Туман над Тайбеем

Валерий Манин

Когда в салоне авиалайнера прозвучала просьба пристегнуть ремни, почти вся российская делегация, летевшая на Сурдолимпийские игры, дружно прильнула к иллюминаторам. Очень уж хотелось увидеть, что из себя представляет (пусть и с высоты птичьего полета — хотя какая птица поднимется до уровня современного аэробуса?) Тайбей — столица мало кому известного, почти таинственного Тайваня — острова-государства, претендовавшего долгие годы на право представлять в единственном числе великий китайский народ? И хотя в последние годы отношения между обоими китайскими государствами несколько потеплели, мировое сообщество не рискнуло делать однозначные реверансы в сторону миллиардной Китайской Народной Республики. Предоставив КНР право на проведение Олимпиады 2008 года, оно всего через год дало возможность крохотному Тайваню организовать Сурдолимпиаду — одну из составляющих Паралимпийских игр, набирающих в мире все больший и больший вес. Увы, ни великолепных современных небоскребов, ни величественных древних пагод, ни суперскоростных автомагистралей, позже поразивших гостей Тайваня, увидеть не удалось. Тайбей был надежно укрыт плотными облаками. Яркое солнце резануло в глаза лишь за мгновение до посадки. Так что кроме почти ничем не отличающейся от тысяч других взлетно-посадочной полосы и здания аэродрома прилетевшие до поры до времени ничего увидеть не смогли.

- И город, и остров мы еще увидим, - сказал своему подопечному Кириллу Цыбизову его тренер Сергей Халатян, - вот бы узнать, что нас ждет за спортивным туманом...

И действительно, спортивный туман долго не рассеивался. Прошло уже два соревновательных дня, а в копилке сборной России было всего две медали. Рассчитывали явно на большее. У руководства делегации появилась нервозность. А кое-кто, пытаясь решить личные проблемы, как это, увы, нередко бывает в отечественном спорте, искусственно подогревал и без того непростую обстановку. Один из тренеров сборной, встретив Кирилла в коридоре стадиона за несколько минут до старта, прямо ему сказал: «Ты бы, парень, не позорился и отказался от соревнований — все равно провалишься».

Когда Цыбизов сказал об этой реплике Халатяну, всегда корректный, несмотря на свое кавказское происхождение, несколько флегматичный Сергей Гагикович аж задохнулся от возмущения: «Вот же морда козлиная, так мальчишке мстит за то, что тот обыграл его ученика на отборочных соревнованиях!». Но своему ученику сказал обычным спокойным тоном: «Да не бери ты это в голову. Вспомни, что зимой именно ты набрал лучшую в мире сумму в семиборье, а всего месяц назад установил и высшее мировое достижение в десятиборье. 6508 очков — это тебе не шутка. Ближайшие конкуренты отстают почти на полсотни. Даже если ты и проиграешь очков пятнадцать-двадцать — все равно будешь лучшим. А готов ты так, что можешь и здесь обновить мировой рекорд. Это я тебе говорю».

И, словно подтверждая слова тренера, Кирилл легко выигрывает спринт. Впрочем, в этом мало кто сомневался. Ведь начинал Цыбизов свою спортивную карьеру в Ставрополе у Елены Кораблевой как «чистый» спринтер. В детском и юношеском возрасте легко соревновался и со старшими. Но, когда пришло время серьезных испытаний, Елена Николаевна, сама в прошлом хорошая спортсменка, привела Кирилла к Халатяну, не без оснований считавшемуся одним из лучших в крае специалистом по подготовке именно спринтеров. Вон Виктор Громов медали с республиканских чемпионатов привозил, стал мастером спорта.

- Сережа, посмотри на парнишку, - сказала Кораблева, - фактура хорошая, если дать посоревноваться в нормальной компании, может и по мастерам бегать. Вот только беда — Кирюша почти ничего не слышит. Но характер есть — учится не в спецшколе для глухих, а в обычной, ставропольской №17. Да и по натуре человек общительный.

Опытный специалист не ошиблась. В обстановке жесткого тренинга, но доброжелательной, которая всегда царит в группах Халатяна, Цыбизов раскрылся буквально на глазах. Уже через год занятий под руководством Халатяна семнадцатилетний парень выигрывает две серебряных медали за вторые места на 100 и 200 метров на чемпионате России среди инвалидов по слуху во Владимире, а в 2002 году становится и чемпионом страны в беге на 60 и 100 метров. Его включают в национальную сборную, в эстафетной команде которой завоевывает бронзовую медаль на чемпионате Европы в Болгарии.

Но тренер видит, что дальнейший прогресс ученика в спринте, где счет идет на сотые доли секунды, вряд ли возможен. Ведь он потерял более 90 процентов слуха, в то время как его основные соперники — около 50. Такую фору на коротких дистанциях не отыграть. И Сергей Гагикович вспомнил, что в детстве Цыбизов был призером первенства России в так называемом пионерском четырехборье. Этот незамысловатый комплекс дал дорогу в большой спорт многим лучшим отечественным многоборцам. И уже зимой 2008 года он предложил своему подопечному к спринту добавить прыжки в длину и толкание ядра. Неожиданно для многих ставрополец к привычным победам на обеих спринтерских дистанциях на чемпионате России добавил золотую медаль в толкании ядра.

Думаю, это и стало решающим при переходе Цыбизова от «чистого» спринта к многоборью. Менее чем через год после смены специализации он не только становится победителем зимнего чемпионата страны, но и устанавливает высшее мировое достижение в семиборье — 4650 очков! Признать его официальным рекордом помешало только то, что на чемпионате России отсутствовало электронное хронометрирование. При этом дерзкий дебютант обыграл заслуженного мастера спорта, год назад ставшего серебряным призером чемпионата мира, Шапарева на 400 очков! Это много. Но летом питерца, считавшегося «железным олимпийцем», ждал еще более страшный удар.

Отлично развитый физически, хорошо координированный (Цыбизов плывет стометровку в пределах минуты, его кандидатура вполне серьезно рассматривалась для участия в первенстве России по баскетболу, на чемпионате страны среди сельскохозяйственных вузов стал победителем в так называемом военном пятиборье), он был априори в той или иной степени подготовлен к самому увлекательному, но тяжелому виду легкоатлетической программы. И на чемпионате России 2009 года, который проходил в Волгограде и являлся основным отборочным этапом на Сурдолимпиаду, ставрополец не оставил сомнений в своем праве поехать в Тайбей — он набрал лучшую сумму в мире и опередил питерца на...1000 очков!

Но на Тайване далеко не все складывалось для Цыбизова так, как они планировали с тренером. Лидируя после трех видов, он уже при выполнении первого же прыжка в высоту получил травму ноги — потянул связки. Несмертельно — обычно дня за три-четыре проходит. Но у Кирилла не было и двух часов. Тут надо сказать спасибо традиционному китайскому гостеприимству. Хотя все 15 тысяч зрителей неистово болели за своего Ан Чанг Лунга, претендовавшего на медаль, местные врачи квалифицированно и в самые сжатые сроки оказали россиянину помощь. Однако, вчистую провалив прыжки в высоту, он откатился на вторую позицию. И хотя в беге на 400 метров показал лучший свой результат, по итогам первого дня уступил 50 очков американцу Грейгу Саалфелду.

Перспективы на второй день у ставропольца были неблестящие. Кроме копья и диска считалось, что в остальных трех дисциплинах американец сильнее. И действительно, кто поверит, что за те несколько месяцев, что Цыбизов серьезно занимается десятиборьем, можно на мировом уровне освоить такие технически сложные дисциплины, как бег с барьерами и прыжки с шестом? Ну а спринтеры вообще по натуре плохо ладят с бегом на средние дистанции. А ведь бегом на полтора километра предстояло завершать программу декатлона. В то же время Саалфелд специализируется в десятиборье давно. Значит, технические дисциплины освоил основательно.
 Но в том-то и дело, что Сергей Халатян не является тренером-эгоистом. Для него не важно, кому достанутся все лавры победителя, главное - хорошо подготовить спортсмена, а славой, как говорится, сочтемся. И он, едва поняв, что из Цыбизова может получиться десятиборец международного уровня, привлек к занятиям со своим учеником ведущих ставропольских специалистов.

Бег с барьерами Кирилл осваивал под руководством заслуженного тренера России Виктора Мирошниченко, шест — заслуженного тренера России Валерия Исакина и его сына Олега, копье — заслуженного тренера России Ивана Громова, диск — заслуженного тренера России Анатолия Беляева. А координацию действий этой классной тренерской бригады взял на себя директор школы высшего спортивного мастерства, заслуженный тренер Казахстана Владислав Сивков.

И эта совместная творческая работа дала результат! Выиграв метание копья, Цыбизов стал вторым в прыжках с шестом и третьим в беге на 110 метров с барьерами. И снова вышел в лидеры. Если учесть, что впереди было метание диска, то перед ненавистной полуторкой шансы на успех россиянина выглядели весьма привлекательными.

Но надо же такому случиться, что в первой же попытке любимый диск «не полетел». Кирилл растерянно вышел из сектора и глазами стал искать тренера, взглядом пытаясь спросить: «Что произошло и как поступать дальше?». Пропитанный до предела влагой и нагретый выше 42 градусов воздух, казалось, просто тормозит полет еще вчера бывшего таким послушным снаряда. Халатян, понимая, что ученик его услышать не может, тем не менее и кричал во весь голос, и жестами показывал, что все нормально — диск полетит, надо только успокоиться. И эта связь между учеником и учителем сработала на каком-то паранормальном уровне. Цыбизов вдруг почувствовал снаряд, который послушно улетел за черту личного рекорда. Все, теперь в последней дисциплине надо было просто не проиграть американцу более тридцати секунд. Исходя из личных результатов, это ставропольцу было по плечу.

А когда в таком состоянии выходишь на старт, то любые задачи по плечу. Цыбизов не отставал от Саалфелда ни на шаг и прибежал через три секунды после него! Это была победа! Да какая! После золотой медали Цыбизова сборную России как прорвало — медальный дождь дружно пролился на нашу поляну. Вот такая цена оказалась у олимпийской награды ставропольца!

И когда над вмиг притихшим стадионом Тайбея звучал российский Гимн, растерянный, еще не осознавший значимости сделанного, Кирилл с удивлением смотрел на тренера, который украдкой смахивал влагу с вмиг помокревших глаз. И, едва сойдя с пьедестала, олимпийский чемпион подбежал к Халатяну: «Сергей Гагикович, дайте мобильник, надо бабушке позвонить, а то она в Ставрополе с ума сойдет. Ведь на Россию ни одна телевизионная компания не вела трансляцию с соревнований легкоатлетов. Это американцы прислали девять телевизионных групп, даже на Украину работало пять».

И когда в квартире Изабеллы Ивановны Францевой раздался долгожданный звонок, та схватила трубку как голодный кусок хлеба. Лучшего для себя известия бабушка и желать не могла. Ведь Кирюша для старого врача, посвятившего почти четверть века его воспитанию, был всем. Да и бабушка для Кирилла была и мамой, и бабушкой, и сестрой, и другом. Так что победа в далеком Тайбее стала праздником для всего известного в Ставрополе медицинского клана Францевых.
Ну а потом пошла череда чествований. Растроганная великолепным успехом ставропольского десятиборца заместитель министра физической культуры и спорта Российской Федерации уже через час после официальной церемонии награждения вручила Цыбизову значок и документы заслуженного мастера спорта, а в Москву ушли документы на присвоение Халатяну звания заслуженного тренера России.

... Когда российские спортсмены улетали с Тайваня, плотные облака неожиданно расступились, и перед взором ребят открылся чудесный вид красивого города, с достопримечательностями которого они, впрочем, успели хорошо познакомиться. Да и спортивный небосклон тоже был ясным — российские сурдолимпийцы летели домой с полной корзиной наград, одной из которых была золотая медаль Кирилла Цыбизова — дипломированного специалиста-виноградаря, а ныне студента факультета физвоспитания СГУ — будущего тренера...

~~~~~~~~~~~~~ 

13 октября на очередной планерке в администрации Ставрополя состоялась официальная церемония чествования городских спортсменов и тренеров, добившихся в последнее время наиболее значительных результатов.

На этот раз начальник управления физической культуры и спорта администрации краевого центра Александр Козлов представил своим коллегам заслуженного мастера спорта, чемпиона Сурдолимпийских игр Кирилла Цыбизова, его тренера Сергея Халатяна, заслуженного мастера спорта, трехкратную чемпионку мира Ирину Синецкую и ее наставника заслуженного тренера России Виктора Веселова.
 

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление