Учебное единство

Михаил Василенко

Сообщили, что единый, «правильный», учебник истории России практически готов. Следовательно, история как наука выполнила свое предназначение и тихо отмирает вместе с излишними теперь дискуссиями и прочей полемикой ученых мужей.

Сообщили также, что найдены компромиссные трактовки сложных тем исторического процесса, как то: сталинизм, золотоордынское иго и т. п. Что ж, почитаем... Примечательно уже то, что судьбоносный учебник появился аккурат между 400-летием воцарения Романовых и 100-летием их конфузного свержения с престола. То есть событий, вызывающих в думающем обществе неутихающие споры.

Еще примечательней, что единый и неделимый учебник анонсирован в законченном виде накануне 4 ноября, объявленного Днем народного единства и приуроченного к сдаче польского гарнизона Московского Кремля в 1612 году. В общем, на бумаге единства - хоть отбавляй. Но как в жизни примирить тех, кто видит Россию только интегрированной в наиболее развитые постиндустриальные цивилизации, с теми, кто почитает ордынско-византийскую обособленность и без устали одевает державу в домотканые сарафаны? Ведь большинство общественно значимых споров о прошлом России есть всего лишь зеркально отраженные споры о ее настоящем и будущем.

Вот, казалось бы, какая нам принципиальная разница, совершил ли 400 лет назад свой оперно воспетый подвиг некий крестьянин по фамилии Сусанин. Достоверных доказательств тому нет. Как нет ответов и на многие очевидные вопросы: откуда в лесной глуши было известно о воцарении Михаила Романова, когда сей отрок и сам еще о том не ведал; каким образом на месте событий оказался отряд поляков, если польская армия находилась под Смоленском; на кой черт полякам понадобилось убивать юнца - номинального по сути правителя, да еще и присягнувшего польской короне в годы Смуты, сидевшего вместе с ляхами в осажденном Кремле и теперь, испугавшись возмездия за предательство, спрятавшегося в одном из костромских монастырей.

Казалось бы, что проще - переместить сусанинский подвиг в область исторических преданий или официальных мифов и поставить точку. Но нет же! Никем не доказанная жертва - жизнь за царя - воспевается на все лады с незамутненным подтекстом: народ обожает своих правителей и готов за них кинуться хоть в чащу дремучую, хоть в болото с кикиморами.

Или: в царистско-церковных кругах принято все беды России XX столетия вести от октября 1917 года, от большевиков. Ой ли? А куда ж делся февраль семнадцатого, когда без заметного влияния ленинской гвардии, но при ликовании абсолютного большинства народонаселения с треском рухнула романовская династия? К слову, даже часть православных иерархов поддержала гибель императора, а церковь в целом за Николая II не вступилась. Да и первые расправы над «бывшими», первые погромы монастырей начались еще за месяцы до прихода к власти большевистско-левоэсеровского Совнаркома.

Что нам сегодня до всего этого? Давайте без патетики примем случившееся как исторический факт, и не более того. Но кто-то настойчиво доказывает: без вмешательства извне (большевики - агенты Германии, мирового сионизма, масонства и т. д.) на святой Руси торжествует благодать божия, а все перевороты и смуты - порождение иноземных заговоров и интриг.

Так есть ли вообще такая наука – «история»? Конечно. И правят бал в ней научно доказанные факты, не подструганные политическим рубанком, для того чтобы «сегодня» было удобнее сидеть на «вчера». История - наука занозистая, а не барышня, милая для всех (особенно для начальства). Это в нынешнем российском календаре воспарило 4 ноября, знаменующее событие, в общем-то, локального масштаба. Но как бы кому сие не нравилось, а в анналах истории всегда выше по звучанию и значению будет день 7 ноября, когда на одной шестой части суши начался невиданный, трагический, дерзновенный, временами кровавый, временами триумфальный, однако окончившийся неудачей социальный эксперимент. Эксперимент, на десятки лет приковавший к себе внимание всего мира. Эксперимент, подтолкнувший человечество к большей социальной справедливости, к расовому и гендерному равенству и ко многому другому, без чего сегодня не мыслит себя ни один цивилизованный народ, пусть даже и не почитающий вклад России в общепланетарное развитие.

Не согласны со мной? Спорьте, аргументируйте! Историческая полифония - естественный отзвук прошлого, в котором никогда не было слащавенького агитединства. Но если у нас сегодня история унифицирована, следует ли думать, что и будущему России предписано стать безальтернативным?..

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление