«Смог оживить холодный мраморный образ»

.

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялась презентация книги «Федор Иванович Калмык (1765-1832)»

Автор книги член Союза художников РФ Иван Григорьевич Ковалев, Ковалев
Автор книги член Союза художников РФ Иван Григорьевич Ковалев

Рубеж XVIII-XIX веков был кризисным в истории европейской культуры, стремящейся изо всех сил удержаться от деструктивных веяний «века сего» – сползания в разрушающий культурные и общественные основания релятивизм Нового времени. Лучшие европейские умы пытались переосмыслить идеалы античности, лежащие в основании европейской цивилизации, старались наполнить их живым содержанием. Гете, Гельдерлин и другие мыслители-традиционалисты воспринимали эту культурную задачу наиглавнейшей. И.–В. Гете едва ли не кричал во спасение Европы: «Каждый пусть будет, по-своему, греком! Но только пусть будет!» Идеи античности формировали классицизм XVIII века – античное искусство объявлялось нормой и идеальным образцом и потому, что в нем, по мнению идеологов классицизма, нашли свое наиболее гармоничное и совершенное воплощение постоянные, исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности...

К этой культурной работе мирового масштаба силой своего таланта был призван выходец из калмыцких степей с фантастической биографией Федор Калмык. В шестилетнем возрасте потомок знатного калмыцкого рода, волей провидения, был отбит отрядом яицких казаков у своего племени, покинувшего прежние кочевья и направлявшегося на свою прародину — Джунгарию (северо-запад Китая). Вскоре он был привезен в Петербург и представлен русской императрице. Екатерина II приняла живейшее участие в судьбе мальчика — крестила его и дала новое имя, вошедшее в историю мирового искусства.

Федор Иванович Калмык. Автопортрет., автопортрет, калмыки
Федор Иванович Калмык. Автопортрет.

Спустя недолгое время русская императрица подарила его баденской герцогине Амалии. Юноша сумел получить блестящее европейское образование, определился со своим призванием и впоследствии стал известным в Западной Европе рисовальщиком и гравёром. От своего наставника он узнал об искусстве Возрождения, изучал его в Италии. Как рисовальщик, в составе экспедиции он отправился в Афины, где изучал подлинные образцы древности, постигал пластический язык античности. Близкое знакомство с памятниками античной пластики наложило печать на вкус и все творчество Калмыка. Сегодня его гравюры хранятся во многих музейных собраниях мира.

Недавно вышла в свет монография «Федор Иванович Калмык». Её автор - член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР, профессор кафедры Северо-Кавказского федерального университета, историк калмыцкого искусства Иван Григорьевич Ковалев. Итог многолетней исследовательской деятельности ставропольского искусствоведа на сегодняшний день — это самое фундаментальное исследование о художнике. Издание книги осуществлено на средства автора. Монография богато иллюстрирована и представляет интерес для широкого круга специалистов — историков искусства, культурологов, библиотечных работников, преподавателей учебных заведений, любителей изобразительного искусства. «В гравюрах силой своего таланта Калмык смог оживить холодный мраморный образ эллинистического оригинала, придав ему живость и трепетность…», - пишет И.Г. Ковалев. Личность Федора Калмыка — один из примеров постижения и возрождения эстетики и идеалов античности в Новом времени. Значение исследования трудно переоценить, оно способно помочь преодолевать границы на путях постижения больших смыслов.

На презентации книги выступили директор музея З.А. Белая, декан факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института СКФУ, доктор исторических наук, профессор И.В. Крючков, автор монографии И.Г. Ковалев, искусствовед О.Б. Бендюк, декан факультета дизайна, заведующий кафедрой промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, профессор В.Г. Бандорин, председатель регионального отделения Союза дизайнеров России Ю.П. Бударин, заведующая кафедрой дизайна Гуманитарного института СКФУ О.С. Ловянникова и другие. Книга получила высокую оценку специалистов, принявших участие в её представлении.

Александр КОЛБАСНИКОВ, сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.

музей изобразительных искусств, калмыки

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление