Соло гедониста с оркестром

Ольга Метёлкина

Соло гедониста с оркестром
На минувшей неделе на сцене Ставропольской государственной краевой филармонии состоялся концерт всемирно известного пианиста народного артиста СССР Николая Петрова - музыканта, которого без преувеличения называют нашим национальным достоянием. 

Первой большой музыкальной победой Николая Петрова стало его участие в 1962 году 
в Международном конкурсе имени Вэна Клайберна в США, принесшее молодому музыканту серебряную медаль. С того времени он выступал вместе с лучшими оркестрами в самых престижных концертных залах мира: Карнеги Холл, Линкольн Центр, Альберт Холл, Кеннеди Центр и других. 
Десять лет назад музыкант основал и возглавил Международный благотворительный фонд Николая Петрова. Он создан для поддержки талантливой молодежи и помощи пожилым педагогам. Под эгидой Фонда с 2000 года проводится фестиваль «Кремль музыкальный».
Выступление Николая Петрова в Ставрополе состоялось в рамках благотворительной программы «Мелодий дивных мир», которая инициирована и в течение нескольких лет проводится МДМ-Банком в разных городах России. Организатором концерта стала продюсерская фирма «Постмодерн-театр» (Москва). 
В день концерта журналисты ставропольских СМИ получили возможность встретиться с музыкантом. Признаюсь, общение с ним доставляет большое профессиональное удовольствие, поскольку обладатель многочисленных титулов и званий Николай Петров высказывается очень образно и откровенно. Так, когда ему задали вопрос об инструменте, на котором вечером предстоит играть, Николай Арнольдович ответил:
- Рояль - чудовищный, катастрофический, ужасный изначально. Он полностью в себя впитал все черты советской власти… Мы все должны испытывать уважение перед старостью. Но если мне предложат в качестве дамы сердца 83-летнюю старушку, которая когда-то была первой красавицей, вы понимаете, что никаких чувств у меня она уже вызвать не сможет. Играть на этом инструменте – все равно что заниматься любовью с 83-летней старушкой. Я впервые в вашем замечательном городе. Вчера, когда мы ехали из аэропорта, я к своему удивлению увидел красивый, с богатыми зданиями город. Позор, что в этом городе нет инструмента. Это не позор филармонии. Скинуться миром и купить рояль…  
Забегая вперед, скажу, что, узнав мнение музыканта о качестве инструмента, заместитель председателя правительства Ставропольского края Василий Балдицын со сцены филармонии признался, что весь концерт его мучила совесть: «Мы должны культуре много и долго. Я думаю, что рояль у нас будет звучать». 
Гастролируя по России, Н. Петров много общается с провинциальными музыкантами, и успел заметить, что положение в сфере культуры зависит от отношения к ней властей, от личности.  
- Рыба тухнет с головы, - сказал Николай Арнольдович. - Был в Туле, светлая ему память, замечательный музыкант, руководитель хора, изумительный организатор Иосиф Александрович Михайловский директором Тульской филармонии, которая в течение многих лет была первой филармонией в России. Он умер. Теперь Тула — дыра дырой. А раньше я ездил туда с концертами по два раза в год. Есть город Тверь. Там директор областной филармонии Владимир Боярский - выдающийся человек, который из захолустья сделал центр, где проводится по нескольку международных фестивалей в год с приглашением лучших солистов. В тот момент, когда в Москве продают залы под казино, он покупает рояли, у него роскошная звукозаписывающая студия, изумительный зал. Но он сейчас бьется за то, чтобы этот зал не превратили в казино. В Екатеринбурге губернатор Россель всячески поддерживает культуру, но мэр в течение двух лет вел крестовый поход, для того чтобы отнять центральный музыкальный лицей и организовать там казино. Всё зависит от людей. У одного мерзавца партийного в старое время в кабинете висел плакат: «Тот, кто хочет, найдет способ, тот, кто не хочет, найдет причину». Причин, чтобы отказать, тысячи. А вот найти возможность реально помочь, для этого нужно обладать каким-то духом, силой и общим риском. 
Не случайно в самом начале пресс-конференции музыкант поблагодарил МДМ-Банк за поддержку культуры, которая вошла в его стратегию корпоративной ответственности. 
Когда речь зашла о симфоническом оркестре Ставропольской филармонии, маэстро сказал: «Я очень доволен своим знакомством с вашим оркестром, считаю, что он имеет перспективы. Надо создать должные условия. Надо создать рынок востребованности оркестра». 
Вечером зал филармонии был заполнен до отказа, а у входа даже спрашивали лишний билетик. В программу концерта вошли известные произведения В.-А. Моцарта, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Ж. Массне и других великих композиторов. В первом отделении выступил симфонический оркестр Ставропольской филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Юрия Каспарова. Второе отделение открыл Николай Петров, исполнивший «Фантазию до минор» В.-А. Моцарта. А затем в сопровождении музыкантов симфонического оркестра прозвучал «Концерт для флейты, скрипки и клавира ля минор» И.-С. Баха. 
На пресс-конференции журналисты интересовались у Н. Петрова - публика каких стран ему нравится больше всего.  
- Публика всюду одинакова, - ответил маэстро. - Вопрос в том, почему публика ходит на концерт: благодаря каким-то достижениям современной цивилизации или вопреки всему. Вот на Западе она ходит благодаря. Она приезжает на концерты в хороших автомобилях, кидает мальчику ключ - поставь машину на стоянку, идет на концерт. После работы, приехав домой, успели душ принять, переодеться. После концерта - в ресторан, потом пошел, взял машину, не боясь, что ее угнали. А у нас просят начинать концерты в филармонии в шесть часов, потому что потом автобусы не ходят, свет не горит, ворье на улицах… Как еще можно измываться над человеком?! А они - в зале, и билеты уже стали в 20 раз дороже, чем в 70-е годы, когда самый дорогой билет рубль двадцать стоил. У нас публика очень благодарная, она хорошая. Я люблю и западную публику. Вообще те люди, которых интересует серьезная культура, для меня очень дороги, мне хочется с ними поделиться тем, что я имею.
Н. Петров известен в музыкальных кругах своей нетерпимостью к бескультурью публики. Более всего его убивает то, что слушатели, несмотря на многочисленные просьбы отключить мобильные телефоны, не делают этого, и даже отвечают на звонки во время концерта. Известен случай, когда Николай Петров из-за этого прервал исполнение и ушел со сцены. А как еще бороться с бескультурьем и неуважением?..
Коснулся маэстро и проблем в современном музыкальном мире. Тех, что связаны с исполнительскими конкурсами. Коррупция проникла и в эти сферы высокого искусства. И у нас, и на Западе есть конкурсы, на которых заранее известно, кто получит премии. 
- Есть некоторые позитивные изменения, - сказал Николай Арнольдович. - Сейчас появилось достаточно много конкурсов, где запрещено членам жюри представлять своих родственников и учеников. Это конкурсы имени Скрябина, имени Рахманинова, имени Маргариты Лонг, имени Рубинштейна в Израиле. И тем не менее система: «Ты - мне, я — тебе, я — твоему ученику, ты — моему» существует. Кроме того, полностью потеряли цену звания лауреатов, победа на конкурсах девальвировалась. Я глубоко убежден, что конкурсы необходимо разделить на лиги, на разряды. Высшая лига — это Брюссель, конкурс Клиберна, Маргариты Лонг, Шопена в Варшаве. Существует первая лига. И есть конкурс имени тети Моти и дяди Пэдро где-нибудь в итальянской деревушке. А на афише значится одинаково — лауреат международного конкурса. 
Ответил маэстро и на вопросы личного характера. Он рассказал о том, что в детстве не любил «нудные занятия на рояле». Николай Петров называет себя гедонистом. Любовь к жизни в различных ее проявлениях не сделала его эстетствующим сибаритом. «Я никогда не носил белых перчаток, - сказал Николай Арнольдович. - За свою жизнь я освоил множество профессий: был специалистом по разбиранию моторов, по покраске машин. Я умел сворачивать трубы, пилил доски, проводил электропроводку. Всё это я проходил». Дом на Николиной горе, в котором сейчас живет музыкант с семьей, 40 лет назад он строил сам. 
Давая до 100 концертов в год, Николай Петров объехал весь мир, и признается в том, что с годами стал домоседом, полюбил удобное кресло в своем доме и «коллекционирует состояние покоя».
Записала Ольга МЕТЕЛКИНА.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление