Свой среди своих

Василий Скакун

Каждый человек, живущий на свете, знает свой день рождения, и сколько бы нам ни «стукнуло», тем не менее мы как-то по-особому ощущаем этот день, связанный с неким подъемом духа, некой радостью надежды, что подобных праздников впереди еще много.

И как здорово, что восстановлен для нас, горожан, этот общий праздник – День рождения города. Присмотритесь и задумайтесь, ведь не зря все последние дни перед нынешними торжествами Природа настойчиво омывала дождями наш город от грязи, и даже не от той, которая оседает на дорогах, а от той, которую мы с вами периодически выбрасываем из себя, сердясь, завидуя, злясь – она, эта энергия агрессии, никуда не девается, и, понимая это, Природа теплыми осенними дождями подчищает энергетику города к его Дню рождения.

Каждый из нас когда-то впервые ощутил себя гражданином своей малой родины. Я, рожденный в селе Петровском (ныне — г. Светлоград), помню, как в первый раз попал в Ставрополь в начале пятидесятых, приехав на поезде (и тоже впервые) с мамой. Мы на несколько дней остановились в гостинице «Эльбрус». Я, семи-восьмилетний пацан, впервые увидев асфальт (который только что положили во дворе гостиницы), был изумлен от той роли, которую он выполняет в жизни людей: защищает их от грязи. У нас в селе его, конечно, никто не видывал. Я нашел камень и каким-то образом отколол кусок асфальта и увез его домой в село как некий сувенир, а быть может, как некий залог на последующее возвращение в Ставрополь уже на всю жизнь.

Моя жизнь спортсмена и тренера была связана с многочисленными командировками в различные города как внутри страны, так и с периодическими выездами за рубеж на официальные старты чемпионатов мира, Европы, совместных сборов и т.д. И какими бы красивыми ни были старинные города Европы, история которых насчитывает тысячелетия, уже через пару недель сердце надрывно начинает напоминать о доме, о малой родине. И хотя были возможности оставаться и работать в этих красивейших местах мира по нескольку месяцев или даже постоянно, я ни разу не выдерживал разлуки с отчим домом более месяца.

Из семи миллиардов людей, населяющих земной шар, как говорят ученые, невозможно найти двоих схожих по своему характеру – все люди Земли абсолютно разные, абсолютно самобытные. И точно так же сотни тысяч городов, в которых мы все проживаем, абсолютно разные. И это различие, как правило, не только и не столько в особенностях современной архитектуры или местности, на которой расположен город, оно обусловлено людьми, населяющими его. Это они каким-то непостижимым образом вносят свой личный колорит в ритм городской жизни уровнем взаимоотношения между его жителями, и, конечно, каждый из городов пропитан энергетикой своей истории. Как картины несут в себе энергию живописца сотни и сотни лет, так и в городах непременно остается дух предков, возводивших его крепостные стены.

У нашего города достойнейшее прошлое, можно без натяжки сказать, легендарное. От имен выдающихся людей, посещавших Ставрополь, чувствуешь себя причастным к гениальным творениям Пушкина и Льва Толстого, Лермонтова и Суворова, декабристов и царей Отечества.

Что отличает один город областного статуса от другого? Рядом с нами Краснодар – всего-то триста километров, но там совсем иной ритм жизни: в нем больше суеты, этакой специфики, подверженной коммерции всего и вся. И вроде центр ухожен, и памятник Екатерине II восстановлен, но разве их Красную улицу или центральную площадь можно сравнить с нашим Ермоловским бульваром, с величием Крепостной горы, с ненавоевавшимся солдатом-великаном времен Гражданской войны, со сквером, окружающим драмтеатр. И хотя и в Краснодаре, и в Ростове жителей почти вдвое больше, чем у нас, и эти города уже огромны как мегаполисы, но старобытного уюта там уже не ощущаешь.

Приезжаешь в Тольятти (прежде — Ставрополь на Волге), и неухоженность городских скверов и площадей – первое, что бросается в глаза, ведь всегда взгляду хочется зацепиться за что-то необычное, высококачественное, выражаемое не в количестве этажей жилых домов, похожих друг на друга как близнецы-братья, а то, что могло бы чемто подчеркнуть внутренний колорит его жизни. Единственное, что там, в Тольятти, достойно уважительного внимания (конечно, кроме Волги, Жигулевских гор и т.д.), так это памятник собаке, хозяин которой погиб на одной из улиц нового города в автоаварии. И преданная собака в течение многих лет не покидала этого места, бегая вдоль дороги в надежде на возвращение своего хозяина. Теперь на этом месте стоит этот необычный монумент.

Но особый контраст жизни, быта, архитектуры – это Ставрополь и Астрахань. Приезжаешь в Астрахань и как будто попадаешь в средневековье – тут тебе и восточный базар, и старые, покосившиеся деревянные дома, везде неухоженность и грязь, и сразу за свой город гордостью переполняется сердце. Да, у них красивый кремль с лобным местом, да, Волга-мать, но все не то, «все не так, ребята», как пел В. Высоцкий.

Не знаю, как вы, а я когда после долгого отсутствия попадаю в Первопрестольную, то первое, что ощущаю, здесь, в столице, это совсем иной образ жизни. Дело даже не в его бешеном ритме постоянно спешащего куда-то люда с напряженными лицами. Заходя в метро, видишь: опять попал не к своим – все озабоченно замкнуты в своей скорлупе: ни улыбок, ни доброго разговора – все подчеркнуто независимо обособлены. И сразу чувствуешь себя неприкаянным, чужим среди чужих. И понимая, что подобная атмосфера как бы энергетически мертва, так и хочется побыстрее выскочить из этого заколдованного круга безразличной «интеллигентности» и поскорее вернуться на свою родную периферию, где все свои, а главное, где ты свой среди своих.

«Иди спокойно среди шума и суеты, помня о том, какая благодать нисходит в тишине, двигайся легко, как это возможно, не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми и тогда узнаешь, что такое радость жизни». (Конфуций).

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление