Стоит ли идти на три буквы?

Ольга Токмакова
В российском правительстве решили, что в ВТО идти стоит, и год назад подписали с Евросоюзом протокол о присоединении к Всемирной торговой организации. Гражданам России, а конкретно представителям малого и среднего бизнеса, теперь предлагают подумать, как, на их взгляд, надо адаптироваться к условиям ВТО. Ведь на нашу непростую социальную действительность обрушатся разные факторы международного значения, включая мировые стандарты и энерготарифы. Об этом думают сегодня и в Ставрополе.

Вступление в ВТО - пока только политическое решение. Глобализироваться будем не сегодня, и даже не завтра, хотя глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф предсказывал, что Россия присоединится к ВТО до 2006 года. Впереди длительные переговоры и оформление членства в ВТО. От того, на каких условиях Россия будет вступать в эту организацию, а также какие перемены в отношениях бизнеса и власти пройдут внутри страны, зависит, поднимется экономика нашей страны из "третьего мира" или польза от вступления будет примерно такой же, как эффект от реформ Гайдара и дефолта. Об этом шла речь на историческом – первом в крае - совещании на тему ВТО, которое прошло в Ставрополе.

В зале заседания администрации краевого центра собрались предприниматели, депутаты городской Думы, представители исполнительной власти города. Семинар "Присоединение к ВТО и интересы бизнеса" организовали Ставропольское региональное отделение общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", краевой комитет по лицензированию и государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Ведь интересы бизнеса затрагиваются, и очень серьезно, при этом ключевым моментом обсуждения стала конкурентоспособность.

Устроители семинара старались уйти от привычной формы докладов, когда одни долго и нудно говорят, а остальные пассивно слушают, и в ходе дискуссии определить конкретные предложения для МЭРТ РФ о том, как жить внутри ВТО. Тем более руководитель управления МЭРТ по Ставропольскому краю Ирина Вороненко была в президиуме и ждала этих предложений. На следующей неделе пройдет подобная конференция на уровне Южного федерального округа, где предполагается жесткая форма исследования вопроса. В Ростов-на-Дону приезжает главный "переговорщик" с ВТО – глава департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков.

Но и вступать в ВТО при нынешней ситуации в экономике жестоко, потому что только 5 процентов российских предприятий, в основном это крупный бизнес, готовы к великой торговле. Виктор Ерещенко, председатель совета директоров ставропольской компании "Мирком", задал резонный вопрос: "Готов ли сегодня наш город продать свою продукцию миру?". Положительный ответ вроде бы дал только глава "Энергомеры", компании, производящей в Ставрополе монокристаллы. Но искусственные сапфиры, которые широко используются в электронике и квантовых генераторах, большей частью идут на внешний рынок. Да и то, производителей монокристаллов смущает возможное снижение конкурентоспособности из-за повышения до мирового уровня внутренних цен на энергоносители.

Компания "Мирком", производящая конкурентоспособную на мировом рынке продукцию – компьютеры и прочие виды интеллектуальной электроники для автомобилей, вплоть до выхода в Интернет и навигации с помощью спутниковой системы GPS, также имеет вопросы. Они опять же упираются в риски для конкуренто-способности. В России не спешат на очень льготных условиях инвестировать инновационное производство. Найти средства на дальнейшее развитие можно только на общих и "драконовских" условиях в банках. В то же время в развитых странах, которые после вступления России в ВТО беспрепятственно придут на наш рынок со своими товарами, любая уважающая себя крупная корпорация фактически содержит инжиниринговые фирмы и вкладывает в "хай-тэк" миллиарды у.е. Высказывались опасения, что после вступления в ВТО наши предприятия станут неконкуренто-способными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а Россия превратится в сырьевой придаток и место для утилизации отходов.

На один из вопросов сразу ответил директор некоммерческого партнерства "Управленческий консалтинг" Борис Жогин. Он сказал, что слишком много мифов и страшилок рассказывают про ВТО. Тарифы не будут приводиться к мировому уровню. По крайней мере, ни в одном из документов ВТО это не прописано. Кроме того, международная организация считает это внутренним делом каждой страны. На его взгляд проблема в другой плоскости. С ВТО может случиться как в анекдоте, когда квартирного комфорта добивались тем, что в нехорошую квартиру поселили козу, а затем от нее избавились и стали счастливы. Надо, прежде всего, решить внутренние проблемы нашего государства, где взяткоемкость за последние 4 года выросла в 10 раз. Какая уж тут конкурентоспособность, если в России - "дикий Запад", а у конкурентов – Запад настоящий, цивилизованный.

Чтобы получить от ВТО подъем экономики и желаемое увеличение ВВП, надо снизить административные барьеры для бизнеса, облегчить доступ предпринимателей к инвестиционным средствам, научить бизнесменов правилам игры. Только тогда они справятся с уровнем конкуренции, который неизбежен после вступления в ВТО. И это как раз те вопросы и предложения, которые на своей еще не законченной и непрерывной конференции, состоящей из целого ряда семинаров и "круглых столов" с мая нынешнего года, формулирует Ставропольское региональное отделение "Опоры". Пока же мы во взаимоотношении бизнеса и власти имеем только проблемы. На упомянутом совещании в Ставрополе председатель краевого комитета по лицензированию и руководитель Ставропольской "Опоры" Сергей Харитонов рассказал о том, что президент Российской "Опоры" Сергей Борисов недавно сообщил президенту страны Владимиру Путину, что в России появился новый термин - "коммерческий пролетариат". Это представители малого и среднего бизнеса, задавленные тяжелой неволей в виде "чиновничьей ренты" и косвенных налогов.

Одним словом, критерии готовности Ставропольского края к вступлению к ВТО, которые хотят немедленно услышать в российском МЭРТ, пока не сформулированы. После аналогичного "круглого стола" на Кавминводах и краевого совещания в ставропольском ЦНТИ критерии готовности края будут обобщаться и обсуждаться 2 августа в Ростове-на-Дону. Среди предполагаемых вопросов к МЭРТ такие: каким образом будет решаться проблема стандартов, которые с вступлением в ВТО будут приведены к мировым?; как снизить срок оформления всех необходимых для ведения бизнеса документов?; как получить льготы по таможенным пошлинам?

И уже сейчас есть интересные для МЭРТ точки зрения, прозвучавшие на совещании в Ставрополе:

Генеральный директор некоммерческого партнерства "Северо-Кавказская универсальная биржа" Сергей Березуцкий об отсутствии в нашем регионе да и в России системы конкурсных закупок на электронном рынке: "ВТО уже давно в России. Китай, Германия, Турция, Польша – все здесь, и вы с ними конкурируете. Плохо, что все это происходит на нашем поле, где отсутствуют правила игры. Нельзя конкурировать, не зная этих правил и технологии продвижения инвестиционных ресурсов. Общий язык государство и бизнес так и не нашли. Я надеялся услышать вопросы о формировании торгового производства в связи с вступлением в ВТО".

Генеральный директор ООО "Сервис-Центр-Системы", заместитель председателя регионального отделения "Опоры России" Александр Паршин: "Бояться надо не вступления в ВТО, а правовой безграмотности. Пока мы не знаем правил игры на мировом рынке. У нас, к сожалению, нет государственного регулирования рынка рабочей силы, включая предпринимателей. Надо финансировать государственные программы обучения специальностям, которые в данный момент востребованы на рынке. Прямо сейчас стоит учить людей правовым азам бизнеса, и было бы хорошо, если бы именно Ставрополь первым в стране провел глобальный правовой "ликбез" для предпринимателей".

Председатель краевого комитета по лицензированию и регионального отделения "Опоры России" Сергей Харитонов: "Деньги в российских банках есть. Тем не менее малый и средний бизнес может рассчитывать только на микрокредитование под "бешеные" проценты. Но мы имеем огромные неиспользуемые возможности, которые по силам бизнесу и власти на местном уровне. И не надо далеко ходить, достаточно познакомиться с опытом Москвы и Санкт-Петербурга в плане кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Ассоциациям предпринимателей гораздо проще найти взаимопонимание с властью. Кроме того, нужна система государственного мониторинга. Власть должна знать о том, что происходит на самом деле, то есть реальные характеристики состояния экономики, немедленно реагировать на обнаруженные "проколы" изменениями законодательства, и следить за его исполнением"

Наша справка

Наша справка

Что такое ВТО?

Всемирная торговая организация (World Trade Organization (WTO)) - глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран - участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. С 1995 года ВТО является преемником ГАТТ (GATT – генеральное соглашение о тарифах и торговле).

Внутри ВТО:

Председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев: "Если Россия вступит в ВТО прямо сейчас, то 40 процентов свердловских предприятий будут жить и выживать в жесткой конкурентной среде, 30 процентов будут долго умирать, а еще 30 процентов станут абсолютно неконкурентоспособны"

Донецкий губернатор Вадим Чупрун: "В ВТО таких не пропускают. Сегодня только 10 процентов товаров у нас сертифицированы по стандарту ISO 9000(серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира). О каком внешнем рынке можно говорить?"

"Плюсы" и "минусы"

Председатель Госдумы по международным делам Константин Косачев на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС сказал, что плюсы перевесят минусы. Главное, отстоять свои позиции в переговорах с ВТО.

Плюсы: противодействие бюрократии; возможности для создания цивилизованного рынка; расширение инвестиций; развитие высокотехнологичных производств.

Минусы: демонтаж тарифной системы; уменьшение государственного регулирования цен на энергоносители; низкий уровень сертификации по международным стандартам львиной доли российских товаров. А в итоге потеря конкурентных преимуществ.



Последние новости

Все новости

Объявление