СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО И ДОСТОИНСТВО…

Василий Скакун

Мы все много раз видели телерепортажи о том, как выходят люди из мест заключения, а над воротами висит призыв «На свободу с чистой совестью». Смысл его в том, что человек, испытав на себе все тяготы и лишения тюремной жизни, обязан был раскаяться в совершенных преступлениях, и, отсидев годы заточения, покинуть это заведение с очищенной совестью. Так ли это, ведь большинство вышедших из этих ворот, как правило, становятся рецидивистами и опять возвращаются за высокие заборы? Оказывается, с совестью посредством страха наказания договориться не удается.

Вот как интересно устроен механизм работы совести. «Она наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения и порицания наших близких», - говорил А.В. Суворов. Ею наделены только мы, люди, и понятно почему – в связи с внедрением в человеческую сущность свободной воли, этой своеобразной вседозволенности, практически не имеющей границ допустимого. Кстати, у животных этой функции нет, потому что нет свободы и разума.

При этом гений Творца определил для совести этакую вспомогательную роль советника хозяину тела по любым вопросам, каким-либо образом выходящим за установленные Свыше рамки морали и нравственности, ненавязчиво предупреждая человека о нежелательности принятия подобных решений. Получается так, как говорил американский психолог Генри Луис Менкен: «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».

При игнорировании ее совестливых предупреждений и все-таки реализации антинравственного решения приходит стыд, иногда совместно с покраснением лица, как бы показывая окружающим людям, что совесть еще не потеряна. Ибо, как говорил М.Горький: «… без совести и с большим умом не проживешь». То есть игнорирование совестливых призывов рано или поздно обязательно заведет человека в какую-либо западню, ведь уму наша судьба безразлична.

Конечно, Бог мог наделить совесть большими полномочиями, ну не статуса прокурора, а хотя бы такого чувства, которое бы постоянно жгло человека, не прислушивающегося к ее рекомендациям. Примерно так А.С. Пушкин предполагал действия совести: «Совесть, как когтистый зверь, скребущий сердце».

Однако Бог настолько высоко поставил роль нашей свободной воли, что позволил нам при желании освободиться от этого помощника. Постоянное игнорирование подсказок совести приводит к тому, что она, чувствуя невостребованность, перестает подавать сигналы помощи, и тогда человек остается один на один не только со всеми проблемами, но и с окружающим миром, как правило, утопая в них. Все тот же А. С. Пушкин говорил: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Все люди рождаются с задатками чистой совести, затем в зависимости от воспитательной среды, то есть своих родителей, эти качества либо укореняются как основа взаимоотношений с жизнью, либо опускаются под примером поведения своих родственников – этот феномен еще называют законом Бога, живущего в каждом из нас. Кроме того, естественно, играет роль и то, с каким нравственным багажом человек приходит в новую жизнь, что поднакопил в прошлых воплощениях. По сути, «Совесть есть божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судья, его надзор, то, что дается человеку свыше» (Даниил Гранин). Но вот что интересно, Бог нашу свободу столь оберегает, что поставил ее не только значимее совестливых угрызений, но и даже выше собственного влияния на нашу жизнь.

Вот как говорил об этом Ог Мандино: «Бог никогда не был нашим штурманом и потому каждый движется по маршруту, который он выбрал сам. В Его намерения не входило проложить для нас жестко установленный курс и таким образом поработить нас. Напротив, Он наделил каждого человека разумом и совестью, чтобы мы могли, опираясь на их подсказки, выбрать свой путь и писать личную Книгу Жизни по своему усмотрению».

 

 

эзотерика

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление