Спасибо, сердце

Виталий Задорожный

Я вспоминаю то, что было
Уж много лет тому назад,
Что память сердца сохранила,
О чем нельзя не рассказать.

Мне повезло встречаться довольно часто со ставропольским композитором Николаем Зинченко. И нельзя было не заметить среди многих достоинств этого неуемного человека желание, а вернее сказать, стремление делать людям подарки. Одним из таких подарков, который он преподнес жителям Ставрополя, был городской хор ветеранов войны и труда «Факел», организованный им около 30 лет назад и существующий по сей день.
А сколько прекрасных подарков, готовя репертуар, сделал композитор коллективу хора?! В одной из мартовских передач 1992 года по краевому радио прозвучала в исполнении хора музыкальная композиция Николая Зинченко «Спасибо, сердце...» - попурри на темы танго нашей юности. В названии композиции взята строка из популярной в 30-е годы песни «Как много девушек хороших» из не менее популярного кинофильма «Веселые ребята». Примечателен тот факт, что композиция осталась в репертуаре и продолжает звучать в концертах. По словам нынешнего руководителя «Факела» Валентины Васильевны Реутовой, коллектив старается сохранять свои лучшие традиции, исполнять все то наследие, что оставил Николай Зинченко.
Готовя композицию, руководитель хора хотел, чтобы его участники, а это люди старшего поколения, вкусы которых воспитала музыка первых послевоенных лет, довоенная музыка, вспомнили свою юность. Он видел перед собой своих сверстников, в сердца и души которых вошли эти трогательные, порой сентиментальные мелодии в медленном танцевальном ритме, под которые можно было и помечтать, и погрустить.
И они, тогдашние участники хора, поняли задумку своего руководителя. Когда он начинал говорить о танго, проигрывать на фортепиано знакомые мелодии, их лица молодели, в глазах появлялся озорной блеск. Ведь танго - это мелодии их юности, а значит, их любви, когда везде - на танцевальных верандах, в парках, по редким в те времена репродукторам звучала популярная мелодия «Утомленное солнце» или загадочная «Тайна». Да и первая любовь и сама судьба порой были связаны с танго.
- При звуках танго у меня всегда появляется особое чувство, навеянное прошлым, - начала тогда нашу беседу участница хора преподаватель Галина Антоновна Маслова. - Моя молодость совпала с началом войны. И всю
войну мы были неразрывно связаны с этой музыкой. Малейшая возможность отдохнуть обязательно сопровождалась мелодиями танго. Это музыка глубоких человеческих чувств, которая помогает переносить разлуку с любимыми. Музыка танго глубоко задевает струны человеческой души.
Танго - это старинный испанский танец, завезенный в Южную Америку, главным образом в Аргентину. В конце XIX века он широко распространился в Европе. Каких только не было мелодий танго! Казалось, весь мир танцевал, пел и любил под эти чарующие звуки. Может быть, танго и воспитывало эти чувства, делало их искренними и постоянными? Эту мысль и продолжила в нашей беседе хористка учительница Мария Владимировна Бессонова. Кстати, хотя она и перенесла недавно операцию, тем не менее продолжает и репетировать, и петь в хоре.
- Танго - это не только танец. Поэты слагают стихи, а композиторы пишут на эти стихи музыку. Получается прекрасная песня - благоухающий букет, который ласкает, чарует сердца и исполнителей, и слушателей. Он навевает мечту, погружает в приятное прошлое, делает человека добрее, отзывчивее, нежнее. Когда мы были молодые, - Бессонова улыбнулась, - а мы молодые и сейчас, мы очень любили танго. Это же чудо! Слушая танго, невозможно оставаться равнодушным. А когда танцуешь, то чувствуешь себя одухотворенным, порой даже бывает ощущение полета. Я люблю танго и за его мелодичность, и за чувственные стихи.
Юность самого Николая Федоровича пришлась на 40-е годы. Люди, несмотря на военные и послевоенные трудности, умели и трудиться, умели после работы и отдохнуть. И танго, как музыкальный жанр, в те нелегкие годы действительно расцветал, его любили, танго звучало в каждой семье, люди имели патефоны, старались приобрести пластинки с полюбившейся музыкой танго.
- Я считаю, что это большая заслуга тех авторов, поэтов и композиторов, которые создали этот жанр, - продолжил разговор Николай Зинченко. - Его надо стараться всячески развивать. Приятно, когда Иосиф Кобзон и другие наши известные певцы исполняют танго, берут песни в этом стиле из репертуара певцов прошлых лет, включают в свой репертуар танго, написанные современными композиторами. Танго - это прекрасный жанр, и надо, чтобы молодежь знала его, чтобы наряду с другими современными танцами умела бы красиво танцевать и танго.
Создавая попурри из песен в ритме танго, Николай Зинченко обошелся лишь несколькими известными мелодиями. Но, слушая все произведение, ощущаешь его целостность, драматургию, логику композиционного построения. Создать композицию из хорошо известных песен - совсем не простая задача. Действие должно непрерывно развиваться, чтобы попурри вызывало у слушателя гамму человеческих чувств: ожидание и сомнение, веру, надежду, любовь.
Когда Николай Зинченко только начинал работать с хором «Факел», он даже не мечтал о том, чтобы брать в работу большие музыкальные полотна, хотя хор уже пел и четырех-, и пятиголосье. Но когда коллектив стал лауреатом одного конкурса, другого, когда он получил звание народного, руководитель почувствовал, что силы для большой работы есть. Перед ним были люди энергичные, жизнерадостные, неуемные, неуспокоенные. Может быть, не всегда у них в жизни все было гладко и хорошо, и казалось, что сейчас им не до песен. Ничего подобного! Как только люди собрались, как только услышали звуки фортепиано, увидели взмах руки дирижера - песня полилась. И невольно забываются и неурядицы, и трудности. Люди полностью отдаются творчеству.
Эти мысли, озвученные Николаем Зинченко, поддержала Мария Владимировна Бессонова:
- Во-первых, настроение зависит еще и от характера человека. Во-вторых, насколько эмоционально воспитан он с детства. И третье - хочется жить плодотворно и творить добро. Хочется, чтобы не умолкали прекрасные мелодии, чтобы звучали и в душе, и со сцены хорошие, добрые песни. Вот откуда и рождается в нас энергия. А вместе с ней появляется и ответственность за то, что ты хочешь показать людям, собирая для этого все свои силы - и физические, и умственные, и эмоциональные.
Мне остается только добавить, что над композицией Николая Зинченко «Спасибо, сердце...» вместе с хором работали в то время хормейстер Нинель Каминская и концертмейстер Александр Шипотовский. А опытный звукорежиссер краевого радио Михаил Ландин и его коллега по цеху Александр Бегинин осуществили запись композиции на пленку.

 

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление