать, что за свою высказанную в СМИ позицию мы несём этическую, профессиональную ответственность.

Светлана Лазебина: «Социальное творчество на заборе»

Обращали ли вы внимание на надписи на заборах? Забор давно уже стал излюбленным местом размещения социально важной информации. Примечательно, что в век глобальной информатизации «заборные письмена» себя не изжили, разве что тематика изменилась. Как наиболее типичные для современной «заборнописи» можно выделить телефонные номера землекопов, «главу на мыло!» и лозунг «Россия для русских!». Что касаемо последнего, то крайние националистические идеи сами по себе не новы. Гитлер сказал «весь мир для арийцев» и проиграл войну, до него были крестоносцы, Наполеон… Дело в абсурдности лозунга «Россия для русских!». В век открытых границ и инвестиционных проектов можно говорить о принадлежности страны только всему живущему в ней народу. Россия не может быть только для русских, Франция только для французов или Испания только для испанцев. Сегодня мир принадлежит миру. И куда актуальнее звучал бы лозунг «Блогеры всех стран, объединяйтесь!». Кстати, именно призыв к объединению собрал под красным знаменем многонациональную и дружную страну. Страна Советов далека от совершенства, но это действительно был золотой период в практике межнациональных отношений.
Нужно помнить и как можно чаще говорить о том, что не каждый американец – это супермен, не каждый русский – Иванушка-дурачок, не каждый небритый парень – моджахед, не под каждым хиджабом пояс шахидки и не каждый узбек – гастарбайтер. Над любыми межнациональными отношениями всегда будут возвышаться межличностные.
Заборная надпись анонимна, не подвластна цензуре. Возможно, на заборе мы прочитаем когда-нибудь, что все люди братья.

Ольга Куликова: «Твоя мама узбечка!»

…Я родилась и выросла в Узбекистане, бегала во дворе вместе с «узбечатами», мы лопали плов из одного блюда и лепёшку с тмином делили на всех, а ещё все дружно хохотали: «Скажи «печка!» – Печка – Твоя мама – узбечка!».
В 91-м переехали в Россию. Теперь моя Родина стала ближним зарубежьем. Детство закончилось, было мне тогда семь лет. И пошло-поехало: «русский  – нерусский, свой – чужой, мусульманин – неверный». Закрутилась, словно ветряная мельница, чья-то программа по нашему уничтожению друг другом. Мы стали бояться женщин в длинных национальных одеждах, а они наших бритоголовых парней. Глупо, смешно, чудовищно…

Татьяна Ларионова: «Истоки в «лихих девяностых»

Вот как интересно получается: в своей стране возникает ощущение, что ты гость, причём вовсе не желанный. Это связано, прежде всего, с проблемами, возникающими на почве межнациональных дрязг. Конечно, всё появилось не на пустом месте. С моей точки зрения, корни лежат в «лихих девяностых», когда произошло деление большой страны, жившей практически по единому укладу или, по крайней мере, создававшей видимость этого. Потом начались «чеченские кампании», уносившие жизни молодых солдат, их командиров. Именно оттуда «растут ноги» многих терактов, конфликтов на почве религии и тому подобных вещей. Тогда, как мне кажется, произошло наиболее серьёзное «воспаление», и терпение граждан России начало истощаться.
Не берусь утверждать, но именно в годы чеченской войны, как мне кажется, сложилось наиболее неприязненное отношение к народам Кавказа, мнение, что все ныне живущие в Дагестане или Чечне радикальные исламисты. Всех грести под одну гребёнку нельзя. Да, есть «кучка» радикально настроенных, террористов (впрочем, не так уж мало их), но не все же жители южной части России таковы. Есть множество порядочных кавказцев, но когда иные их соплеменники начинают дерзить, преступать закон, навязывать нам свои «правила игры», именно в эти моменты хочется всех людей «кавказской национальности» приравнять между собой…
Наверное, следует быть терпимее к людям другой национальности, что-то прощать. Необходимо уважение и понимание традиций русского народа со стороны других наций. Тогда чаша терпения русских не переполнится. Ведь жили же в России многие поколения наших отцов и матерей, дедушек и бабушек в мирном содружестве.

Евгения Лазебина: «Я метиска, но стараюсь не говорить о национальных корнях»

Рада, что наш преподаватель по «Журналистскому мастерству» решила затронуть тему межнациональных отношений. Я наполовину русская, наполовину армянка. Живя в Ставрополе, я в последнее время стараюсь не говорить особо о своих национальных корнях. Не потому, что стесняюсь. Но иногда слышу: «Ненавижу армян, хитрый народ». А когда я признаюсь, что метиска, собеседник чувствует себя неловко и меняет своё мнение.
Конечно, в каждой национальности «не без урода». Часто, проходя с подружками по центральным улицам Ставрополя, наблюдала, как некоторые нерусские парни ведут себя нагло, демонстрируют своё превосходство.
У меня был случай, когда мой брат защитил меня, а на следующий день к нему пришла разбираться целая группа друзей обидчика. И я поняла, что лучше промолчать, когда свистят тебе вослед, увернуться как можно быстрее от приставаний парней…

Александра Власова: «Россия – великая страна, конфликты внутри которой делают её слабее»

Сама я русская, мой жених – осетин, любимая подруга – армянка. Среди друзей есть даргинцы. Я общаюсь с ними не один год. Многие из них подставляли в трудные минуты плечо, и в любой сложной ситуации они также могут надеяться на меня. Я отлично знаю их семьи, и вопрос национальной принадлежности никогда не возникал у нас в конфликтной форме. Я уважаю их традиции, а они мои. Нет плохих наций, есть плохие люди. И когда я слышу реплики типа «русские пьют», «чеченцы режут людей», «армяне дурят», то хочется посоветовать почаще смотреть по телевизору выпуски новостей. Алкоголизм, убийства, мошенничество – это не признаки какой-то одной национальности. Преступления происходят повсюду. И не только на Ставрополье, и не только в России. Приписывать все грехи людям одной национальности просто глупо.
Может быть, нам стоит меньше говорить о плохом? В наших силах сделать общество более толерантным. Друзья, Россия – великая страна, конфликты внутри которой делают ее слабее.



Последние новости

Все новости

Объявление