Сочинение по литературе - это общее дело учителей-предметников

Лариса Ракитянская
Сочинение в школе
Сочинение в школе

13 сентября «Вечерний Ставрополь» опубликовал материал «Куда «повёлся» Колобок?». Речь шла о предстоящем итоговом сочинении по литературе в 11-х классах в 2014- 2015 учебном году.

Публикацию заметило педагогическое сообщество нашего города. Первой откликнулась учитель русского языка и литературы 4-й школы Ставрополя Наталья Борисовна Меркушева. Она считает, что и ее коллеги — учителя других предметов — должны готовить своих учеников к предстоящему сочинению. И касается это не только 11-классников — начинать надо раньше...

По сути, Наталья Борисовна предложила газете открыть заочную дискуссионную площадку для педагогов на страницах «Вечерки». Мы — не против, и сегодня публикуем мнение учителя Меркушевой — как зачин и предмет спора.

«Тройка, запряжённая двумя оленями»

– Давайте подумаем, - говорит Н. Б. Меркушева, - какое отношение имеют к итоговому сочинению учителя начальных классов, истории, математики, да и других предметов? На самом деле – самое прямое, потому что все учителя должны осознавать свою ответственность за то общее дело, которое мы делаем. К сожалению, в жизни бывает иногда наоборот: учителя-предметники скрупулёзно высчитывают проценты качества только по своему предмету, а общая картина образованности остаётся вне поля зрения. А потому в сочинениях можно встретить «настоящие шедевры». Пример — цитата из сочинения-рассуждения по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»: «А ещё на картине я вижу тройку, запряжённую двумя оленями»...

– Все мои коллеги, - продолжает Наталья Борисовна, - давно бьют тревогу по поводу того, что современные учащиеся совершенно разучились связно излагать свои мысли на заданную тему. Я думаю, что основная причина такого положения вещей - нежелание ребят читать хорошую художественную литературу. Действительно, нашим выпускникам порой совершенно нечего сказать в своих сочинениях-рассуждениях именно по одной-единственной причине - читательский опыт у них весьма скромен. И потому они опираются порой на произведения уровня начальной школы. Такие нелепые рассуждения не могут не волновать нас, учителей...

Когда читаешь умные слова, в голову приходят умные мысли

Дальше Н. Б. Меркушева обращается к своим коллегам — учителям начальных классов:

– Фундамент, который закладываете вы, должен быть основательным и прочным. Учите детей любить книгу, как можно больше уделяйте внимания развитию чувства языка, вкуса к слову, умению говорить и даже думать выразительно. «Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли» - весьма точно сказано! А потому желательно, чтобы как можно раньше учащиеся усвоили эту прописную истину!

Еще совет: активно привлекайте к процессу чтения родителей, говоря о том, что ребенок только тогда будет читать с удовольствием, когда рядом с ним будет читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель.

Не проходите мимо «ихних» «здрасьте!»

Говоря о необходимости развивать привычку к чтению, Наталья Борисовна обращается и к коллегам, преподающим биологию, географию, математику:

– Вам не хуже меня известно, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Не будьте равнодушными к тому, что читают дети, как они говорят, анализируют, делают выводы на ваших уроках. Не проходите даже на переменах мимо слов «здрасьте!», «ихние», «ну типа»… Эту убогость нужно искоренять всем вместе! Вернитесь к такому забытому, к сожалению, виду деятельности, как конспектирование материала, ведь «чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». Учителя-филологи знают, насколько полезен этот вид деятельности. Только не подходите к нему формально: любой формализм может загубить всё дело.

Широкое поле деятельности для учителей истории

– Помочь нашим выпускникам к подготовке итогового сочинения могут, на мой взгляд, и учителя истории, - продолжает Наталья Борисовна. - Обратите внимание на темы сочинений. Это ведь широкое поле деятельности и для вас!

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной»... Только общими усилиями всех участников образовательного процесса мы сможем научить наших детей правильно излагать свои мысли, и тогда в сочинениях мы не увидим фраз «лиса обманула, обхитрила колобка, а колобок повелся…».

P. S.: «Вечерка» ждет от учителей и других мнений. Спорим? Свою точку зрения вы можете изложить в том числе и в письме корреспонденту нашей газеты по адресу: lara@vechorka.ru.

педагоги, школа, сочинение, учителя

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление