Светлана Иванова: «Наука должна соответствовать общественным запросам»

Лариса Ракитянская

Высшее образование: «диагноз времени»

(В июне исполняется 20 лет с момента создания кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института СКФУ)

В далекие теперь уже 60​-70-​е годы прошлого века началось формирование научного направления «Этнические проблемы современности». В нашем крае (да, пожалуй, и во всей стране) оно было и остается связанным с именем профессора Анатолия Васильевича Авксентьева, а затем — с именем профессора Виктора Анатольевича Авксеньева.

В советские годы ученые формировали интернациональное мировоззрение. После распада СССР потребовалось понимание причин этнических конфликтов и поиск способов их разрешения. Уже тогда ученые Ставрополья одними из первых в России поставили перед собой задачу формирования этнокультурной компетенции студентов, которые за годы учебы в вузе должны были получить «этнологический минимум» знаний о народах, живущих на юге России, о процессах, которые здесь происходят, о проблемах, конфликтах и возможностях их урегулирования. Тогда же появился один из первых в России курс «Этнические проблемы современности».

Круг исследователей расширялся, но и сегодня кафедра по-прежнему держит руку на пульсе общественных процессов. Об этом журналист «Вечерки» и беседует с заведующей кафедрой социальной философии и этнологии гуманитарного института СКФУ, доктором философских наук, профессором, почетным профессором СКФУ, почётным работником высшего профессионального образования РФ Светланой Юрьевной Ивановой.

Жить в эпоху перемен...

- Светлана Юрьевна, кафедра была создана в июне 1997 года. Это были трудные для России годы. Но кажется, что сейчас труднее. Тогда шло становление научных направлений, создавались научные школы, лаборатории. За 20 лет произошли структурные изменения и в самом вузе. Как они повлияли на развитие кафедры? Что изменилось в содержании научной и учебной работы кафедры?

- Сам факт того, что кафедра просуществовала уже 20 лет в условиях серьезных изменений как в стране в целом, так и в нашем университете, – показатель востребованности той проблематики, которой мы занимаемся. Скажем, в последние годы особое внимание в университете уделяется проблемам формирования гражданской и цивилизационной идентичности, социокультурной интеграции и адаптации мигрантов, вопросам изучения и профилактики террористических и экстремистских угроз. Все это - «наши» темы, годами развиваемые в рамках научной школы «Этнические проблемы современности». Основные результаты исследований внедряются потом и в учебный процесс. Кафедра получила за последние годы несколько президентских грантов. Если судить только по их тематике, можно убедиться: ученые не отстают от общественных трендов: вот грант Президента РФ «Ценностно-идеологические аспекты конфликтов и напряжений на Северном Кавказе» (руководитель доктор философских наук, доцент Б. В. Аксюмов). Или грант Президента «Социокультурная интеграция как способ снижения

этнической напряженности на Северном Кавказе» (руководитель доктор философских наук, доцент М. Е. Попов). Еще один грант Президента РФ «Особенности формирования российской цивилизационной идентичности в Северо-Кавказском регионе» (руководитель кандидат философских наук Л. Н. Вшивцева). Очевидно, что темы исследований находятся на острие общественной и научной мысли. Кроме того, за последние годы подготовлено более 21 научных конференций всероссийского, международного и регионального уровня, выпущено 22 монографии. Так что творческий и научный потенциал кафедры сегодня на высоте!

- Жизнь, конечно, вносит коррективы в работу ученых: изменяются и предметы наших исследований. Наука должна соответствовать общественному настроению, запросам и угрозам, - продолжает Светлана Юрьевна. - К примеру, в структуру нашей кафедры было добавлено новое направление «Теология. Государственно-конфессиональные отношения». Теперь мы ведем исследования и в этом направлении, подготовку бакалавров и магистров. Кафедра – это открытая система. Меняется жизнь, развиваемся и мы, но неизменными остаются интерес к науке, стремление передать свои знания студентам.

Ученые создают имидж общества

- Сфера ваших научных интересов —философия культуры, этнология, конфликтология, идеологические процессы, формирование российской идентичности и патриотизма и ряд других. Можно ли утверждать, что именно эти направления сейчас «лепят» образ современного российского общества?

- Безусловно! Буквально на днях Президент РФ в очередной раз обратил внимание на то, что без воспитания чувства патриотизма в сердцах новых поколений России не выжить. Со своей стороны мы делаем все для того, чтобы способствовать формированию позитивной идентичности у студентов нашего университета. И здесь наши научные наработки очень помогают! Да и интерес к этим темам в молодежной среде за последнее десятилетие существенно вырос: их стала интересовать история семьи, города, названия улиц, имена героев. Такое личное прочтение прошлого создает прочную основу для гражданской идентичности молодых людей.

- Такие понятия, как патриотизм, социальное согласие, гуманитарная безопасность, уроки истории и вызовы современности наиболее актуально звучат сегодня в информационном пространстве всей России. Что бы вы выделили как главное для нашего региона, города?

- Все имеет важное значение, трудно выделить что-то одно. О значении патриотизма мы уже говорили. Социальное согласие необходимо для нашей многонациональной страны и в том числе - для нашего полиэтничного региона. Если будет социальное согласие, единство на основе общих идеалов, смыслов и целей, понимания общего будущего, тогда легче будет достичь гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, меньше будет конфликтов на этой основе, меньше давления на отдельного человека с разных сторон. А это и есть сегодня гуманитарная безопасность.

Новый студент пришел!

- Светлана Юрьевна, если попытаться сравнить студента образца 1997 года и сегодняшнего, что получится?

- Сложно сравнивать - слишком разные условия учебы тогда и сейчас! Сегодня ответы на все вопросы можно найти в Интернете, можно все работы выполнять в электронной форме, а тогда преобладала еще письменная культура: студенты чаще ходили в библиотеки, больше читали. Может быть, кстати, именно поэтому общая эрудиция студентов теперь качественно иная: на смену системным знаниям пришли фрагментарные. Но это естественно для поколения информационной эпохи. Главное, чтобы у студенчества сохранялся интерес к получению знаний, чтобы они могли творчески относиться к делу.

А интерес этот есть, как вы считаете?

- Для думающего человека формы получения информации не имеют принципиального значения.

 

студенты, социальная философия

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление