Территория радости

Елена Павлова

К объявленному 160­-летию Ставропольской губернии, похоже, готовилась даже природа. Во всяком случае к Дню края она преподнесла в качестве подарка жителям и гостям Ставрополя теплый и яркий по­настоящему летний день. Праздник, который уже успел полюбиться ставропольцам, был многолюден как никогда.

Звезды и звездочки

Даже стадион, где состоялось официальное открытие Дня края, с трудом вмещал всех желающих. Действие уже началось, а зрители все прибывали и прибывали. С праздником их поздравляли губернатор Александр Черногоров, председатель Государственной думы Ставропольского края Андрей Уткин и почетные гости. Высоких гостей было немало. В праздновании 160­летия Ставропольской губернии приняли участие правительственные делегации всех соседних Северо­Кавказских республик и, по сути, тоже очень близкой нам (и не только территориально) Абхазии.

Президент Абхазии Сергей Багапш привез с собой лучший коллектив народного танца – Государственный ансамбль песни и пляски Абхазии, который очень органично вписался в летящий праздничный вихрь народных плясок: разудалой казачьей вольницы, страстной лезгинки, плавного сиртаки…

На Ставропольской аллее звезд в День края добавилось еще четыре звезды: ЗАО «Прасковейское» (Буденновский район), ООО «Ставрополен» (Буденновск), ОАО «Концерн «Энергомера» (Ставрополь) и ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Торжественная церемония открытия памятных звезд состоялась ровно в полдень на площади 225­летия Ставрополя.

Впрочем, звезд у нас на Ставрополье – целая россыпь. Очень многие, может быть, не столь заметны в обыденной жизни, не имеют регалий и наград, но они светят. И дарят свет и тепло людям. Достаточно было пройти через красивые резные ворота «Города мастеров», чтобы в этом убедиться… «Городом мастеров» в этот праздничный день стал проспект Октябрьской революции. Здесь можно было увидеть не только произведения декоративно­прикладного творчества, но и их авторов. Можно было наблюдать, как рождается чудо. Вот для маленького мальчика Степы общение с преподавателем Изобильненского центра внешкольной работы Еленой Гнесовой точно было чудом. Предмет, который преподает Елена Владимировна, называется тестопластикой. Так что все озорные фигурки, представленные в композиции и очень похожие на глиняные, выполнены из теста. Степан долго не решался прикоснуться к заготовке из теста. Но потом, когда улыбчивая тетя положила ему на ладошку мягкую тестовую лепешку, он решился: скатал маленькое туловище, круглую голову, вместе с мамой и тетей нарисовал будущей псине глазки и носик.

Смотри, Степ, собачка­то добрая получается!

Степка, и правда, смотрел во все глаза и, кажется, больше всего боялся испортить свое произведение. Мизинчиком выкатывая лапки и хвостик, он то замирал, то вздыхал. Зато когда «новорожденный» щенок обрел наконец последнюю, четвертую лапу, мальчик разулыбался так радостно, как будто ему долгожданный подарок сделали…

А рядом стояли пяльца, за которыми трудились девицы­мастерицы в русских сарафанах. Они вышивали крестиком, гладью и бисером – кто орнамент, кто цветы, кто картины. 13­летняя Алена Колесова вышивала, например, пейзаж – совершенно не похожий на местный, ставропольский: лесную опушку с тонкоствольными березками и разлапистыми елями.

Правда, руководитель кружка с ласковым названием «Забавушка» Раздвяненского Дворца культуры Галина Петровна Ломакина не согласна с тем, что расшитая гладью картинка Алены – не ставропольская:

­ Раз березки и сосны живут в душах ставропольцев, значит, они тоже наши, ставропольские. Мы не можем от этого отказываться. Ведь у нашего края какая история! Откуда к нам только не приезжали! Вся Россия сошлась на Ставрополье! Я никогда не диктую девочкам, что они должны вышивать – все очень индивидуально. Выбор рисунка зависит от характера и настроения каждой из них. Алена, например, вчера только закончила вот этот портрет девушки, это ведь лицевое шитье, очень тонкая работа – раньше так вышивали в монастырях. Сейчас традиции лицевого шитья во многих областях России почти утрачены. А нельзя, чтобы они исчезли… Ведь народные ремесла – это живая история, а значит – живая Россия.

Девчонки, склонившись над пяльцами, сосредоточенно «колдовали» с иголками и нитками. Под их руками цветы на белом полотне начинали играть новыми красками, а зеленые ели, казалось, больше пушили свои мохнатые ветви.

Ну разве эти девочки в расшитых собственными руками сорочках и русских сарафанах – не звездочки?..

День мира

А в парке Центральном пело и плясало народное подворье. Здесь проходил краевой фестиваль «Живи, Ставрополье, в мире и дружбе». Все национально­культурные общества, города и районы подготовили к Дню края выставки, концертные программы и традиционные национальные угощения. Центральная аллея парка превратилась в улицу добрососедства, где каждый прохожий – желанный гость в любом доме, где его и встретят, и на вопрос ответят, и за стол усадят.

Например, председатель молодежной общины Буденновска Союза армян России Лусине Чанкаева с удовольствием рассказывала мне про традиции армянской свадьбы, которая может играться очень по­разному – все зависит от местности, где проходит. Ереванская свадьба, например, очень отличается от карабахской. Показывала игрушки, которые обязательно шили старшие дети в семье при рождении младшего. А кроме новой игрушки отдавали они маленькому брату или сестре и свои куклы, сшитые при их рождении. Так что самый младший член семейства на куклы был самый богатый. «Одним из самых уважаемых в любом армянском селе, ­ говорит Лусине, ­ было семейство учителя. Где он живет, мог узнать даже приезжий, потому что на двери учительского дома обязательно висел ковер с вытканным на нем алфавитом».

Ногайцы тоже украшали свои жилища коврами. Правда, ковроткачество у них распространено не было. Ковры делали из войлока, расшивая национальным орнаментом, изображавшим, например, бараньи рога – своеобразная дань уважения животному, которое помогает обеспечить семье, что называется, «и кров, и дом». Еда из баранины, а на полу и на низких нарах вдоль стен юрты – овечьи шкуры для обогрева. Да и сама юрта делалась из кожи. Обо всем этом мне рассказал хозяин юрты, в которую я заглянула на огонек, Ахмат Кульниязов. Личность интересная – 22 года был главой администрации Новкуса, что в Нефтекумском районе, а после переизбрания стал актером – играет в Ногайском драматическом театре Терекли­Мектеба в Дагестане. А еще Ахмат Кульниязов – собиратель и хранитель ногайской старины. Многие народные инструменты, национальные костюмы, ковры ­, из тех, на фоне которых с удовольствием фотографировались гости праздника, ­ его личная коллекция. Да и сама юрта – тоже. Ее хозяин делал по старым чертежам лет 20 назад – строить, говорит, долго, а чтобы собрать­разобрать 15 минут хватит. Так вот и возит ее на все выставки и фестивали. Многие страны мира, говорит, с этой юртой объездил…

Казаки из Зеленой Рощи Степновского района встречали дорогих гостей прямо возле плетня на открытом воздухе. Подчевали наливкой, пирогами да варениками и радовали песней. Песня была очень хорошая, только вот звучала она немного грустно. Оказывается, посвящают ее зеленорощинцы памяти первого своего атамана Николая Васильевича Кица. Много, очень много он для селян сделал. Но новым и молодым атаманом Юрием Брызгаловым они тоже очень довольны – надеются, с его энергией он казачество еще больше укрепит. Вот и на праздник во многом благодаря его деятельному участию смогли поехать. Два дня, говорят, не спали. Готовились.

Руководитель казачьего хора «Благовест» из Георгиевска Лариса Даниловна Дементьева представляла мне участниц коллектива, одновременно рассказывая о предметах старого сельского быта. Иначе просто невозможно – это не просто хор, это живой музей этнографии. У каждой артистки в сценическом костюме имеется что­то уникальное, старинное. Одна солистка выходит к публике в сарафане начала XIX века и лапоточках, которые еще старше, другая щеголяет в опорках, которые селяне после войны сами себе мастерили, третья и четвертая (сестры­близняшки) в домотканых юбках, которые ткала и шила их собственная прабабушка. А опорки на ногах у Марии Васильевны Марковой хоть и новые, но сшиты из сырой кожи, совсем как те, которые смастерила для нее бабушка в военное лихолетье. В таких, вспоминает Мария Васильевна, тогда у нас полсела ходило…

Когда «Благовест» представляет театрализованные картинки, на сцену выносятся и предметы старого быта. Их у коллектива на хорошую экспозицию наберется: есть ступка, которой лет 150, есть ее ровесник самовар, есть даже плуг. Все это артистам доверили на хранение жители Георгиевска – семейные реликвии таким образом не в чуланах пылятся, а людей радуют… Каждая вещь, каждый костюм новую жизнь обрели, а о старой жизни их хозяйки с удовольствием интересующимся рассказывают. Про то, например, как старый русский сарафан начала XIX века шила одна уральская крепостная крестьянка, которая, конечно, не знала тогда, что переживет эта вещица и ее, и само крепостное право, и нежданно свалившееся на семью богатство, когда бывший барин подарит семейству за былую службу землю, в которой потом окажется руда. Что сохранят внуки и правнуки этот сарафан и в голод после революции, когда вынуждены будут ехать с голодного Урала на хлебный Кавказ. Что ее прапрапра…внучка Вера Федоровна Хамаза отдаст этот сарафан хорошим женщинам, которые поют для молодых старые русские, казачьи и православные песни.

О каждом национальном подворье, о каждом коллективе рассказывать можно очень много. Пусть не обижаются те, кто не попал в повествование о празднике. Главное, что было в фестивале национальных культур, – это уважение и искренний интерес людей друг к другу, к культурным традициям другого народа, доброжелательность и гостеприимство. День края стал днем мира и добрососедства. Всегда бы так.

Изюминка

Для детворы, однако, главный праздник был в парке Победы. Кроме самых разных аттракционов, на которых с визгом крутились, летали и скакали самые юные жители и гости города, они могли еще получить удовольствие от участия в конкурсах и викторинах. А те, кто повзрослее – от концертов лучших коллективов Ставрополя и края.

Но изюминкой праздника на подведомственной ему территории председатель совета СПО «Ставропольские парки культуры и отдыха» Виктор Бондаренко считает выступление ансамбля народной музыки из Эквадора. Музыканты играют на старинных бамбуковых инструментах. Великолепно играют, потому непривычная, казалось бы, музыка так хорошо воспринимается слушателями. Виктор Григорьевич рассказал: «С этими ребятами в Москве познакомился – услышал и сразу их в Ставрополь пригласил. С тех пор они часто сюда приезжают. Любовь у эквадорских артистов с нашим городом получилась взаимная».

­ Для нас гастролей в России без Ставрополя нет, ­ говорят ребята. – Вот и сейчас мы специально ехали так, чтобы в День края для вас выступить. Всех жителей с праздником поздравить.

Поздравление удалось

Каждый горожанин нашел в празднике, наверное, свою изюминку. Лауреат «Евровидения» Дима Билан, выступавший вечером на Крепостной горе, для кого­то, безусловно, главное событие праздника. Или Наташа Королева… У каждого свой вкус. Кто­то ушел с молодежной программы парка Победы с путевками на море. Это если не событие, то как минимум радость…

Радости было много. Она не закончилась с последними залпами салюта. Не только россыпь фейерверка погасла в небе, но и мерцание далеких звезд было разрежено рассветом, а народные гулянья на улицах еще продолжались. До самого утра.

Фото

Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление