Столетие российского джаза отмечают во всех регионах страны

Ольга Метёлкина

Одним из центральных событий культурной жизни нашей страны в этом году можно по праву считать 100-летие российского джаза.

Джазовый тромбонист, композитор, аранжировщик, дирижер и педагог Павел Овчинников
Джазовый тромбонист, композитор, аранжировщик, дирижер и педагог Павел Овчинников

Джазовая музыка в России с самого начала нашла как достойных талантливых исполнителей, так и преданных слушателей и ценителей. Сегодня гость «Вечерки» – наш земляк, джазовый тромбонист, композитор, аранжировщик, дирижер и педагог Павел Овчинников. Он является первым заместителем директора Московской академии джаза, доцентом Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина и художественным руководителем Международного конкурса «Детский триумф джаза».

 

Ставропольская публика знакома с творчеством известного джазмена благодаря его выступлениям на концертных площадках края. Несколько раз Павел Леонидович приезжал на Ставрополье с концертами как солист Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана и как художественный руководитель джазового квинтета. Участвовал в популярном в крае фестивале «Джаз собирает друзей».

Павел Овчинников горячо откликается на культурные проекты, проходящие на Ставрополье. Неслучайно он одним из первых поддержал конкурс на создание гимна Ставропольского края и призвал земляков к участию в этом творческом проекте.

В каждый свой приезд на малую родину Павел Леонидович старается найти время и возможность для встреч со студентами и преподавателями краевого колледжа искусств, выпускником которого является и сам. В 2017 году после выступления в Ставропольской государственной филармонии он провел мастер-класс в Ставропольском краевом колледже искусств, на встрече со студентами и педагогами рассказал о специфике обучения в Академии джаза.

С теплотой и благодарностью в адрес министерства культуры Ставропольского края Павел Овчинников вспоминает Международный фестиваль «Триумф джаза. Ставрополье», который проходил в Железноводске и Буденновске в 2019 году. «Считаю, что это был блестящий фестиваль с участием прекрасных артистов, – говорит Павел Леонидович. – Интерес публики был очень большой, столько радости – настоящий праздник джаза. Очень хотелось бы повторить его».

 

– Павел Леонидович, как проходит год 100-летия российского джаза? Какие крупные музыкальные события уже случились и что еще впереди?

– Юбилейный год российского джаза начался практически одновременно с календарным. Традиционно каждую весну в Москве проходит Международный фестиваль «Триумф джаза», один из старейших и важнейших российских джазовых фестивалей мирового уровня, созданный Игорем Бутманом. В этом году он проходил в 22-й раз. В разные годы в нем принимали участие многие джазовые исполнители мировой величины. К сожалению, в этом году после начала военной операции зарубежные гости не приехали. Мы наполнили программы фестивальных концертов выступлениями прекрасных исполнителей, хорошо известных в нашей стране.

Игорь Бутман и Павел Овчинников на Московском джазовом фестивале
Игорь Бутман и Павел Овчинников на Московском джазовом фестивале

– Вы являетесь художественным руководителем фестиваля-конкурса «Детский триумф джаза», которой состоялся в рамках «взрослого» фестиваля. Он тоже проходил под знаком юбилейного года?

– Да, наш детский фестиваль-конкурс, который в этом году состоялся в восьмой раз, проходил под эгидой 100-летия российского джаза. Его участникам от 7 до 17 лет. В основном это воспитанники детских школ искусств из различных регионов страны. Каждый год поступает более 300 заявок как от солистов, так и от коллективов.

– Какой репертуар обычно исполняют дети? Что влияет на их музыкальный вкус?

– Как правило, многое зависит от педагогов, они могут помочь в выборе, дать полезный совет. В Москве, к примеру, есть музыкальный театр «Домисолька». В нашей стране его хорошо знают. Так вот, «Домисолька» очень удачно использует в своем репертуаре музыку из мультфильмов, из детских кинофильмов прошлых лет. В современных джазовых аранжировках, обработках это очень интересно звучит.

– Должно быть, большинство участников «Детского триумфа джаза» – это юные музыканты из Москвы и Питера?

– В нашей стране очень много талантливых детей. Для меня всегда большим сюрпризом является то, что в регионах, даже не в областных или краевых центрах, а в отдаленных сельских поселениях, развивается детское джазовое творчество, есть очень хорошие талантливые дети-солисты и целые джазовые оркестры. Я часто привожу в пример коллектив из села Кубанка в Оренбургской области. В маленьком населенном пункте на границе с Казахстаном есть настоящий детский джазовый оркестр. Был забавный случай, когда ребята приехали в Москву на конкурс, я объявляю их выступление на сцене: «Представляете, в селе, где живут эти музыканты, всего две улицы». И слышу за спиной обиженные голоса: «Не две, а семь». Эти ребята стали победителями нашего фестиваля-конкурса накануне пандемийного карантина весной 2020 года.

– Вы даже на пике коронавирусных ограничений не отменили «Детский триумф джаза». Как он проходил?

– В 2021 году члены жюри отбирали победителей на основании видеопрослушиваний, а концерт победителей фестиваля-конкурса мы проводили в онлайн-формате: в пустом зале, без зрителей. Концерт транслировался в прямом эфире на портале «Культура.рф». За сутки эта запись набрала полмиллиона просмотров. Это говорит о большом интересе к детскому творчеству, особенно джазовому.

В этом году мы провели заочное прослушивание, а гала-концерт уже в очном формате: победители и обладатели Гран-при выступили перед публикой в Москве. Думаю, что со следующего года мы вернемся к привычной форме: прослушивания будут проходить очно. Видеозапись не может заменить живого выступления.

– Летний сезон событий юбилейного года открыл большой джазовый фестиваль. Как непосредственный его участник, расскажите, что это было?

– С 12 по 19 июня в Москве проходил Первый Московский международный джазовый фестиваль, крупнейший за всю историю российского джаза. Впервые на протяжении недели на семи городских площадках, пять из которых были свободными для посещения, выступали известные артисты из России и зарубежных стран.

Торжественное открытие проходило в концертном зале «Зарядье». Там выступали Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана и камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. А на закрытии сюрпризом для публики стала программа, в которой оркестр Игоря Бутмана впервые выступил с выдающимся оперным певцом Ильдаром Абдразаковым.

Концерты, которые проходили в том числе на ВДНХ возле фонтана «Дружба народов», в парке и концертном зале «Зарядье», парке «Музеон», саду «Эрмитаж», посетили более 250 тысяч зрителей.

– Павел Леонидович, расскажите о Первом Всероссийском конкурсе джазовых коллективов, проходившем в рамках фестиваля. Мы знаем, что в нем принимали участие и ставропольцы.

– Конкурс проводился Фондом поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана при поддержке Фонда Президентских грантов. Я был в экспертном совете и занимался отбором конкурсантов. В конкурсе не присуждались места. Если музыканты проходили отборочный тур, они получали право участвовать в фестивале. Организаторы оплачивали проезд, проживание в гостинице, и еще ребята получили небольшой гонорар. Я считаю, это мощный стимул для молодых музыкантов. Они имели возможность пообщаться друг с другом, посмотреть, к чему может привести их увлечение джазовой музыкой, узнали, что есть такие большие форумы, в которых можно участвовать.

С удовольствием хочу отметить, что одним из победителей стал джазовый оркестр Ставропольского колледжа искусств. Ребята выступали на ВДНХ, я был на их концерте. Следует отметить, что профессиональный уровень подготовки ставропольских музыкантов неплохой. У них молодой энергичный руководитель Сергей Антонец – прекрасный музыкант, пианист. Я удивился, когда услышал, как профессионально он еще и песню исполнил.

– Мы знаем, что российские джазмены всегда много и успешно гастролировали. В частности, Московский джаз-оркестр Игоря Бутмана, в котором вы работаете, знает весь мир. В связи с санкционными ограничениями музыканты стали совсем не выездными?

– Нет, к счастью, не совсем. В этом году мы ездили с Московским джаз-оркестром в Анталью на Akra Jazz Festival. Были на этом фестивале в третий раз. Прием прекрасный. В Турции огромный интерес к нашему оркестру, к российскому джазу.

Также мы участвовали в Ташкентском джаз-фестивале. Прием был тоже очень хороший, прекрасные отзывы, много слушателей. В Ташкенте и в советское время проходили джазовые фестивали. Отрадно осознавать, что традиции сохранились, публика с удовольствием принимает российских музыкантов.

– Наверное, главное событие юбилейного года состоится 1 октября? В этот день 100 лет назад в здании ГИТИСа прошел первый концерт джазовой музыки в России, поэтому он отмечается как день российского джаза.

– Действительно, 1 октября во многих городах страны пройдут концерты джазовой музыки. В Москве в этот день состоится гала-концерт на исторической сцене Большого театра. Почему именно там? Вы, наверное, помните, что в легендарном фильме «Веселые ребята», в котором снимался один из основоположников российского джаза Леонид Утесов, у главного героя была мечта – выступить со своим джаз-бэндом в Большом театре. Мы, можно сказать, претворяем в жизнь его мечту. Это будет большой концерт с участием наших легендарных джазменов: Давида Голощекина, Алексея Козлова, Алексея Кузнецова, оркестра Лундстрема и, конечно же, Московского джазового оркестра Игоря Бутмана.

Кроме того, запланировано выступление всероссийского молодежного джазового оркестра, которым я руковожу. Это своего рода молодежная сборная по джазу. Оркестр был создан в прошлом году в рамках образовательной смены арт-школы «Таврида» в Крыму. В этом году 25 июля готовимся запустить уже третью джазовую смену на «Тавриде».

– Что нужно, чтобы попасть в молодежный оркестр?

– Во-первых, надо сначала попасть на «Тавриду». Информацию мы рассылаем заблаговременно, продолжительное время идет прием заявок. В прошлые два года мы набирали солистов, в этом – камерные ансамбли и оркестры. Пришло почти 400 заявок. В рамках этого заезда мы смотрим, кто на что способен, отбираем ребят и потом формируем всероссийский джазовый оркестр. В прошлом году только что созданный коллектив «по горячим следам» выступил в сентябре на Сочинском джаз-фестивале.

Честно говоря, я надеялся, что будет много заявок от ставропольских молодых музыкантов и вообще с Юга России. Ростов-на-Дону нам традиционно поставляет большое количество талантов. А что касается Ставрополья и Краснодарского края, то хотелось, чтобы молодые музыканты были поактивнее.

Вся наша деятельность направлена на то, чтобы в большую джазовую семью смелее интегрировались талантливые музыканты из разных регионов. В таких проектах идет обмен опытом, нарабатываются связи на будущее, нередко создаются новые ансамбли, где один участник, например из Новосибирска, другой из Санкт-Петербурга, третий из Ростова-на-Дону, еще один из Екатеринбурга и так далее. Для молодежи это очень полезно.

Поэтому призываю проявлять больше активности. Тем более что мы создаем все условия: скажем, оплачивается проезд на «Тавриду», проживание, питание. В программе – мастер-классы лучших российских педагогов. В этом году будут знаменитый питерский пианист и композитор Андрей Кондаков, участники LRK-трио – пианист и композитор Евгений Лебедев и басист Антон Ревнюк, которые преподают в Академии джаза. Нам есть что рассказать, показать ребятам.

С гостем «Вечерки» общалась Ольга МЕТЕЛКИНА.

Фото из личного архива Павла Овчинникова.

Павел Овчинников, российский джаз, «Детский триумф джаза», джазовый оркестр Ставропольского колледжа искусств, джаз

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости