Смена омбудсмена

Михаил Василенко

На фоне пресловутой закрытости власти, особенно в том, что касается кадровых решений, предложение губернатора Валерия Гаевского широко обсудить возможные кандидатуры уполномоченного по правам человека да и собственно степень соблюдаемости этих прав заслуживает внимания и поддержки.
Что должность уполномоченного (или омбудсмена) - не чиновничья синекура, а хлопотное и нервотрепное служение людям, убедил первый ставропольский омбудсмен Алексей Селюков. Судим об этом не понаслышке. Нашей газете далеко не единожды приходилось защищать горожан, попавших под каток произвола, беззакония и бюрократии. И, как правило, мы с Алексеем Ивановичем оказывались по одну сторону баррикад. И видели, что обращаются к нему люди, почти отчаявшиеся добиться правды и справедливости. Быть для них последней надеждой и высшей инстанцией - труд тяжелый и ответственный. Так что действительно, ошибиться с назначением нового уполномоченного (к сожалению, закон не позволяет Алексею Селюкову на третий срок сохранить за собой этот пост) никак нельзя.
Думаю, ставропольцы назовут немало достойных кандидатов. Сегодня же хотелось сказать о другом: массовое неверие чиновникам, судьям, правоохранителям, которое подрывает сами устои государства и власти, можно преодолеть лишь в том случае, если, отстаивая интересы рядовых граждан, во все колокола будут бить правозащитные структуры, а органы управления, суды, правоохранительные ведомства будут последовательно разгребать напластования произвола и беззакония. Тогда окрепнут возможности омбудсмена в защите не только прав отдельных людей, но и больших социальных групп.
Скажем, ни для кого не секрет, что управляющие компании и «жекехашные» монополисты сплошь и рядом наплевательски относятся к законным интересам горожан. Можно, конечно (да и нужно), разбираться в каждом локально-коммунальном конфликте, в каждой конкретной жалобе. Но представляется более продуктивным после обобщения многочисленных сигналов бедствия постараться изменить ситуацию концептуально. Не по хвостам бить, а докапываться до корней, из коих произрастают несправедливость и унижения людей. И уполномоченный по правам человека, на мой взгляд, призван в первую очередь ставить перед властью проблемы во всем их масштабе и в полный рост, не забывая, разумеется, о, так сказать, индивидуальных нуждах и бедах. И тогда не будет смысла говорить о дефиците омбудсменских полномочий.
Обращение губернатора (см. «Вечерний Ставрополь» от 24 апреля) не походит на очередную пиар-акцию. Оно, скорее, свидетельствует о намерении Валерия Гаевского тесно взаимодействовать с уполномоченным по правам человека, о его нежелании видеть в этой должности безропотного и безынициативного чинушу, пристроенного туда для отбывания номера. Следовательно, предпосылки для плодотворной работы нового омбудсмена существуют. Важно, чтобы обсуждение правозащитной темы и последующие кадровые перестановки лишь способствовали дальнейшему становлению этого института власти.
Наша газета готова предоставить свои страницы для общественной дискуссии о проблемах соблюдения прав человека. Так что, друзья, ждем ваши суждения и предложения.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление