Троллейбусы на приколе

Лариса Ракитянская

Троллейбусы на приколе
С сегодняшнего дня, после 10 - 11 часов, в нашем городе прекращают работу троллейбусные маршруты № 8, 4 и 2 в связи с отключением ОАО «Горэлектросеть» электротяговых подстанций № 5 и № 11, которые обеспечивают питанием контактную сеть указанных маршрутов.
С 11 часов утра понедельника троллейбусы маршрутов № 2, 1, 7, 9, 4 по пр. К. Маркса уже не ходили, так как были отключены подстанции № 2 и 4. Ситуацию комментируют руководитель ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» Сергей Кобзарь и начальник энергослужбы Владимир Любчанский.

?- Сергей Павлович, почему это стало возможным?
?- Я вижу несколько причин. Первая: весь прошлый год наше предприятие работало в убыток, так как при себестоимости перевозки порядка 10 рублей мы возили пассажиров за 6, как установил край. Накопили убытки, которые не позволяли оплачивать нам электроэнергию в полном объеме.
Вторая причина - финансовый кризис. Он привел к снижению пассажиропотока, и наши доходы уменьшились на 20 процентов. Тариф, установленный на перевозку пассажиров в автобусах и троллейбусах, нельзя сравнивать с маршрутными такси. А у нас плата за проезд сейчас почти одинаковая. Когда была между ними (тарифами. - Л. Р.) разница в 4 рубля, пассажир делал выбор в пользу троллейбуса. При стоимости поездки в 9 рублей разница не в нашу пользу - пассажир скорее выберет маршрутку. Учтите при этом, что наши расходы увеличились.
Третья причина - транспортная политика. Некоторые считают, что электротранспорт менее экологичен, чем маршрутки и автобусы, тогда как мировая практика говорит об обратном. Хотя себестоимость перевозки пассажира у нас выше. При этом никто как бы не знает, что маршрутные такси остались только в странах третьего мира, а у нас они не просто дополняют, а по большей части замещают маршруты общественного транспорта.
А четвертая, и, пожалуй, самая главная, причина - повышение тарифа на электроэнергию: с 1 января он увеличился на 51 процент по сравнению с 2008 годом. Долг ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» перед «Горэлектросетью» составляет на сегодняшний день 10,5 миллиона рублей.
?- Какие меры предприняты, чтобы «победить» ситуацию?
?- Разговор на минувшей неделе был даже в правительстве края. Мы обращались с просьбой к «Горэлектросети», чтобы нас не отключали. Тогда было достигнуто согласие, «Горэлектросеть» пообещала, что какое-то время не будет отключать энергию. Но потом за три дня до событий нас официально предупредили.
Мы сделали расчет себестоимости проезда на 2009 год с учетом повышения цен на энергоносители. Получилось 13 рублей с копейками. А тариф установлен в 9 рублей (один рубль дотируется). До соответствия тарифа себестоимости перевозки, как видите, по-прежнему далеко...
В разговор вступает начальник энергослужбы предприятия Владимир Любчанский:
- В ближайшее время троллейбусов может и не быть, а возродить их город будет не в состоянии - даже при поддержке федерального центра.
Существуют и технические нюансы. Если напряжение отключат, пройдет месяц, и кабель выйдет из строя, и его нужно будет менять, а он стоит 40 долларов за метр. А у нас 64 км кабельной сети. Вот и считайте! Да и тяговые подстанции если не поддерживать в рабочем состоянии, то и они могут выйти из строя, а их стоимость неизмеримо выше. В советское время одна тяговая подстанция стоила миллион рублей, сейчас от 100 до 200 миллионов. Вот и считайте, что мы теряем...
Добавим к этому, что сегодня открывается судебное заседание - налоговая инспекция Промышленного района и Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю предъявили иск к троллейбусному предприятию о неуплате налогов и страховых пенсионных взносов.
В августе старейшему предприятию Ставрополя исполняется 45 лет. Будет ли юбилей, точнее, будет ли кому отмечать его? Вопрос риторический, считают троллейбусники...

Фото Юрия РУБИНСКОГО.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление