Творческий сезон в «Гармонии» открыли чеховские герои

Ольга Метёлкина

После летнего «антракта» встретились со зрителями артисты муниципального литературно-музыкального театра-гостиной «Гармония

Открыла новый сезон премьера по повести А.П. Чехова «Чёрный монах» в постановке Евгения Задорожного.

Ольга Метёлкина

Казалось бы, что нового можно узнать из хорошо знакомого произведения?! Но, к счастью, искусство литературного театра способно удивлять зрителя, «провоцировать» его на открытия, пусть небольшие, но важные. По завершении премьерного показа в «Гармонии» очень точно об этом сказал доктор филологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета Вячеслав Ходус:

Хороший спектакль – тот, что пробуждает эмоцию. Отличный спектакль – который пробуждает разум. Какое счастье, когда ты уходишь из театра и становишься мудрее, потому что артист сумел донести тебе то, что не получилось понять, когда ты читал произведение. И это маленькое открытие – самое дорогое.

Удивительное совпадение (или вовсе не совпадение), что многие зрители в день премьеры сделали для себя какие-то открытия, по-новому уловили смыслы, заложенные в повесть её автором – доктором человеческих душ Антоном Павловичем Чеховым.

Владимир Аллахвердов, Евгений Задорожный и Полина Полковникова в сцене из спектакля «Чёрный монах»
Ольга МетёлкинаВладимир Аллахвердов, Евгений Задорожный и Полина Полковникова в сцене из спектакля «Чёрный монах»

Режиссёр спектакля Евгений Задорожный в этой постановке также выступил в роли Андрея Коврина. Его партнёрами на сцене стали актёры «Гармонии» Полина Полковникова (Таня Песоцкая) и Илья Калинин (Чёрный монах). Однако спектакля могло и не быть, т.к. не было четвертого артиста. По признанию Евгения Задорожного, «заболев» чеховской повестью год назад, он захотел сделать инсценировку и поставить её. Единственным препятствием оказалось то, что в актёрском составе «Гармонии» не было никого, кто подошёл бы на роль Егора Семёновича Песоцкого. Озарение пришло после творческого вечера заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова. Для ветерана ставропольской сцены, который без малого шесть десятилетий служит в Академическом театре драмы имени М. Лермонтова, дебют в «Гармонии» стал очень приятным открытием для зрителей.

Актёры Илья Калинин (в роли Чёрного монаха) и Евгений Задорожный (Андрей Коврин)
Ольга МетёлкинаАктёры Илья Калинин (в роли Чёрного монаха) и Евгений Задорожный (Андрей Коврин)

Не забывайте, что это литературный театр. В нём всегда незримым героем присутствует автор. И это очень ценно как для актёров, так и для зрителей. Здесь звучит авторское слово. А в спектакле «Черный монах», жанр которого определён как «История болезни», это имеет особое значение. Доктор Чехов по-своему помогал актёрам показать, как в сознании одарённого молодого человека зарождается мысль о собственной исключительности, которая затем разрастается до размеров мании величия. Персонаж Евгения Задорожного разрушает не только свою жизнь, но и ломает судьбы любимой женщины и её отца. Но при этом зрители не воспринимают его как злодея. Всё происходит как будто помимо его воли. Чёрный монах, в образе которого появляется Илья Калинин, наделен, как ни странно, бесовскими чертами, искушая Коврина своими речами. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими, – говорит загадочный «черный человек». – Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно»...

Но, может быть, история болезни берёт начало с того момента, когда отец и дочь Песоцкие внушают Коврину, что он «величина»?.. Когда влюбленная Таня говорит Андрею: «Ведь вы знаете, мой отец обожает вас. Иногда мне кажется, что вас он любит больше, чем меня. Он гордится вами. Вы ученый, необыкновенный человек, вы сделали себе блестящую карьеру»... Рисунок образа Тани Песоцкой, созданный Полиной Полковниковой, невольно отсылает зрителей к другому произведению А.П. Чехова – пьесе «Дядя Ваня», которая была написана через три года после «Черного монаха». Романтичная, тонкая, жертвенная по своей натуре, Таня очень напоминает Соню Серебрякову. Возможно, именно роль Сони, которую актриса Полина Полковникова исполняет в спектакле Ставропольского академического театра драмы «Пропала жизнь», помогла ей глубже понять характер Тани Песоцкой и придать её образу особые черты, свойственные чеховским героиням.

Владимир Аллахвердов (в роли Песоцкого), Евгений Задорожный (Коврин) и Полина Полковникова (Таня)
Ольга МетёлкинаВладимир Аллахвердов (в роли Песоцкого), Евгений Задорожный (Коврин) и Полина Полковникова (Таня)

Если говорить об аллюзивных смыслах спектакля, которые улавливает внимательный зритель, то никак нельзя пройти мимо образа сада, существующего на равных правах с действующими лицами повествования. Сад, любовно выращенный Егором Семёновичем Песоцким, становится смыслом всей его жизни. С ним связаны самые светлые мечты и планы на будущее. Передать сад, а значит, и дело всей своей жизни, в надежные руки и выдать замуж единственную дочь – для Песоцкого это почти одно и то же. В мизансценах, где персонаж Владимира Аллахвердова говорит о саде, звучит боль, выходящая за рамки литературного произведения: «Он без меня не продержится и одного месяца. Весь секрет успеха не в том, что сад велик и рабочих много, а в том, что я люблю дело – понимаешь? – люблю, быть может, больше, чем самого себя».

Тема сада в спектакле многогранна. Это и реальный сад, и символ созидания, происходящего в жизни, и сад души и человеческих отношений, который гибнет от разрушительных идей. И, естественно, возникает образ другого чеховского сада – вишнёвого…

Заслуженный артист России Владимир Аллахвердов (в роли Песоцкого) и Полина Полковникова (Таня)
Ольга МетёлкинаЗаслуженный артист России Владимир Аллахвердов (в роли Песоцкого) и Полина Полковникова (Таня)

Режиссёр спектакля Евгений Задорожный отметил, что в постановке он по возможности постарался сохранить авторский текст: «Не только диалоги героев, но это удивительное описание природы. Было бы жалко его потерять». Нельзя не сказать и о том, что в спектакле в одной психологической тональности с чеховским текстом звучит музыка в исполнении Евгении Сафроновой. Это отличительная особенность нашего литературного театра – живая музыка.

Премьера литературного театра «Гармония» адресована зрителям разного возраста. Как сказал художественный руководитель коллектива почетный деятель искусств Ставропольского края Игорь Барташ, главным критерием является любовь к литературе и театру. А это значит, что открывшийся театральный сезон будет насыщен встречами с любимыми авторами, а также их героями.

Чехов, Ставрополь, театр, спектакль

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление