Ставропольские МФЦ одними из первых перешли на отечественное программное обеспечение

Олег Чесноков

Что такое МФЦ? В настоящее время на этот вопрос способен правильно ответить практически каждый житель России. Расшифровка этой аббревиатуры выглядит просто и понятно – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Открытие МФЦ на проспекте Кулакова.
Открытие МФЦ на проспекте Кулакова.

На сегодняшний момент такие центры открыты во всех регионах страны и осуществляют свою деятельность под фирменным наименованием «Мои документы». По сути, многофункциональный центр – это одно из сети учреждений, предоставляющих государственные и местные услуги по принципу «одного окна». Структура является своеобразным посредником между заявителем и органами, оказывающими различные сервисы. Это позволяет гражданину сохранить собственное время и избавить себя от нескольких визитов в разные места. Ставрополь стоял у истоков создания и развития многофункциональных центров в России. Первый МФЦ открылся в краевой столице ещё в 2012 году. Именно используя опыт работы его и других «пионеров» отрасли, шесть лет назад Министерство экономического развития Российской Федерации разработало используемый сейчас стандарт «Мои документы». Основная задача функционирования МФЦ в Ставрополе – оказание доступных и качественных услуг при взаимодействии гражданина и государства. При этом воспользоваться сервисом могут как физические лица, так и юридические. В МФЦ в краевом центре предусмотрена электронная очередь, позволяющая ещё больше сэкономить время гражданам. Записаться туда можно несколькими вариантами – взяв заранее талон в автомате любого из отделений, по телефону или в сети Интернет. Высокие стандарты обслуживания давно стали «фирменным знаком» ставропольских МФЦ. Именно об этом красноречиво свидетельствуют последние новости оттуда.

 

В МФЦ Ставрополя успешно внедрили программное обеспечение российского производства

Система многофункциональных центров краевой столицы работает четко, слаженно и оперативно. Для повышения уровня доступности получения государственных и муниципальных услуг в декабре 2019 года в Ставрополе открылся пятый офис МФЦ. Именно при его техническом оснащении использовали оборудование и программное обеспечение российского производства ОС Astra Linux Special Edition. Таким образом, МКУ «МФЦ в городе Ставрополе» стал одним из первых муниципальных учреждений в крае, выполнивших распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 года № 1588-р в части перехода с иностранного офисного программного обеспечения на отечественное.

 

Основная цель – надежность

Что послужило причиной нововведений? Компьютерная техника 2009 года выпуска не справляется со своими задачами, что приводит к постоянным сбоям и нестабильному функционированию. Логично, что подобная ситуация снижает качество предоставляемых услуг.

– Поэтому было решено полностью пересмотреть всю существующую архитектуру и применяемые подходы, особенно в отношении информационной инфраструктуры как основного элемента работы МФЦ, – подчеркивает директор муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе» Александр Толубаев. – Был разработан план мероприятий для формирования комфортной и безопасной среды. Это удобно и для пользователей, и для сопровождающего систему персонала.

Параллельно запустили несколько процессов. В частности, развернули тестовые стенды для поиска альтернативной операционной системы. Она сможет продлить жизнь устаревшего оборудования и будет взаимодействовать с другой имеющейся периферией. Кроме того, начали исследование всех рабочих процессов в организации и провели инвентаризацию имеющихся ресурсов. Также изучались ведущие методики, стандарты, подходы в сфере информационных технологий, управления, принятия решений, информационной безопасности, проводился мониторинг систем и практик построения ситуационных центров. Полученный в результате массив данных послужил основой для разработки алгоритма действий и его последующей реализации на практике.

 

Все требования учтены

При разработке новой информационной инфраструктуры МФЦ в Ставрополе нужно было учесть максимально возможное количество требований. Среди них – политика импортозамещения, экономическая эффективность, информационная безопасность, удобство работы пользователя, упрощение сопровождения и управления системой.

Тестировалось большое количество операционных систем. В результате была выбрана Astra Linux Special Edition. Это комплексное решение, позволяющее одновременно реализовывать политику импортозамещения и выполнять требования информационной безопасности. А также, что немаловажно, операционная система менее требовательна к аппаратной части. Все это позволило обойтись без дополнительной закупки технических средств, задействовав существующее оборудование.

 

Прогресс и экономия

При построении новой архитектуры информационной инфраструктуры было решено строить платформу конечных элементов системы пользовательского сегмента по гомогенному, то есть однородному принципу. Это позволило упорядочить процессы работы и стандартизировать рабочие места сотрудников.

Что получилось в результате? Сразу множество плюсов. Во-первых, требования к компетенции персонала, сопровождающего систему, снижаются. Во-вторых, сокращается количество сотрудников, задействованных в сопровождении системы. В-третьих, уменьшается затрачиваемый временной ресурс, требуемый для восстановления работоспособности рабочего места пользователя. В-четвертых, сокращаются финансовые издержки на аттестацию рабочих мест пользователей системы. В-пятых, в перспективе уменьшается объем работ, связанных с сопровождением рабочих мест пользователей.

Для большей наглядности можно привести следующий пример расчетов. В условной организации насчитывается порядка 200 рабочих мест, подлежащих аттестации. За счет внедрения новой архитектуры информационной инфраструктуры потребуется аттестовать только пять рабочих мест вместо 200. Аттестация одного рабочего места в среднем требует 20 тысяч рублей, причем без учета стоимости надстроечных средств защиты информации. В итоге «натекает» приличная сумма – 4 миллиона рублей. В нашем же случае необходимости в закупке надстроечных средств защиты информации нет, и процедуру аттестации требуется провести только для пяти рабочих мест за 100 тысяч рублей. Существенная экономия бюджетных средств налицо.

В случае ставропольского МФЦ был применен рефакторинг – изменение внутренней структуры программы, не затрагивающее ее внешнего поведения. Сами получатели услуг каких-либо изменений не заметили – весь внешний инструментарий остался прежним. При этом система стала работать более надежно и скорость выполнения операций возросла. Таким образом, в Ставрополе сделаны первые важные шаги к совершенствованию получения государственных и муниципальных услуг. Но останавливаться на достигнутых результатах в многофункциональных центрах краевой столицы не собираются.

 

Наша справка:

25 октября 2005 года в России был согласован график административной реформы на пять лет. Главной целью являлось повышение качества оказываемых государственными структурами услуг. Создание системы многофункциональных центров началось в 2007 году. За год было открыто 25 офисов в 16 субъектах Российской Федерации, а в 2011 году наличием МФЦ могли похвастаться уже 62 региона. На данный момент в стране функционирует более трех тысяч центров и более 10 тысяч офисов, комплексно предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

Информационно-справочная система сервиса многофункциональных центров в Ставрополе автоматизирована, что создает дополнительный комфорт. Для получения некоторых видов услуг (к сожалению, пока не всех) не требуется повторного посещения МФЦ. Достаточно оформить заявление и направить документы через Интернет.

Основными задачами функционирования МФЦ в Ставрополе являются повышение качества государственных услуг, уменьшение затрат на преодоление бюрократических процедур, а также улучшение взаимодействия органов исполнительной власти.

Система «одного окна» в МФЦ создана для удобства при оказании услуг, когда заявитель перестает быть курьером для доставки личных данных в различные ведомства или структуры. Достаточно принести в многофункциональный центр базовый комплект документов. Далее представитель центра перенаправит их в соответствующее ведомство, где над ними начнут работать. При этом от заявителя не потребуется каких-либо дополнительных согласований. В итоге гражданин получает результат в четко заявленные сроки.

Обратившись в МФЦ, можно: оформить национальный или заграничный паспорт, а также произвести замену прав на управление автотранспортом, встать на временную или постоянную регистрацию по адресу проживания, подать заявление на перепланировку, записать ребенка в детский сад, запросить выписки или справки, выяснить кадастровые или налоговые вопросы, заказать свидетельство о заключении или расторжении брака.

В соответствии с правилами организации деятельности вся работа происходит через автоматизированную информационную систему (АИС) МФЦ. Там имеется необходимая информация о каждой предоставляемой услуге, а также данные для упрощения работы сервиса. В результате автоматизированная система обеспечивает соблюдение сроков оказания услуги, безопасность хранения и обработки данных, оперативное взаимодействие с разными ответственными за оформление документов государственными организациями и получение сведений из внешних баз данных.

Готовящаяся к внедрению в будущем концепция «МФЦ 2.0» предполагает принципиально новые подходы к оказанию государственных услуг. Планируется, что многофункциональный центр совместит в себе функции очного взаимодействия с различными органами власти и поставщиками массовых социально значимых услуг, цифровых компетенций, защиту прав заявителей, а также станет унифицированной и стандартизированной системой.

Многофункциональные центры должны стать местом личного сервиса для граждан. Система предоставления государственных услуг в России вместе с корпорацией «Росатом» активно внедряет бережливые технологии. Совместно с органами власти разработаны пять проектов, которые позволяют технологично предоставлять услуги. Многие регионы их активно реализуют и показывают высокие результаты, в том числе Ставропольский край. Наш регион всегда стремился быть площадкой по апробации «пилотных» федеральных проектов по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

«Мои документы», МФЦ

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости