Сеятели

Михаил Василенко

Самые опасные ловушки — те, что мы себе ставим сами. Ставим, часто даже не замечая этого. Или не задумываясь и внимания не обращая — подумаешь!.. А за все приходится платить: что посеешь, то, как известно, и пожнешь.

…Летний вечер во дворе-колодце посреди многоэтажек. Молодые папы и мамы сидят на скамейке, болтая и покуривая. Их чада играют: вытаскивают рекламные газеты из соседских почтовых ящиков, рвут на мелкие кусочки и густо засыпают ими весь двор. Папы и мамы добродушно посмеиваются над ребячьей забавой, бросают окурки во все стороны и поплевывают себе под ноги. Сеем.

…Пятиклассник в яркой фуражке идет по школьному коридору на тренировку в спортзал. «Встречный» учитель делает замечание и, не видя никакой реакции, пытается снять с недоросля головной убор. Недоросль отскакивает и почти кричит: «Права не имеете! Это моя собственность!». Через часок за ним приходит папаша и, не снимая шапки, уверенно шествует по школе. Сеем.

…От всеведущей соседки отец узнает, что двенадцатилетний сынок втихаря покуривает в кустах у спортивной площадки. За сыном, играющим с пацанами в футбол, сразу же делегирована супруга, и спустя четверть часа юный курильщик уже кается и клянется завязать навек. Но сразу он не амнистирован и в воспитательных целях моет посуду и выносит мусор. С чувством выполненного долга отец выпивает бутылочку холодного пива, садится у открытого кухонного окна и с удовольствием закуривает. Сеем.

Сеем и сетуем, что где-то не у нас люди живут и чище, и культурнее, и краше. И даже нужду в подъездах не справляют. И — фантастика! — за своими догами и бульдогами на улицах какашки (пардон) убирают.

Не надо быть ни ученым с большой буквы, ни шаманом с кислой клюквой, чтобы предположить: там, не у нас, куда выше процент цивилизованных людей. И хуже того — наш цивилизованный в платок уже сморкается, но к урне с окурком еще не спешит. Так что ежели грязь во дворе, то неча на дворников пенять. Точнее — только на дворников, которые ведь тоже наши, доморощенные, дворники и исполняют танец с метлами на бесконечно загаженных подмостках без особого вдохновения.

Один наш земляк недавно впервые попал в Германию, где прожил пару месяцев. Потом прилетел в Москву, откуда поездом вернулся в Ставрополь, где на железнодорожном вокзале я его встретил и повез домой в Юго-Западный. Замечаю, что взгляд у него не радостный, а какой-то потерянный. Что, спрашиваю, истосковался по батьковщине? А он мне с досадой: какая же грязь в Шереметьево, на обратном пути заметил, тоже мне международный аэропорт… Про Ставрополь я его расспрашивать не стал.

Но «грязь в шереметьевых» — это лишь то, что на виду. Вот наше, так сказать, духовное пространство, у многих суженное до уровня «Дома-2»!.. Его мы тоже, как бактериально-эстафетную палочку, передаем детям и внукам. И вновь сетуем: что за молодежь пошла, никого не уважает, ни с кем не считается. А это всего-навсего захлопнулась ловушка, поставленная нами для себя.

Что-то мрачновато получилось! На самом деле я оцениваю обозначенную проблему не столь пессимистично. Во-первых, и у нас цивилизованный «процент» определенно в обществе присутствует, и не только на телеканале «Культура». А, во-вторых, некоторые обнадеживающие подвижки наметились, и наметились они в сфере частного предпринимательства: ничто не делает человека таким вежливым, доброжелательным, аккуратным, обаятельным, культурным, эрудированным и т.д., чем желание заработать больше денег и боязнь потерять источники дохода. Не панацея, конечно, но стимулирует. Было б только истинной рыночности побольше. Тут и нам бы шасть к детям и внукам со словами: смотрите и запоминайте, кто более матери-экономике ценен, — под таких себя и надо чистить.

Разумеется, и отечественный бизнес, и отеческие нотации получаются у нас пока плохонько. Но это все же лучше, чем ничего. Ведь движение всяческой телеги начинается с первого вялого скрипа чуть качнувшегося колеса. А всяческое сеянье разумного и доброго начинается с первых зерен.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление