Царица песни

Никита Пешков
Царица песни

Не так давно в Москве, в Доме кино, состоялось чествование замечательного советского актера Вячеслава Тихонова, которому исполнилось 80 лет. Одним из первых поздравлений юбиляру было выступление певицы из Грузии Тамары Гвердцители. Она исполнила «Грузинскую песню» Булата Окуджавы. И когда в каждом куплете звучал рефрен «А иначе зачем на земле этой вечной живу», думается, каждый из присутствующих в зале, каждый телезритель проникался глубокой мыслью о том, что этот рефрен относится именно к Вячеславу Тихонову, к его богатой событиями жизни, к его незабываемым ролям, ко всему его творчеству. А мне в те минуты подумалось еще и о том, что рефрен этот - в общем-то, простая и в то же время гениальная строка - в полной мере относится и к самой певице, к ее песням, к ее неповторимому исполнительскому мастерству. И память унесла меня в минувший век, в восьмидесятые годы, когда к нам на гастроли приезжала эстрадная певица Тамара Гвердцители, лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов.

Помните известную фразу «Все мы вышли из своего детства»? Детство маленькой Тамрико прошло в эстрадном ансамбле «Мзиури», который выступал не только у себя в республике, не только в Колонном зале Дома Союзов, но и во многих городах СССР и даже за рубежом. Это было первое соприкосновение будущей певицы со сценой, с искусством. Первые аплодисменты, первые цветы от благодарных зрителей. Из-за частых поездок порой приходилось и занятия в школе пропускать. Восемь лет жизни в ансамбле, не сравнимых ни с чем, запомнились не только крепкой дружбой, это было красивое, сказочное для всех время. Детство ушло, но остались яркие воспоминания, остался фильм «Мзиури», в котором отражена история ансамбля. И когда уже взрослая Тамара Гвердцители спустя годы смотрит этот фильм, ее одолевает двойственное чувство. Первое - это, конечно же, ностальгия по ушедшему навсегда детству, которое не вернется, а второе - это радость от того, что можно увидеть себя девчонкой, такой непосредственной, со смешной стрижкой.

Одна из серьезнейших вех взрослой биографии певицы - это седьмой Международный Сочинский фестиваль «Красная гвоздика». На сцену вышла девятнадцатилетняя студентка Тбилисской консерватории. Сама певица признается, что в самом начале творческого пути ей здорово повезло на встречу с прекрасными музыкантами, поэтами. Это, в первую очередь, Юрий Силантьев, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Микаэл Таривердиев. Они не просто видели на сцене молодую певицу, они видели ее в перспективе. Именно здесь решалась ее судьба. На конкурсе это самое важное.

С особым благоговением относилась Тамара Гвердцители к дирижеру Юрию Силантьеву. Она считает, что это была большая честь стоять на сцене рядом с ним. Его ранний уход для советского музыкального искусства - огромная потеря.

Одно из почетных званий Тамары Гвердцители - лауреат премии комсомола Грузии, которое она получила в 1984 году. Солистка эстрадно-симфонического оркестра Грузинского телерадио давала много шефских концертов. Составляя программу, певица искала в каждой песне гармонию. Там, где рождается песня, всегда должна быть гармония музыки и поэзии. Это основной критерий. Если стихи невысокого класса, тогда и музыка не воспринимается. Хорошие стихи усиливают эмоциональное воздействие музыки на слушателя.

У Тамары Гвердцители есть кумир на эстраде - Нани Брегвадзе, которая, можно сказать, создала целую эпоху и в грузинской, и в советской песне. Ища себя в песне, ища свой образ, молодая певица перенимает от нее самое лучшее и ценное. Она понимает, что свои корни надо обязательно знать, любить, хранить и беречь. Она - дочь своего народа, который имеет многовековую национальную культуру, свои богатые традиции. Потому далеко не случайно в репертуаре певицы звучат народные песни. Слушая их, видишь красоту природы, в Грузии - это древние храмы, горы, море, а в России - это широкие, раздольные степи. Песня прививает любовь к родной земле, к своему народу.

Пожалуй, самой памятной, ответственной и серьезной была у Тамары Гвердцители поездка в Афганистан. Там, на чужбине, она невольно чувствовала себя представителем нашей, советской страны, голос ее был голосом родной земли. Она видела перед собой на концертах молодых парней, которые не только рано повзрослели, но кое-кто даже и поседел. Она чувствовала, как нелегко им здесь, вдали от Родины. Ведь на афганской земле они не просто служили, они там воевали.

На одном из концертов произошло непредвиденное: в зале погас свет. Все артисты уже выступили. Следующей на сцену вышла Тамара Гвердцители. Темнота, микрофон не работает. Певица решает петь без микрофона. И вдруг в зале стали появляться огоньки - это вспыхивали солдатские зажигалки. А в огромном зале звучал голос певицы. Одна песня, другая, третья... Это была необычная атмосфера единения артистки со зрительным залом.

В XII - XIII веке в Грузии правила царица Тамара. В годы ее царствования государство добилось значительных успехов во многих областях жизни. Поэт Шота Руставели именно ей посвятил свою поэму «Витязь в тигровой шкуре». Когда сегодня я вижу на экране телевизора или на сцене концертного зала певицу Тамару Гвердцители, я вижу в ней царицу. Царицу песни.

Виталий Задорожный.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление