Ставропольская филармония подарила слушателям концерт-парад музыкальных премьер

Татьяна Даниелян

Меломаны нашего города с большим интересом ждали этот концерт симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Юрия Михайленко. Афиша выступления привлекала именами композиторов, произведения которых впервые были включены в репертуар коллектива. Это романтики конца ХIХ и первой половины ХХ века - немец Макс Брух и венгр Золтай Кодай, а также наш современник мальтийско-американский композитор Алексей Шор, с музыкой которого мы уже были знакомы по предыдущим концертам.

На сцене – симфонический оркестр Ставропольской филармонии, солирует - лауреат международных конкурсов Карэн Шахгалдян.
На сцене – симфонический оркестр Ставропольской филармонии, солирует - лауреат международных конкурсов Карэн Шахгалдян.

В этот вечер в зале царила скрипка, созданная в 1911 году итальянским мастером Б. Мартини, прекрасно звучащая в искусных руках лауреата международных конкурсов Карэна Шахгалдяна. Истинные поклонники классической музыки хорошо помнят этого музыканта и дивный звук его скрипки по концерту в 2013 году трио имени А. Хачатуряна в зале филармонии. Мы с Карэном познакомились в 1986 году в Новосибирске на Всесоюзном конкурсе скрипачей, председателем жюри которого был знаменитый педагог З. Брон. Карэну тогда было 10 лет, но он уже имел опыт сольных выступлений и смело вступил в соревнование с В. Репиным и М. Венгеровым. Прошли годы... За это время Карэн получил отличное образование в Московской государственной консерватории имени
П. Чайковского в классе профессора В. Третьякова, учился в аспирантуре у профессора М. Глезаровой. Стал лауреатом международных конкурсов, работал в оркестре «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова. С 2006 года звук его скрипки украшает трио имени А.Хачатуряна. География гастролей Карэна очень обширна. Музыкант даёт ежегодно более 80 концертов во многих городах России и за рубежом. Репертуарный список скрипача впечатляет и постоянно пополняется новыми произведениями. Нам посчастливилось услышать в исполнении К. Шахгалдяна Концерт «Морские пейзажи» для скрипки с оркестром Алексея Шора.

Напомню нашим читателям о необычной судьбе композитора, который родился в 1970 году в Киеве, учился в Московском государственном университете имени М. Ломоносова, стал доктором математических наук, эмигрировал в США, а затем на Мальту. Долгое время преподавал точные науки, а музыку начал сочинять в 2012 году. Она быстро стала популярной и любимой исполнителями и слушателями. Сейчас А. Шор является представителем мальтийской романтической композиторской школы. Жизнь на берегу Средиземного моря вдохновила его на создание «Морских пейзажей». В произведении четыре части, каждая из которых передаёт внутреннее состояние человека, стоящего на берегу моря и созерцающего «Заброшенный маяк» в 1-й части, «Одинокий парус» - в 2-й, нависшие тучи и игру потемневших волн в 3-й части под названием «Надвигающийся шторм» и внезапно разразившийся ливень, когда солнечный день внезапно прерывается прозрачными стеклянными струями дождя со сверкающими алмазными льдинками, в 4-й части - «Летний град». Музыковеды отмечают в этом произведении влияние творчества русских композиторов П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и С. Прокофьева. Карэн Шахгалдян и дирижёр Юрий Михайленко тонко прочувствовали романтические эмоции композиции. Объёмное летящее звучание оркестра нежно окутывало солирующую скрипку.

Второй премьерой стало исполнение Концерта №2 для скрипки с оркестром Макса Бруха. Автор опер, симфоний, произведений для хора пополнил репертуар скрипачей тремя Концертами. Вдохновлённый знакомством со знаменитым испанским музыкантом Пабло Сарасате, композитор посвятил ему свой Второй Концерт, премьера которого состоялась в 1877 году в Лондоне. Публика тепло приняла новое произведение в исполнении П. Сарасате. Дирижировал оркестром
М. Брух. Политические события того времени внесли коррективы в создание опуса. Композитор нарушил классическое построение жанра и вместо традиционно быстрой первой части пишет траурную музыку. На фоне похоронного марша в оркестре звучит печальная певучая тема скрипки, изображающая страдание женщины, оплакивающей смерть любимого на поле боя. Это крик души, огромный эмоциональный всплеск, который был убедительно передан солистом, дирижёром и оркестром. Речитатив-размышление во второй части плавно переходит в Allegro moderato, а затем в быстрый финал, написанный в форме блестящего рондо с вкраплением фольклорного мелоса. Вдохновенная игра солиста Карэна Шахгалдяна нашла отклик у дирижёра Юрия Михайленко и оркестра, которые продемонстрировали чуткий бережный аккомпанемент.

Третьей премьерой стало исполнение виртуозного произведения «Танцы из Галанты» для симфонического оркестра классика венгерской романтической школы Золтана Кодая. В конце ХIХ века маленький уютный венгерский городок Галанта (сейчас он расположен на территории Словакии), где прошли юные годы композитора, был наполнен звуками народных песен и танцев венгров и цыган. Композитор собирал музыкальное наследие этих народов, путешествуя по сёлам и провинциям Венгрии, и стал создателем своего стиля на основе крестьянского фольклора. «Исповедь венгерской души с безграничной верой в творческую силу народа и его будущее» - так охарактеризовал композитор Б. Барток творчество своего друга. Детские музыкальные впечатления вдохновили Золтана на создание цикла «Танцы из Галанты». Это очень сложное в техническом отношении произведение, где партия каждого инструмента написана, как для солиста. Сразу хочу отметить, что оркестр блестяще справился с очень сложной партитурой и в очередной раз показал огромный потенциал своих возможностей. Дирижёр Ю. Михайленко проявил большое доверие коллективу, решив включить «Танцы из Галанты» в репертуар оркестра. Великолепно звучал кларнет Сергея Мнацаканяна, достойно справились с партиями валторнист Сергей Козлов, флейтисты Марина Виташ и Юлия Колесникова. Красиво звучала группа виолончелей (концертмейстер Светлана Полянская) и на должной высоте была вся струнная группа (первая скрипка оркестра Анжелика Туницкая). Очень хочется также отметить поддержку директора филармонии Л. Коневой и художественного руководителя С. Захарченко в осуществлении смелых идей главного дирижёра Ю. Михайленко. Успеху концерта содействовал интересный рассказ о жизни композиторов и истории создания произведений музыковеда Татьяны Диевой. Публика восторженно аплодировала и многократно вызывала на поклон исполнителей.

Будем жить в ожидании новых интересных премьер!

Татьяна ДАНИЕЛЯН,
заслуженный работник культуры России,
член Союза журналистов России.

Фото Антона КОНЕВА.

симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии, главный дирижёр Юрий Михайленко, Ставропольская государственная филармония

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление