Школа, где преподавателям помогают музы

Александр Гололобов

Школа, где преподавателям помогают музы

В самом центре Ставрополя без малого 50 лет назад открылась необычная школа. С первых дней преподаватели здесь учили ребятишек не читать и писать, а постигать удивительный и прекрасный мир музыки, танца и живописи.
Основателем и первым директором детской школы искусств была Эмма Гавриловна Гриценко. При ней складывался педагогический коллектив, часть которого работает до сих пор. Нынешний руководитель школы заслуженный работник культуры РФ Наталья Георгиевна Примакова — преемница Эммы Гавриловны. С ней мы и беседовали об истории, традициях и сегодняшнем дне этого необычного учебного заведения, которое готовится к своему полувековому юбилею.

– Начиналось всё с вокально-хоровой школы при Ставропольском хоровом обществе, – рассказывает Наталья Георгиевна. – На момент её открытия существовало всего три отделения: фортепьянное, народное и струнных инструментов. В 1983 году, когда школа переехала в новое здание, где мы сегодня и находимся, возможностей стало больше, открылись хореографическое и художественное отделения.

– Наталья Георгиевна, Вы начинали работать здесь преподавателем...

– Да, преподавателем и концертмейстером. Можно сказать, с самых азов. Затем стала завучем, потом директором. Сложностей было много. Сложившийся коллектив с большим опытом работы, школа со своими традициями. Необходимо было завоевать авторитет, ведь рядом были преподаватели с 30 – 40-летним профессиональным стажем. Нужно было держать высокую планку, сочетать коммуникабельность, толерантность ко всем и руководящую должность. Справиться мне помогла Эмма Гавриловна Гриценко. Её усилиями создавались и этот коллектив, и сама школа. Она очень многому меня научила, многое передала из своего опыта, за что я ей очень благодарна.

– С каким коллективом Вы работаете сегодня?

– Коллектив у нас довольно большой. Это 67 преподавателей, а также административные, технические работники, библиотекари. Практически все преподаватели с высшим образованием, с высокими профессиональными категориями. У нас есть специалисты, работающие с самого основания школы. Это Раиса Александровна Тормосина, Нина Андреевна Гудимчук, Светлана Георгиевна Винокурова, Татьяна Васильевна Ленкова. Коллектив не так молод, как раньше, тем не менее он очень стабильный, сложившийся, на который можно опереться.

Школа, где преподавателям помогают музы

– За полвека в школе наверняка сложились свои традиции, которые Вы стараетесь поддерживать...

– Да, мы можем гордиться фестивалями, организаторами и исполнителями которых являемся. Такими как «Лучик надежды» – для детей с ограниченными возможностями, «И мастерство, и вдохновенье» – для преподавателей школ дополнительного образования Ставрополя. Одной из традиций стал выпуск своей газеты, в которой учащиеся и преподаватели рассказывают о жизни школы, о концертах, фестивалях и победителях различных конкурсов.

– Наверное, в стенах школы искусств непрерывно звучит музыка, проходят концерты?

– Наша деятельность в первую очередь направлена на эстетическое развитие ребёнка. Мы должны научить его не только играть на музыкальном инструменте, петь или танцевать, но и тому, чтобы он мог показать своё мастерство на сцене. Именно поэтому особое внимание уделяем концертам. Они в нашей школе проходят каждый месяц. Кроме того, дети выступают на городских и краевых площадках, в школах и детских садах. Один из наиболее известных коллективов нашей школы – ансамбль народного танца «Субботея» – знаком не только ставропольцам, он не раз выезжал на фестивали в Болгарию и Грецию. Фольклорный ансамбль «Вьюнок» недавно вернулся из Праги, где на международном фестивале занял первое место. У нас очень хороший оркестр народных инструментов, замечательный ансамбль бального танца «Альтаир». Ребята получают прекрасный опыт коллективной работы, где каждый понимает, что его промах может свести на нет работу товарищей.

– Наталья Георгиевна, а есть что-то в школе, что Вас, как руководителя, огорчает?

– Пожалуй, это в основном то, что относится к технической, хозяйственной части работы. Нужны новые музыкальные инструменты. Нам удалось сделать ремонт в концертном зале, обновить его, сделать наряднее, но остались мелочи, которые не позволяют расслабляться. К примеру, необходимо заменить старые кресла в зале, но это пока никак не удаётся. Хочется, конечно, чтобы храм искусства был действительно храмом.

– Вы сказали, что школа начиналась с трёх отделений. А в каких направлениях она работает сегодня?

– Сегодня, помимо фортепьянного и народного, хореографического и художественного, отделения струнных инструментов, есть вокальное, фольклорное, духовной музыки, ударных инструментов, гитары, компьютерной музыки и отделение дизайна. Каждый ребенок может выбрать у нас что-то своё.

Школа, где преподавателям помогают музы

– А как же чувство ритма и наличие слуха?

– Мы не отказываемся ни от одного ребёнка. Бывали такие случаи, когда в школу поступали дети, которые, на первый взгляд, не имели никаких способностей. Когда мы начинаем с ними работать, выясняется, что всё возможно: появляется слух, чувство ритма, всё постепенно воспитывается в ребёнке. Другой вопрос: какова степень реализации его возможностей? Кто-то развивается быстро, кто-то медленнее. Тем не менее мы не отказываемся ни от кого. Очень часто, «бесперспективные» при первом прослушивании дети получали красные свидетельства на выходе из школы. Многое зависит не от таланта, а от воли ребёнка, его мотивированности, от усердия родителей. Мы это говорим всем с первого класса, вызываем желание трудиться и познавать этот мир с точки зрения эстетики, искусства, видеть вокруг себя больше позитива. Чтобы красоту мира дети учились познавать через искусство.

Вы посмотрите, какие интересные дети учатся у нас, как они неординарно мыслят и рассуждают. В стенах школы искусств они меняются. В классах вместе со всеми учатся дети с ограниченными возможностями. Очень часто в общеобразовательных школах таких ребятишек обижают, дразнят. У нас подобного нет и никогда не было. Дети разные, но творчество помогает им быстрее и легче найти общий язык. Они воспитываются в атмосфере доброты и толерантности.

– Не все выпускники школы продолжают обучение по специальности. Вы не сожалеете об этом?

– Многие из наших выпускников не расстаются с творчеством, становятся преподавателями, работают в нашей и других школах города. Есть выпускники, которые учатся в консерваториях, много лауреатов различных творческих конкурсов. Через школу прошло много детей, которые стали музыкантами, но еще больше таких, которые выбрали другие профессии и стали просто хорошими людьми. Мы гордимся своими выпускниками. Пусть они не посвятили себя искусству, но с ними интересно общаться, у них хороший кругозор, они приучены работать, потому что школа искусств воспитывает силу воли и упорство.

Александр ГОЛОЛОБОВ (фото автора)

Ольга МЕТЕЛКИНА

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление