Сказочная безнадега

Ольга Метёлкина

Сказочная безнадега
Наверное, мало кто знает о том, что у кукольников есть свой профессиональный праздник. Впервые его отпраздновали в 2003 году по решению Международного Совета UNIMA (Международного Союза деятелей театра кукол, действующего под эгидой ЮНЕСКО). Идея отмечать этот праздник пришла известному деятелю кукольного театра из Ирана Дж. Золфагарихо.

UNIMA, родившаяся в Праге в 1929 году, – одна из самых бескорыстных, самых дружных и самых добрых организаций. Её девиз: «Через сердца детей – к сердцам народов». Всех кукольников мира объединяет не корысть, ведь эта профессия никогда не была доходной, а искреннее, жертвенное увлечение этим видом искусства, любовь к детям. Театр кукол абсолютно серьезно относится к юному зрителю, верит в безграничность детского восприятия, ориентируя маленького зрителя на гуманные идеалы, обращаясь к нему с серьезным разговором о жизни, веря в то, что доброе сердце вмещает в себя целый мир, и в этом его спасение. Как сказала известная деятельница индийского театра Капила Ватсяаян: «Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность».
В этот день хочется дарить артистам цветы, говорить приятные слова, но из головы не уходит совсем другое...
Еще лет 20 назад написать о бедственном положении краевого театра кукол считал своим профессиональным и гражданским долгом каждый второй начинающий журналист. Как так, в центре города, в архитектурном памятнике, под угрозой обрушения перекрытий существует и работает целый коллектив. Из-за аварийного состояния в помещении запретили играть спектакли для зрителей, и кукольники пошли в народ – в детские сады, школы.
Из-за отсутствия стационарного зала с профессиональной сценой были утрачены потрясающие спектакли! Не могу забыть постановку «Соловей и император» краснодарского режиссёра Константина Мохова. Спектакль сыграли всего-то три или четыре раза для зрителей перед самым закрытием здания на пр. Октябрьской революции. А был ведь в нашем театре кукол и чеховский «Вишневый сад» - спектакль для взрослых, который поставил главный режиссер театра кукол Григорий Гольдман. И даже сейчас, когда краевой театр кукол играет всего 4 раза в месяц на сцене гарнизонного Дома офицеров, в его активе остается около 40 живых спектаклей. Это означает, что при небольшой подготовке все эти четыре десятка сказок можно показывать зрителям.
Зал в Доме офицеров не подходит для показа спектаклей детям. Чтобы увидеть действие на сцене, ребятишкам приходится вытягивать шеи и устраиваться на коленях у взрослых. Очень неудобно, отмечают родители. Они ругают неприспособленный зал, но всё равно приводят детей сюда. Многие не пропускают ни одного представления. А всё потому, что другой возможности подарить детям «живую» сказку у них нет. И кукольный театр благодарен Дому офицеров за эту возможность встретиться со зрителями. Но самое удивительное явление в этой убивающей своей перманентной безысходностью – люди, коллектив. Здесь служат актеры, которые 20, а то и 30 лет преданы своей загадочной кукольной Мельпомене. Попробовал бы хоть один чиновник хотя бы неделю отработать в помещении краевого театра кукол, пардон за некорректное предложение, - влезть в «шкуру» представителей творческих профессий… 
Наши ставропольские кукольники – это особое сообщество. Их опыт долготерпения впору изучать, но, не дай Бог, его распространять на другие учреждения культуры. Заслуженный артист России Рашит Темниханов приехал в Ставрополь по распределению из Саратовского театрального училища в 1978 году. Кукольники в то время «квартировали» в филармонии. Худенький юноша с дерматиновым чемоданчиком прямо с поезда направился к месту будущей работы. Увидел, как парни разгружали какие-то декорации, отставил свой чемоданчик и без лишних слов присоединился к «грузчикам», которые оказались его новыми коллегами. Супругу Рашит нашел тоже в театре. Ирина Темниханова, в прошлом тоже актриса, - завлит театра кукол. Заслуженные артисты России Татьяна Стукачева и Михаил Михайлов, артисты Любовь Щербакова, Светлана Гниденко, Алексей и Елена Куликовы, Светлана Ильядис, Владимир Грищенко, Андрей Белозеров, Лада Свиридова… Основной костяк творческого коллектива – талантливые профессионалы, которым были бы рады, пожалуй, во многих театрах страны. Но не уехали, не покинули свое пришедшее в упадок в центре города «дворянское гнездо».
Но если все уже смирились с тем, что «старая гвардия» кукольников – это уникальный культурный реликт, то что можно сказать о молодежи? Удивительно даже то, что молодежь в театре есть. Яркой звездочкой блеснула Наталья Ледовских, заявив о себе на традиционном краевом смотре-конкурсе творческой молодежи, проводимом Ставропольским отделением СТД. Она – профессиональная актриса, готовится защитить режиссерский диплом. В ее постановке вышло уже три спектакля: «Котенок на снегу», «Белая уточка» и «Морозко». В каждой сказке есть авторский, свежий, индивидуальный, нестандартный подход к идее, к характерам героев. А будет ли в обозримом будущем востребован ее творческий потенциал? Что удержит ее в родном театре? Ради какой такой светлой идеи можно сагитировать молодежь работать в условиях разрухи?..
А может, было бы проще, если бы кукольники махнули рукой на все несбывшиеся (или несбыточные?) надежды и разошлись кто куда? Творческий человек всегда найдет, где приложить свой талант. Наверняка проще в таком случае было бы тем, кто знает стоимость квадратного метра земли в центре города. Или тем, у кого проблемы кукольного театра уже сидят в печёнках. Нет театра – нет проблем… В какой-то степени «проще» стало бы родителям юных зрителей, ведь вместо того, чтобы два раза в месяц, в выходные, вести ребенка на представление, можно зарядить DVD-плейер диском с примитивными американскими мультиками и часа два отдохнуть. Можно, конечно, прожить и без сказочного «Золотого цыпленка», без трогательного «Сэмбо», поющего «Колобка», без «Забытого дня рожденья»…
Нам часто приходится себе в чем-то отказывать. А теперь тем более – кризис, до культуры ли тут?! Помнится, во времена серии наших многочисленных кризисов в конце 80-х и начале «лихих 
90-х» многие родители вынуждены были сокращать свое общение с детьми – они зарабатывали средства для существования, отложив на неопределенное время заботу о пище духовной. И в результате целое поколение выросло с большими нравственными пробелами, с атрофированными понятиями о добре и зле, о сострадании, совести, альтруизме и других гуманных «атавизмах» общества. А ведь человечество с древнейших времен не случайно сочиняло сказки, основанные на простейшей по форме и увлекательной по содержанию мудрости, адаптированной для детского восприятия.  
Много веков в России храмы строят всем миром. Театры часто сравнивают с храмами искусства. Многострадальный Народный дом имени Пушкина, в здании которого находится Ставропольский краевой театр кукол, на стыке XIX и XX веков строили тоже на пожертвования, собирали по копеечке простые горожане. Может, пришло время и нам пойти с шапкой по кругу?! 

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление